Памятки студентам для анализа исторических событий, явлений
Памятки по истории
Памятка для анализа геополитического положения страны
1. Территория и природно-климатические зоны.2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки.3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны.4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами.5. Основные занятия населения.6. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений.7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.
Памятка для анализа экономического развития страны
Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д.2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой.3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства.5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.6. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.7. Место страны в мировом производстве.
Памятка для анализа социального положения страны
Социальная основа страны: слои, классы, группы их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества).2. Этнический, религиозный состав общества, их положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими».3. Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения.4. Образ жизни отдельных социокультурных групп.
Памятка для анализа политического положения страны
Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти.2. Административно-территориальное деление.3. Местные органы управления и самоуправления.4. Формы власти: монархия или республика.5. Политический режим.6. Основные политические партии и движения. Их место в политической системе государства.7. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие.8. Характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение.
Памятка для анализа внешней политики страны
1. Положение страны на международной арене.2. Цели и приоритеты внешней политики государства.3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени.4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени.5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.
Памятка для анализа политических партий, движений и их программ
Название и время создания партии/движения/программы.2. Положение в политической системе государства в определенный период времени.3. Социальная база партии/движения.4. Основные цели и задачи деятельности/программного документа.5. Интересы каких социальных групп они выражают?6. Средства достижения целей/методы реализации программных заявлений.7. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы.8. Исторические оценки значения деятельности политических сил/политической программы.
Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных)
1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения.4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране.5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.6. Исторические оценки значения общественного движения.
Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли)
1. Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов.2. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе.3. Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали.4. Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть.5. Исторические оценки значения идейного течения.
Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов
1. Участники войны/сражения/конфликта.2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.6. Основные события каждого этапа войны/сражения.7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
Памятка для анализа культурного развития общества, государства
1. Социально-политические и социально-экономические характеристики общества на данном этапе развития культуры.2. Ценностные ориентации (морально-этические нормы общества и отдельных социальных групп), их связь с уровнем развития общества, характером государства.3. Достижения в различных сферах культуры: наука, образование, религия, искусство (художественные стили, характерные для этого периода произведения, и деятели культуры), средства массовой информации, массовая культура.4. Роль культуры в жизни общества, отдельных социальных групп.5. Роль государства в культурной жизни страны.6. Значение культуры данного периода в культурном наследии страны, мира.
Памятка для анализа произведений искусства
1. Автор, время и место создания произведения.2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.6. Историческая и художественная ценность произведения.
Памятка для анализа деятельности исторических личностей
1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы:историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д.2. Направленность деятельности на определенные социальные группы/политические или другие организации, сферы экономики.3. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц).4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп).6. Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц).7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.
Заголовок 1Заголовок 315