Межпредметные связи как способ создания проблемных ситуаций на уроках физики в начальном профессиональном образовании.


Центр гражданского образования «Восхождение»
Всероссийская конференция педагогов «Педагогический поиск»
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №98
Московская область
Полный адрес: 140124 Московская область, Раменский район, с. Игумново, ул. СПТУ-98.

Тема выступления:
Межпредметные связи как способ создания проблемных ситуаций на уроках физики в начальном профессиональном образовании.

Автор: Гришина Людмила Ивановна,
учитель физики и математики.
ГБОУ НПО ПУ-98 МО
2013-2014 учебный год
Межпредметные связи как способ создания проблемных ситуаций на уроках физики в начальном профессиональном образовании
Содержание
Введение.
1.Проблемное обучение.
2.Организация межпредметных связей.
3.Задачи с производственным содержанием.
Заключение.
Введение
«Каждый человек видит тем больше нерешённых проблем, чем обширнее круг его знаний».
С.Л.Рубинштейн
Успехи развития современной техники, внедрение в производство новых технологий значительно повышают требования к уровню теоретических знаний и практических умений рабочего. Чтобы в дальнейшем успешно осваивать новейшие машины и технологические процессы, овладевать достижениями науки и техники, учащиеся средних профтехучилищ, готовящих квалифицированных рабочих, должны знать политехнические основы современного производства, уметь пополнять и углублять свои знания, практически применять их.
Современному обществу нужны люди, способные мыслить. Выпускник НПО должен в обилии информации уметь выделить нужную ему, применить ее в изменившейся ситуации, он должен уметь адаптироваться в обществе, найти себе достойное место в любой социальной среде
1.Проблемное обучение
Уровень развития умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достигать успехов в решении проблем. Задача преподавателя научить учащегося не только понимать, но и мыслить. Для этого надо развивать его способности. Это развитие обеспечивает возможность самостоятельно овладевать знаниями. Но умственная деятельность должна быть, прежде всего, мотивирована. Необходимы аргументы средства, побуждающие ученика активно действовать на уроке. Как известно, проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. Она обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания. Многие педагоги суть проблемного обучения видят в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Но тогда возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?». Если он лежит через заучивание, то здесь и проблемы нет. Но если для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, изменений, то есть возникает проблемная ситуация, то здесь требуется напряжение умственной деятельности.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе решения таких задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности учащегося, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у обучающихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Преподаватель должен внимательно следить за развитием интересов учащихся, «подбрасывать» им посильные для понимания и разрешения проблемы. Учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены, что, разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания.
Обучение учащихся ставить вопросы (проблемы) – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.
У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному.
Поэтому, прежде всего, необходимо осознание учащимися полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности.

Организация межпредметных связей
Одним из способов создания проблемных ситуаций является организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.
Изучение курса физики обеспечит понимание научных основ производства, что поможет выработать сознательное отношение к трудовой деятельности.
Для того, чтобы учащиеся осознанно и с интересом воспринимали учебный материал, преподавание физики следует теснейшим образом связывать с изучением спецдисциплин и с производственным обучением. Это способствует не только повышению качества обучения, но и росту производительности труда учащихся, делает этот труд более осмысленным, творческим, помогает будущим рабочим принимать участие в рационализации и усовершенствовании технологии производства.
Осуществление межпредметных связей создает возможность для приобретения учащимися единой системы знаний и возможность применения их в практической деятельности.
Политехнический материал необходимо гармонически включать в преподаваемый курс. Его можно использовать как при изучении теоретических вопросов, так и при составлении практических заданий.
Решение физических задач с производственным содержанием является одной из наиболее эффективных форм, обеспечивающих межпредметные связи.
Всю работу по подбору и составлению задач с профессиональным содержанием преподавателям физики целесообразно проводить в тесном контакте с преподавателями спецпредметов и мастерами производственного обучения.
Подбирать задачи практического характера для различных подготавливаемых профессий следует из всевозможных задачников и пособий. Кроме того, преподаватель должен располагать большим конкретным производственным материалом который можно взять из целого ряда источников: программы спецдисциплин производственного обучения, учебники по спецпредметам, экскурсии на производство, технические справочники,
правила по технике безопасности, научно-популярная литература, интернет.
Задачи с производственным содержанием
При составлении задач с производственным содержанием следует руководствоваться следующими принципами:
— используемый политехнический (материал должен быть органически связан с изучаемым программным материалом)
— в содержание задач необходимо включать материал, знакомящий учащихся с применением изучаемых физических явлений и законов, с физическими принципами устройства действия современных машин и технологическими процессам выполняемыми ими;
— условия задач требуется излагать с технической точки зрения грамотно и методически правильно;
— для решения задач должна существовать возможность отыскания всех необходимых данных в технических справочниках или путем непосредственных наблюдений, измерений.
Приступая к работе над задачами, преподаватель должен показать учащимся, что при решении любой задачи по физике, в том числе и задачи производственного характера, прежде необходимо тщательно проанализировать поставленную перед ними проблему, затем установить физические закономерности, требующиеся для ее разрешения, подобрать дополнительные данные из справочников, паспортов машин, диаграмм, выполнить нужные измерения. После этого все полученные величины записать в выбранной системе единиц. По окончании решения задачи обязательно проанализировать полученные результаты.
Для успешного решения задач с производственным содержанием необходимо научить учащихся самостоятельно находить требуемые данные. При анализе содержания задач преподаватель должен показать учащимся, что большинстве данных величин являются техническими характеристиками машин, транспортных средств, установок и т. д., которые можно найти в справочной литературе, паспортах машин, приборов. Ряд величин, необходимых для решения задач, следует найти путем непосредственных измерений. Некоторые данные можно получить, проанализировав графики, чертежи, схемы, индикаторные диаграммы. При этом особое внимание нужно уделить развитию навыков свободно пользоваться различными справочниками и таблицами, т. к. учащиеся нередко затрудняются в нахождении нужных физических величин, а если и находят, то не могут определить их физическую сущность, плохо разбираются в построении таблиц. Умение пользоваться справочной литературой освободит учащихся от необходимости многое запоминать, приблизит их к реальной производственной обстановке.
Заключение
Сельское среднее профессиональное училище №98 Московской области готовит специалистов для сельского хозяйства.
Готовя учащихся по специальностям, « Мастер по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка» и «автослесарь, большое внимание уделяется задачам по вопросам «тепловые двигатели», «свойства материалов», «техника безопасности при эксплуатации машин и тракторов» и другие. Осуществляется связь с предметами «двигатели», «тракторы и автомобили», «материаловедение» и другими спецдисциплинами.
Производственные задачи осуществляют связь теории с практикой, развивают творческие способности учащихся, пробуждают интерес к физике и специальным предметам. Они носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер.
Содержание проблемных задач учит бережливости и экономному расходованию материальных ресурсов, заставляет учащихся обращаться к основным понятиям и законам спецдисциплин и общеобразовательных предметов (например: устройство и параметры деталей трактора и автомобиля, нормы расхода топлива и т.д.). Это в определенной степени влияет на уровень профессиональной подготовки и поможет им в будущей профессии, в какой бы из сфер производства они бы не работали.
Литература.
1.Кульневич С.В. Современный урок. Часть II Проблемные уроки. – Ростов на Дону: Учитель, 2006
2.Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение,
© 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября».
3.Интернет-ресурсы