Конспект по химии: Классификация химических реакций: по направлению процесса, по изменению степени окисления, по тепловому эффекту, по числу и составу реагентов и продуктов реакции. Демонстрации № 3(3.1,3.2)


Тема: Классификация химических реакций: по направлению процесса, по изменению степени окисления, по тепловому эффекту, по числу и составу реагентов и продуктов реакции. Демонстрации № 3(3.1,3.2)
Класс: 10 «Б»
Дата:
Цель урока: систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.
Задачи урока:
– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений.
– Научиться выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций.
– Рассмотреть классификацию химических реакций по различным признакам.
– Доказать учащимся взаимосвязь противоположных процессов.
– Доказать материальность изучаемых процессов.
Тип урока: обобщение и коррекция знаний учащихся
План урока:
Организационный момент. (5 мин)
Актуализация знаний: (20 мин)
Проверка знаний фактического материала фронтальный опрос(10 мин)
Закрепление (выполнение упражнений).– составление дерева (8 мин)
Домашнее задание. (2 мин)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся, сообщение темы, цели урока.
Природа, по-видимому, любит превращения.
И. Ньютон
Учитель: Здравствуйте! Вы изучаете химию уже четвёртый год, и надеюсь, убеждаетесь в том, что химия – удивительная наука! Скажите мне, пожалуйста, что изучает химия?
Ответ: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающие эти превращения.
Учитель: Одна из задач химии использовать эти процессы для получения соединений с новыми полезными свойствами, а так же для получения разных видов энергии. В организме человека и в окружающем нас мире протекает огромное число реакций, без них невозможна жизнь. Чтобы ориентироваться в огромном царстве реакций, необходимо знать их типы. Сегодня мы и рассмотрим классификацию химических реакций. Итак, запишите тему урока: “Классификация химических реакций”. (Слайд 1)
Какие цели, вы поставите перед собой, исходя из темы? (Слайд 2)
III. Проверка знаний учащимися фактического материала.
Вопросы:
1 Что называется явлением?
(Явление – это то, в чём проявляется развитие, изменение чего– либо).
2. Чем сопровождается любое явление?
(Изменением энергии)
3. Какие виды энергий вы знаете?
(Кинетическая, потенциальная, внутренняя) (Слайд 3)
4.К каким явлениям относятся данные превращения? (Слайд 4)
(Физическим)
5. В чём разница между физическими и химическими явлениями?
(В результате химических реакций происходит образование новых веществ)
6. Будут ли данные реакции химическими? (Слайд 5)
(Нет, т.к. происходит изменение ядер атомов)
7. Какие уровни организации вещества затрагиваются при химических реакциях?
(Молекулы, атомы не делятся, происходит только их перегруппировка)
IV. Проверка знаний учащимися основных понятий, законов, теорий, умений объяснять их сущность.
V. Проверка глубины осмысления знаний, степени обобщения.
Учитель. При изучении курсов органической и неорганической химии мы изучали множество химических реакций. Вспомните, пожалуйста, какие признаки могут быть выделены при классификации Х. Р?
I. Признаки классификации химических реакций (Слайд 12)
По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
По тепловому эффекту
По признаку обратимости
По признаку изменения степеней окисления
По агрегатному состоянию веществ
По наличию катализатора
II. Классификация Х.Р.
Какие типы реакций можно выделить в каждой группе вы мне скажите сами, выполнив лабораторный опыт по инструкционным картам (Слайд13). 
1. По числу и составу реагентов. (Слайд 14)
– Реакции, идущие без изменения состава веществ:
2. По изменению степеней окисления химических элементов. (Слайд 16)
– Окислительно-восстановительные.
– Не окислительно-восстановительные. (С. О. – const)
3. По направлению: (Слайд 17)
– Обратимые реакции – протекают одновременно в двух противоположных направлениях
– Необратимые реакции – протекают только в одном направлении
Признаки необратимости:
образование осадка
образование слабого электролита (Н2О),
выделение газа,
выделение большого количества теплоты
4. По наличию катализатора: (Слайд 18)
– Каталитические.
Катализатор.Ингибитор.
– Некаталитические
5. По тепловому эффекту:(Слайд 19)
– Экзотермические (+ Q).
– Эндотермические (-Q).
6. По агрегатному состоянию веществ: (Слайд 20)
– Гетерогенные реакции – протекают в неоднородной среде, на поверхности раздела фаз (т-г, т-ж, ж-г, т-т).
– Гомогенные реакции – протекают между веществами в однородной.
VI.  Домашнее задание.