Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. УМК Школа России (А.А. Плешаков )
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Тяглое Озеро муниципального района Пестравский Самарской области
(ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро)
«Согласовано»
Руководитель МО
_____/Боброва Е.В./
ФИО
Протокол № 1 от
«__» _________ 201_ г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро
_____/Бочарова В.В./
ФИО
«___» _________20__г.
«Утверждено»
Директор ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро
_____/Федюнина Н.В./
ФИО
Приказ №______ от
«___» _________20__г.
Рабочая программа
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Кол-во часов в неделю: 2
Общее кол-во часов: 66
Учитель: Артемьева Т.А.
Учебный год: 2016 – 2017
Программа: А.А.Плешаков. Окружающий мир.1-4 классы. Предметная линия учебников «Школа России». М. Просвещение, 2011 г.
Учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс в 2ч. для общеобр. учржд. с приложением на электронном носителе . Издательство Просвещение, 2012 г.
.
Тяглое Озеро, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира в 1 классе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан— 66 ч (33 учебные недели).
Учебно – тематический план
№ п/п Наименование
раздела Количество часов Вид контроля
Практическая работа Проект Тест
1 Введение (1ч) 1 2 Что и кто? (20 ч) 20 2 1 1
3 Как, откуда и куда? (12 ч). 12 2 1 1
4 Где и когда? (11) 11 1 1
5 Почему и зачем? (22 ч) 22 1 1
Итого 66 4 4 4
Содержание учебного предмета
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, смена времен суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина сменяя дня и ночи.
Времена года, их особенности. Обращение Земли вокруг солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Водоемы, их разнообразие (море, река, озеро); их использование человеком. Водоемы родного края (названия) Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, траы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Образ идеального человека в культуре России и мира. Семья – самая близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России. Президент Российской Федерации – глава государства.
Россия на карте; государственные границы России. Москва – столица России. Герб Москвы. Расположение на карте.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика). Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в родном крае.
Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха. Занятия физической культурой, закаливание, игры на воздухе. Личная ответственноть человека за укрепление своего здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1) основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4) умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8) овладение логическими действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2) уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5) навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
НОРМА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Домашнее задание в 1 классе не задаётся.
Тематическое планирование
№ урока Наименование раздела/Тема урока Элементы содержания Коды элементов содержания (КЭС) Виды учебной деятельности Вид\форма контроля
I четверть – 18 ч. Введение (1ч) 1. Задавайте вопросы! Учимся задавать вопросы об окружающем мире 2.1.2 Знакомиться с учителем и одноклассниками. Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками Фронтальный
опрос
Что и кто? (20 ч) 2 Что такое Родина?
Родина – это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, ее столице, о своей малой родине. 2.2.6 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.
Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Фронтальный
опрос
3 Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники, традиционные религии России. 2.2.8 Рассказывать о малой родине и Москве как столице государства.
Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов Фронтальный
опрос
4 Что мы знаем о Москве?
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк.
2.2.6 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве. Узнавать достопримечательности Москвы.
Фронтальный
опрос
5 Проект «Моя малая Родина». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, определение заданий, обсуждение сроков выполнения работы 2.2.9 В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
- фотографировать красивые места;
- составлять устный рассказ;
- оценивать результаты собственного труда. Проект
6 Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звезды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.
1.1.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем. Моделировать форму Солнца.
Фронтальный
опрос
7 Что у нас под ногами? Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, размер). Распознавание камней. 1.1.2 Группировать объекты неживой природы по разным признакам. Различать гранит, кремень, известняк.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
8 Что общего у разных растений?
Части растений (корень, стебель, листья, цветок, плод, семена). Представление о соцветиях.
1.12.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Находить у растений их части. Различать цветки и соцветия. Фронтальный
опрос
9 Что растет на подоконнике ? Наиболее распространенные комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений . 1.12.3 Наблюдать комнатные растения и растения клумбы, узнавать их по рисункам. Различать изученные растения, Приводить примеры. Рассказывать о любимом цветке.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
10 Что растет на клумбе? Наиболее распространенные растения цветника. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание растений цветника. 1.12.3 Наблюдать комнатные растения и растения клумбы, узнавать их по рисункам. Различать изученные растения, Приводить примеры. Рассказывать о любимом цветке.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
11 Что это за листья?
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.
1.12.7 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях. Узнавать листья в осеннем букете. Фронтальный
опрос
12 Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизмененные листья. Распознавание хвойных деревьев. 1.12.7 Сравнивать и группировать листья по различным признакам. Определять деревья по листьям.Различать лиственные и хвойные деревья. Сравнивать ель и сосну. Практическая работа
13 Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых.
1.14.3 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых. Узнавать насекомых на рисунке. Фронтальный
опрос
14 Кто такие рыбы? Рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуей. Морские и речные рыбы. 1.14.3 Моделировать строение чешуи рыбы. Узнавать рыб на рисунке. Описывать рыб по плану. Приводить примеры морских и речных рыб.Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Практическая работа
15 Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птицы. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
1.14.3 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Исследовать строение пера птицы. Узнавать птиц на рисунке. Описывать птицу по плану. Фронтальный
опрос
16 Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детенышей молоком. 1.14.3 Исследовать строение шерсти зверя. Узнавать зверей по рисункам. Устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни.
Отвечать на итоговые вопросы . Фронтальный
опрос
17 Что окружает нас дома?
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
3.3.3 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать назначение бытовых предметов, находить их на рисунке, группировать.Определять составные части компьютера, характеризовать их назначение. Фронтальный
опрос
18 Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. 2.3.3 Определять составные части компьютера, характеризовать их назначение. Сравнивать стационарный компьютер и ноутбук. Рассказывать о значении компьютера в жизни, о его возможностях. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
II четверть – 14 ч.
19 Что вокруг нас может быть опасным?
Первоначальное знакомство с потенциально опасными предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. 3.3.3 Выявлять потенциальную опасность бытовых предметов, характеризовать их опасность. Формулировать правила перехода улицы, моделировать устройство светофора. Фронтальный
опрос
20 На что похожа наша планета?
Первоначальные сведения о форме Земли и ее движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли. 1.3.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Выдвигать предположения и доказывать их. Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты. Объяснять особенности движения Земли. Фронтальный
опрос
21 Проверим себя по разделу «Кто и что?». Проверка знаний и умений 1.3.2, 3.3.3 Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Выполнять тестовые задания учебника. Тест
Как, откуда и куда? (12 ч). 22 Как живет семья?
Проект «Моя семья» Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.
Подготовка к выполнению проекта «Моя семья». 2.1.1 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника. Называть по именам членов семьи. Оценивать значение семьи для человека и общества. Проект
23 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды в жилище человека. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природы. Опасность использования загрязненной воды. 1.9.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Прослеживать по рисунку путь воды, обсуждать необходимость экономии воды. Выяснять опасность употребления загрязненной воды. Фронтальный
опрос
24 Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых приборов. Способы выработки электричества. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. 3.3.3 Отличать электроприборы от других бытовых предметов. Запомнить правила безопасности при обращении с электричеством. Анализировать схему выработки электричества и способы его доставки. Обсуждать необходимость экономии электричества.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
25 Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. 2.1.3 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней. Строить схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма. Фронтальный
опрос
26 Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений детей о реке и море, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.
1.7.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Прослеживать по рисунку путь воды из реки в море. Сравнивать реку и море. Различать пресную и морскую воду.
Фронтальный
опрос
27 Откуда берутся снег и лед? Снег и лед. Исследование свойств снега и льда. 1.9.3 Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы. Наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Практическая работа
28 Как живут растения?
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.
1.2.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Прослеживать по рисункам этапы жизни растения. Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растения. Фронтальный
опрос
29 Как живут животные?
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. 1.14.1 Наблюдать за жизнью животных. Выполнять задания, формулировать выводы.
Фронтальный
опрос
30 Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. 1.14.2 Различать зимующих птиц по рисункам. Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
31 Откуда берется и куда девается мусор?
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природе. Раздельный сбор мусора. 1.17.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Определять с помощью рисунков источники возникновения мусора и способы его утилизации. Обсуждать важность соблюдения чистоты, необходимости раздельного сбора мусора. Фронтальный
опрос
32 Откуда в снежках грязь?
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты ее от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. 1.17.2 Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. Формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений. Практическая работа
III четверть – 18 ч.
33 Проверим себя и оценим свои достижения. Проверка знаний и умений. 1.9.3
1.17.2
1.2.2 Выполнять тестовые задания учебника. Тест
Где и когда? (11 ч) 34 Когда учиться интересно? Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного кабинета, доверительные отношения с учителем, дружный коллектив. 2.1.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учебы. Сравнивать фотографии в учебнике. Фронтальный
опрос
35 Проект «Мой класс и моя школа» Подготовка и выполнение проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. 2.1.2 В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
- фотографировать здание школы, интересные моменты в классе;
- коллективно составлять устный рассказ;
- презентовать итоги коллективного проекта;
- оценивать результаты собственного труда. Проект
36 Когда придет суббота?
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.
2.3.1 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее. Отображать последовательность дней недели, называть дни недели. Фронтальный
опрос
37 Когда наступит лето? Последовательность смены времен года и месяцев в нем. Названия месяцев. Зависимость природных явлений от смены времен года. 1.4.2 Анализировать схему смены времен года и месяцев, называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы. Находить несоответствия в природных явлениях.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
38 Где живут белые медведи ? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
1.3.4 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их. Рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов. Приводить примеры животных холодных районов. Фронтальный
опрос
39 Где живут слоны? Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.
1.3.4 Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их. Приводить примеры животных жарких стран. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
40 Где зимуют птицы? Зимующие и перелетные птицы. Места зимовок перелетных птиц. Исследования учеными маршрутов перелета птиц. Причины, заставляющие птиц улетать. 1.14.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Различать зимующих и перелетных птиц, группировать их. Выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их. Объяснять причины отлета птиц в теплые края. Приводить примеры зимующих и перелетных птиц. Фронтальный
опрос
41 Когда появилась одежда?
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и ее назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).
2.3.3 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды, описывать одежду людей по рисунку. Отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов. Различать типы одежды в зависимости от ее назначения, подбирать одежду для разных случаев. Фронтальный
опрос
42 Когда изобрели велосипед? История появления велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей. Правила дорожного движения и безопасности. 2.3.3 Сравнивать старинные и современные велосипеды. Извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда. Запомнить правила безопасной езды на велосипеде.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
43 Когда мы станем взрослыми?
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
2.3.1 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Сравнивать жизнь взрослого и ребенка. Определять по фотографиям в учебнике профессии людей. Рассказывать о профессиях родителей. Обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем. Сравнивать рисунки учебника Фронтальный
опрос
44 Проверим себя и оценим свои достижения. Проверка знаний и умений. 2.3.1
2.3.3
1.3.4 Формулировать выводы в соответствии с заданием.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Выполнять тестовые задания учебника. Тест
Почему и зачем? (22 ч) 45 Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие льва.
1.4.1 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Сопоставлять видимые и реальные размеры звезд. Работать со взрослыми: наблюдать картину звездного неба, находить созвездие льва. Фронтальный
опрос
46 Почему Луна бывает разная? Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменения внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. 1.3.1 Анализировать схему движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем. Формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны. Рассказывать с помощью рисунков об изучении Луны учеными. Фронтальный
опрос
47 Почему идет дождь и дует ветер?
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных. 1.4.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Наблюдать аз дождями и ветром. Рассказывать по рисунку учебника о видах дождя. Отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра. Объяснять причины возникновения дождя и ветра.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
48 Почему звенит звонок?
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звука. Необходимость беречь уши.
1.18.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира. Исследовать возникновение и распространение звуков. Обсуждать, почему и как следует беречь уши. Фронтальный
опрос
49 Почему радуга разноцветная? Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. 1.1.2 Называть цвета радуги по рисункам. Запомнить последовательность цветов радуги. Фронтальный
опрос
50 Почему мы любим кошек и собак?
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. 1.14.6 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Описывать по плану своего домашнего питомца. Обсуждать наше отношение к домашним питомцам. Рассказывать по рисункам об уходе за кошкой и собакой. Познакомиться с предметами ухода за домашними питомцами. Фронтальный
опрос
IV четверть – 16 ч.
51 Проект «Мои домашние питомцы» Подготовка и выполнение проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. 1.14.6
1.14.7 В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
- наблюдать за домашним любимцем, фиксировать результаты;
- фотографировать животное в наиболее интересных ситуациях;
- составлять рассказ о животном, характере, повадках, играх.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Проект
52 Почему мы не будем рвать цветы, ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.
1.17.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Рассматривать и сравнивать рисунки, оценивать поступки других людей, формулировать правила поведения в природе. Устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации. Определять цветы и бабочек. Фронтальный
опрос
53 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. 1.17.2 Объяснять, почему в лесу надо соблюдать тишину. Устанавливать причинно-следственные связи. Оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
54 Зачем мы спим ночью?
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные.
3.1.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека. рассказывать о правилах подготовки ко сну. Оценивать правильность своей подготовки ко сну. Фронтальный
опрос
55 Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. 3.1.1 Различать овощи и фрукты, группировать их. находить в учебнике информацию о витаминах, сравнивать роль витаминов А, В, С в жизнедеятельности организма. Запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
56 Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук. 3.1.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук. Отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение. Рассказывать по рисункам, когда следует мыть руки. Фронтальный
опрос
57 Зачем нам телефон и телевизор? Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса – средства массовой информации. Интернет. 2.1.3 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
различать средства связи и средства массовой информации. Рассказывать о видах телефонов. Объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов. Фронтальный
опрос
58 Зачем нужны автомобили ? Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля.
. 2.1.3 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Классифицировать автомобили и объяснять их назначение. Знакомиться с устройством автомобиля по рисунку.
Классифицировать поезда. Фронтальный
опрос
59 Зачем нужны поезда? Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов. Устройство железной дороги.
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге 3.3.2 Рассказывать об устройстве железной дороги. Обобщать сведения о транспорте. Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
60 Зачем строят корабли? Корабли – водный транспорт. Виды кораблей. Устройство корабля.
2.1.3 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Классифицировать корабли. Знакомиться с устройством корабля по рисунку. Фронтальный
опрос
61 Зачем строят самолеты? Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов. Устройство самолета. 2.1.3 Классифицировать самолеты. Знакомиться с устройством самолета по рисунку. Знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и самолете. Фронтальный
опрос
62 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге. 3.3.2 Знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. Фронтальный
опрос
63 Почему на корабле и самолете нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и самолете. 3.3.2 Знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и самолете. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
64 Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов в космос, Ю. А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. 1.3.1 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Рассказывать о освоении человеком космоса. Высказывать предположения по вопросам учебника. Моделировать экипировку космонавта.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Фронтальный
опрос
65 Почему мы часто слышим слово «экология»?
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.
1.17.2 Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Находить в тексте учебника ответы на вопросы. Приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. Фронтальный
опрос
66 Проверим себя и оценим свои достижения. Проверка знаний и умений. 3.3.2
2.1.3
1.17.2 Выполнять тестовые задания учебника.
Тест
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы:
А.А. Плешаков Окружающий мир: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
А.А. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс». – М.: Просвещение», 2011 г.
А.А. Плешаков Окружающий мир 1 кл. Тесты. М. Просвещение, 2011 г.
.А. Плешаков Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
4. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, А.А. Плешаков и др. М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы с сайтов:
http://www.proshkolu.ru
http://www.pedsovet.ru
http://www.nachalka.ruЭлектронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Термометр медицинский
Лупа
Компас
Часы с синхронизированными стрелками
Микроскоп цифровой,
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций.
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными,
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта
Муляжи овощей, фруктов, грибов)
Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения)
Живые объекты (комнатные растения)