статья по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОНННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Упадышева
Ирина
Викторовна
МБОУ г. Мурманска СОШ №31
учитель биологии
г. Мурманск, проспект Героев- Рыбачьего д.59
телефон: (8152) 57-32-04
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОНННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Преподавателям слово дано не для того,
чтобы усыплять свою мысль, а для того,
чтобы будить чужую.
Василий Осипович Ключевский
В условиях стремительной модернизации и информатизации современного мира исследовательская деятельность становится все более универсальной. Основные навыки исследования зарождаются в человека с первых лет осознания себя в окружающем мире.
Одним из основных результатов деятельности каждого учителя становится формирование ряда ключевых компетенций, возможность их использования в метапредметном контексте.
Компетенция – это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности. Биологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда, но в новых условиях необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником .
Формирование биолого-ориентированной познавательной активности обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной успешно выполнять социальные функции.
Применение проектно-исследовательской формы обучения вызывает живой интерес учащихся и как следствие повышение познавательной активности, а использование при этом дистанционной формы подачи материала помогает перевести исследование из рамок урочной деятельности во внеурочную деятельность.
Цель работы: экспериментально апробировать дистанционную форму обучения для развития навыков проектно-исследовательской деятельности в обучении биологии и сравнить ее эффективность с традиционной формой.
Объект работы: познавательная активность учащихся.
Предмет работы: традиционная и дистанционная формы обучения в условиях формирования навыков проектно-исследовательской деятельности в обучении биологии
Гипотеза: использование дистанционного подхода в процессе развития навыков проектно- исследовательской деятельности повысит познавательную активность учащихся при изучении биологии.
Базовые положения исследования:
Сравнение различных подходов к осуществлению проектно- исследовательской деятельности дает возможность проследить усиление и перераспределение выполняемых функций между наставником, редактором, тьютером и юным исследователем.
Использование дистанционной формы обучения дает мобильность и расширяет возможности применения исследования. Не смотря на это деятельность руководителя усложняется, необходимостью введения специальных заданий, направленных на формирование различных компетенций. Расположение этих заданий в правильной последовательности позволяет увеличить процент самостоятельной деятельности обучающимися, что является одним из приоритетных направлений реформы образования в России.
Работа осуществлялась в 4 этапа:
Поисковый (осуществлялось накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Дистанционная форма обучения”; “Использование проектно-исследовательской деятельности”).
На уровне нормативных государственных документов понятие «дистанционного образования» в России было определено еще в 1995 году: «Под дистанционным образованием в настоящей концепции понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений».
Дистанционное обучение для современных общеобразовательных школ еще является инновационным направлением работы.
Вместе с тем следует обратить внимание на некоторые проблемы использования технологий дистанционного обучения в учебном процессе:
- электронные ресурсы не могут заменить живого общения. Это действительно так, настоящее человеческое взаимодействие предполагает вербальные и невербальные формы речи, окрашенные эмоционально-психологическими особенностями восприятия. Эта проблема успешно решается тьютерами, консультирующими и направляющими работу учащихся;
- инфокоммуникационные технологии помогают оптимизировать процесс обучения, но при этом увеличивают нагрузку учителей и преподавателей, направленную на разработку и сопровождение учебных материалов, дифференциацию процедур контроля и т.д.
Невозможно отвергать и положительные аспекты применения дистанционного обучения в школе, как элемента обучения:
- в дистанционном обучении большую роль играет Интернет как глобальный рынок, самая большая библиотека, форум для взаимодействия и общения;
- Интернет обеспечивает коллективную сетевую работу людей, находящихся в разных странах;
- учащимся в системе дистанционного обучения необходимо уметь четко формулировать учебные цели, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания;
- особое место в дистанционном обучении занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового знания.
Способность к рефлексии является важнейшей составляющей учебного процесса.
Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.
В основе метода проектно-исследовательской деятельности лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение интегрировать знания из различных областей наук, критически мыслить.
Использование дистанционного подхода ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут до нескольких недель), и предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов;;
- обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов;
- презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Организационно исследовательский (Разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием элементов проектно-исследовательской деятельности, использование полученных навыков для написания проектов и исследовательских работ, участие в конференциях). Одним из примеров организации практической деятельности учащихся является получение ими дистанционно заранее разработанного комплекта заданий (текстовый документ и презентация):
Задание 1. Оформить и в течение месяца вести дневник наблюдений, определяя цель, объект, маршрут исследования
Пример:
Дневник наблюдений
Сотниковой Ирины, ученицы 8 класса.
Тема: социальное поведение и типы взаимодействий в сообществах птиц на примере таких видов, сизый голубь,
Цель: пронаблюдать пищевое поведение и типы взаимодействий птиц в стае при поиске, добывании, поедании и запасании корма, а также при территориальной демонстрации и агрессии.
Маршрут.
Место расположения стай: около домов, на дорогах. Голуби, 20 птиц. Птицы ищут пищу. Их привлекает пища, предлагаемая человеком, Их привлекает большое количество семян и зеленые части травянистых растений. (подкармливают соседи).
Дата 5.11. Начало 16.04. А окончание 17.29. Длина маршрута около 0.5 км. Длина маршрута около 1 км. Пасмурный, довольно холодный день. Временами дождь.
При поедании корма птицы не агрессивны.
Птицы вступают в агрессивные контакты не часто.
Реакция голубей на человека: птицы близко не подлетают к человеку, но и не боятся.
Царство: Животные; Тип: хордовые; Класс: Птицы; Отряд: Голубеобразные; Семейство: Голубиные; Род: Голуби; Вид: Сизый голубь
-Близкое соседство голубей и человека имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. В определённой степени они оживляют городской пейзаж например, стаи голубей издавна стали украшением и достопримечательностью
Пример №2. Решите биологическую задачу
Большинство животных обладает различными специфичными запахами, так от собак пахнет псиной, а вот от кошек не пахнет, более того на теле её нет жировых и
Этап внедрения (сравнение результатов использования дистанционной формы обучения для развития навыков проектно-исследовательской деятельности и традиционной формы). Результатом внедрения различных форм обучения для развития навыков проектно-исследовательской деятельности является изменение познавательной активности. Структура познавательной активности состоит из: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации.
Общий период исследования и применения составляет 2 года: 1 год традиционная форма, 2 год исследования- дистанционная форма. Учащиеся 6 класса регулярно получали задания в традиционной форме. Группа получала индивидуальные задания а так же микрогрупповые. Способом подачи информации являлись дополнительные занятия традиционной формы, вынесенные вне сетки расписания.
В последующий год исследования учащиеся получали задания по электронной почте, на выполнение которых давался 1 месяц, результаты так же отправлялись по средствам Интернет связи. Регулярно проводились анкетирования с целью определения развития познавательной активности. При изменении формы подачи материала перераспределение уровня интенсивности развития познавательной деятельности наблюдается в сторону повышения (на 33,3%).
Уровень интенсивности развития познавательной деятельности
Традиционная форма
Дистанционная форма
Уровень интенсивности развития познавательной деятельности
Количество учащихся
Отношение к общему числу учащихся в классе
Количество учащихся
Отношение к общему числу учащихся в классе
Высокий
2
16.7%
6
50 %
Средний
7
58.3%
3
25%
Низкий
3
25%
3
25%
Заключительный (Участие очных и заочных конкурсах экологической и биологической направленности.) Итогом каждого года являлась конференция, где каждому учащемуся предоставлялась возможность защитить свой проект. В результате эксперимента количество учащихся вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность возросло с 12 до 19 человек (58,3%), что является значительным прогрессом в развитии навыков проектно-исследовательской деятельности в обучении биологии.
Мотивационная деятельность так же отслеживалась по результатам анкетирования, уровень интенсивности развития познавательной мотивации так же смещается в сторону повышения на 25 %.
Уровень интенсивности познавательной мотивации
Уровень интенсивности познавательной мотивации
Количество учащихся
Отношение к общему числу учащихся в классе
Количество учащихся
Отношение к общему числу учащихся в классе
высокий
2
16.7%
5
41,65 %
средний
7
58.3%
5
41,65 %
низкий
3
25%
2
16,7 %
Результаты работы:
Проблема развития навыков проектно- исследовательской деятельности рассматриваемая в различных аспектах философами, психологами, педагогами не утратила всей актуальности и сегодня.
Современному специалисту любой отрасли необходимо иметь не только хорошо сформированные познавательные процессы (память, внимание, мышление), но и умение использовать приобретенные в школе знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Анализ теоретических разработок по проблеме развития познавательной активности определил основу для методического и теоретического исследования и обеспечил преемственность в ее разработке.
Подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что использование дистанционного подхода в процессе развития навыков проектно- исследовательской деятельности повысит познавательную активность учащихся при изучении биологии. Так же в ходе исследования:
Накоплен материал по использованию проектно-исследовательской формы обучения формирования познавательной активности на уроках биологии.
Экспериментально апробирована дистанционная форма обучения для развития навыков проектно-исследовательской деятельности в обучении биологии (период апробации 1 год, результатом является вовлечение более 50% обучающихся для написания проектов и исследовательских работ).
Проведено сравнение дистанционной и традиционных форм обучения в условиях формирования навыков проектно-исследовательской деятельности в обучении биологии и выявлена приоритетность дистанционной формы (период сравнения составляет 2 года: 1 год традиционная форма, 2 год исследования- дистанционная форма повышение мотивированных обучающихся наблюдается на 25%).
Библиографический список:
Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М.: ПЕРСЭ; Спб.: ИМАТОН-М, 2001, 234с.
Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. – М., МИОО, 2009, 253с.
Бессонова Е.А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя. Хабаровск, 2000. –С. 6
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.
Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М.: ПЕРСЭ; Спб.: ИМАТОН-М, 2001, 234с.
Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. – М., МИОО, 2009, 253с.
Бессонова Е.А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя.-Хабаровск, 2000. –С. 6
Маркова, А.К. и др. Формирование мотивации учения. / А.К. Маркова и др. - М., 1990.
13PAGE 15
13PAGE 14715
15