Методический материал Школьная служба примирения
Школьная служба примирения
(посредничество при разрешении конфликтов в ОО )
структурное подразделение образовательной организации;
объединение обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса.
Деятельность службы примирения зафиксирована в документах, утвержденных руководителем образовательной организации – Приказ о создании ШСП, Положение о службе примирения, иные локальные акты.
Школьная Служба Примирения (ШСП) – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.
Цель ШСП :
Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Задачи ШСП :
1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.
2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов
Требования к ШСП:
Участники конфликта признают своё участие в конфликте.
Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы.
Сторонам более 10 лет.
Информация о конфликте не передавалась (и не будет передана) в другие структуры: классное собрание, педсовет, совет по профилактике и др.
Со времени конфликта прошло не более 1-2 месяцев (в противном случае пережитые чувства стираются)
Концепция Службы примирения : Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Профилактический подход к организации ШСП
ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения, становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.
Модель ШСП :
Включенность ОО в процесс введения ФГОС начального, основного общего образования;
Разделение идеологии медиативного подхода в разрешении конфликтов не менее чем 20% членов педагогического коллектива;
Разработанность программ курсов внеурочной деятельность по развитию навыков конструктивной коммуникации; навыков работы в команде; программ развития проектной культуры; программ развития правовой культуры подростков, педагогов, родителей
подготовленность кадрового ресурса из числа педагогов, родителей, детей;
разделение администрацией образовательного учреждения идеологии медиативного подхода в разрешении школьных конфликтов
Правовая основа организации школьных служб примирения в образовательных организациях
Международные нормы права:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 года;
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 года;
Руководство ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности, сентябрь 2012 года.
Законодательство Российской Федерации в сфере медиации:
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 1430-р об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 гг..»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 _мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 1041н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор)"»;
Стандарты восстановительной медиации, разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля 2009 года.
Этапы внедрения ШСП
ПЕРВЫЙ ЭТАП – диагностический (выявление конфликтов, анкетирование педагогов и школьников в случае отдельного образовательного учреждения). Для этой цели должны быть организованы семинар или совещание, в которых примут участие представители органов управления образованием, комиссии по делам несовершеннолетних и др. В случае выявления актуальности предложенной проблемы можно принять решение об организации служб примирения на базе образовательных учреждений;
ВТОРОЙ ЭТАП – организационный (формирование группы учителей, социальных педагогов, школьных психологов, администраторов с целью последующего их обучения). Школьная медиация - это серьезная педагогическая программа, требующая слаженной работы педагогов, администрации образовательных учреждений, обучающихся, и, конечно, специалистов: педагогов-медиаторов и тренеров-медиаторов.
ТРЕТИЙ ЭТАП – учебно-методический (обучение администраторов, педагогов навыкам ведения переговоров и отбора случаев для процедуры медиации).
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – инновационный (внедрение медиации в школе, начало работы школьной службы примирения). Включает в себя период создания нормативно-правовой базы данного учреждения по организации (ознакомление с нормативно-правовыми актами федерального значения, разработка и утверждение положения о работе школьной службы примирения, должностные обязанности ведущих программ примирения, куратора).
В службах примирения образовательных учреждений медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
обучающиеся;
педагогические работники образовательного учреждения;
иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации, или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Ситуации, в которых возможно использование
школьных служб примирения:
Случаи, близкие к криминальным.
Конфликты детей внутри класса и между группами детей.
Конфликты между учителем и учащимся.
Случаи, когда конфликт детей приводит к конфликту родителей.
Случаи отвержения детей в классе.
С разрушенными отношениями в коллективе (классе).
Виды восстановительных программ в образовательной организации:
Медиация( в том числе и челночная)
Круги сообщества - программа, работающая с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших и пр. В ходе нее участники обсуждают свои ценности и вместе ищут решение.
Школьная конференция – это процесс, который стремится восстановить ущерб, причиненный отношениям внутри сообщества в результате инцидента, включающего в себя антиобщественное поведение. Этот процесс позволяет всем участникам встретиться и достигнуть большего взаимопонимания относительно воздействия и причин произошедшего, а также предпочтительного исхода. Обычно сюда вовлечены один или несколько пострадавших, их родители/опекуны и один или несколько лиц, причинивших ущерб, с их родителями/опекунами.
Семейная конференция – программа, когда в проблемную ситуацию вовлечена семья ребенка. Основа семейной конференции - это передача семье ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации и организация условий для выработки семьей этого плана.
Критерии, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
Есть конфликт, его стороны известны и не отрицают свою причастность;
Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы;
Не находятся в состоянии алкогольного опьянения;
желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
со времени конфликтной ситуации прошло не более 1-2 месяцев, поскольку иначе пережитые чувства начинают стираться.
Не рекомендуется брать ситуацию в тот же день, когда она произошла
План создания ШСП:
1.Решение о создании ШСП, отбор кураторов.
2.Подписание приказа о создании службы. Утверждение Положения о Школьной службе примирения.
3.Мониторинг конфликтности в школе.
4.Обучение технологии медиации кураторов.
5.Информационные презентации для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива, родителей и учеников (сайт школы).
6. Проведение базового семинара для педагогов.
7.Определение способов получения информации о конфликтах.
8.Работа службы по разрешению конфликтов. Ведение регистрационного журнала. Написание отчетов по форме.
9.Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности ШСП
10.Обучение новых медиаторов и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам
Программа примирения :
не является уникальным средством для всех случаев;
не является воспитательным средством (тем более, после того, как все остальные уже были опробованы) – хотя определенные воспитательные эффекты обычно наблюдаются;
не может гарантировать изменения человека, тем более за один-два дня;
не может эффективно работать без связи с учителями, родителями и другим окружением подростков.
Что дает ШСП образовательной организации
1.Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
2.Происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.
3.Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
4.Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
Эффекты работы ШСП:
Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов, роли службы.
Развивающий – навыки конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту». Способности договариваться.
Воспитательный – ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.
Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.
Профилактический – прогулов, неуспеваемости, суицидов, употребления ПАВ, правонарушений, «психосоматики» и других дисфункциональных последствий конфликтов.
Общекультурный – усвоение ценностей дружбы, понимания, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.