Конспект урока по литературе АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН 1918 – 2008 Очерк жизни и творчества


ТЕМА: АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН
1918 – 2008
Очерк жизни и творчества
ЦЕЛЬ: Продолжить изучать жизнь и творчество А.И.Солженицына, показать значение фигуры Солженицына в литературе, уметь выразительно читать философские зарисовки «Крохотки»; подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация; д/ф «Может быть, моя цель непостижима. А.Солженицын»; фотографии писателя и его семьи; выставка книг Солженицына; фотографии Соловецкого лагеря.

ЭПИГРАФ: «Не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня».
А.И Солженицын.
ХОД УРОКА

Слово учителя.
Тема нашего сегодняшнего урока – «Александр Исаевич Солженицын. «Жить не по лжи…» Очерк жизни и творчества».
Цель занятия: познакомиться с жизнью А.И.Солженицына, с его богатой биографией; уметь читать выразительно философские зарисовки – «Крохотки».
У вас на столах лежат листочки с таблицей. В течение урока вы внимательно следите за всем, что здесь будет происходить и постепенно заполняете эту таблицу. Подпишите листочки. В конце урока вы сдаете эти работы на оценку.
Чтение эпиграфа.
Слово учителя.
Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Как он прожил? Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то консерванта «омертвевших литературных традиций», то разрушителя основ художественности, то учителя жизни?..
Ни одна из этих «ролей» ему не подходит. Александр Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы ХХ века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы.
Он, Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые делали автора бешено популярным.
Рассказы «Матренин двор», «Для пользы дела», роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус» вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы» и … принесли автору мировую известность. А в 1970 году А.И.Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Казалось, что справедливость восторжествовала.
Как жил писатель? Что мы о нём знаем?
Сообщение учащегося:
Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в г.Кисловодске.
Со стороны отца Солженицын происходил из старинного крестьянского рода на Северном Кавказе. Отец Исаакий Семенович учился в Харькове, затем в Москве, воевал в первую мировую войну, был награжден Георгиевским крестом. Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождения сына.
Мать Таисия Захаровна Щербак, дочь зажиточного хуторянина на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование: училась в Москве на сельскохозяйственных курсах княгини Голицыной, знала европейские языки.
В 1924 г Таисия Захаровна с шестилетним сыном переехала в г.Ростов-на-Дону. В школе юный Александр Солженицын – староста класса, отчаянный футболист, поклонник театра и участник школьного драмкружка.
Выразительное чтение «УТРО».Что происходит за ночь с нашей душой? В недвижной онемелости твоего сна она как бы получает волю, отдельно от этого тела, пройти через некие чистые пространства, освободиться ото всего ничтожного, что налипало на ней или морщило её в прошлый день, да даже и в целые годы. И возвращается с первозданной снежистой белизной. И распахивает тебе необъятно покойное, ясное утреннее состояние.
3) Слово учителя.
По словам самого Александра Исаевича, мать работала днем и вечером еще подрабатывала. Она изнурительно много работала, потому что надо прокормить семью. Отца не было. Отец погиб на охоте при странных обстоятельствах (об этом в семье почти не говорили). Была страшная нищета. Мужского воспитания Солженицын не знал совсем. Мужское воспитание он получил потом.: в походах, на фронте, в лагере.
4) Сообщение учащегося.
Александр Исаевич Солженицын – образованнейший человек. Он окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал астрономию и математику в одной из школ города Морозовска (недалеко от г.Ростова).
В 1941 году Солженицын стал солдатом, потом курсантом офицерской школы в городе Костроме.
Фронтовыми дорогами он прошел от Орла до Восточной Пруссии.
Вот какую «боевую характеристику» дал генерал Травкин командиру «звукобатареи» Солженицыну: «…Солженицын был лично дисциплинирован, требователен… Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял личный героизм, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».
За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-ой степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) – вторая фронтовая награда.
И вдруг… арест, восемь лет в оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ». (Солженицын попал под надзор военной контрразведки за переписку с другом юности Николаем Виткевичем). Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел все «круги тюремного ада», стал свидетелем восстания зэков в Экибастузе. Сосланный в Казахстан «навечно», сочинивший несколько произведений (в уме) замысливший огромный роман о России, Солженицын неожиданно узнал, что смертельно болен.
5) Выразительное чтение «Позор»
Какое это мучительное чувство: испытывать позор за свою Родину.
В чьих Она равнодушных или скользких руках, безмысло или корыстно правящих Её жизнь. В каких заносчивых, или коварных, или стёртых лицах видится Она миру. Какое тленное пойло вливают Ей вместо здравой духовной пищи. До какого разора и нищеты доведена народная жизнь, не в силах взняться.
Унизительное чувство, неотстанное. И — не беглое, оно не переменяется легко, как чувства личные, повседневные, от мелькучих обстоятельств. Нет, это — постоянный, неотступный гнёт, с ним просыпаешься, с ним проволакиваешь каждый час дня, с ним роняешься в ночь. И даже через смерть, освобождающую нас от огорчений личных, — от этого Позора не уйти: он так и останется висеть над головами живых, а ты же — их частица.
Листаешь, листаешь глубь нашей истории, ищешь ободрения в образцах. Но и знаешь неумолимую истину: бывало и вовсе гибли народы земные. Это — бывало.
6) Сообщение учащегося.
Все писания его в Экибастузе – это маленькие бумажные комочки, это крохотные квадратики, на которых записано что-то. Это сплющенные фразы, без фамилий, без имен, с прочерками – это сокращенные фразы. Только он может их расшифровать, больше никто не может понять, что это за записи. Впервые в истории литературы такой феноменальный случай, когда литература создается в такой последовательности: сочинить в уме – запомнить – в какие-то краткие моменты, когда есть огрызок карандаша и есть бумажка – записать на бумажке – выучить это – и сжечь. Это невозможно себе представить. Это выше разумения.
Зимой 1952 года Солженицын чувствует, что опухоль, с которой он прошел всю войну, растет не по дням, а по часам. Она уже величиной с большой мужской кулак. Солженицын понимает, что надо что-то делать. Он обращается в санчасть, там рекомендуют срочную операцию. И дальше происходят события, которые сейчас вызывают просто шок. К операции Солженицына готовит такой же зэк, как и он. Накануне операции этого зэка отправляют на этап. Из другого лагеря присылают другого врача – немца. В итоге этот лагерный врач прооперировал Солженицына по поводу злокачественной опухоли в паху. Прошла неделя после операции. Солженицын в первый раз встает после этой операции, очень тяжело идет к окну, превозмогая сильнейшую боль. Подходит к окну и видит новый этап, и его врач стоит с рюкзачком на этап. Это было в марте. Борьба за жизнь на этом не закончилась
7) Выразительное чтение «Завеса». 
Сердечная болезнь – как образ само́й нашей жизни: ход её – в полной тьме, и не знаем мы дня конца: может быть, вот, у порога, – а может быть, ещё нескоро.
Когда грозно растёт в тебе опухоль – то, если себя не обманывать, можно рассчитать неумолимые сроки. Но при сердечной болезни – ты порою лукаво здоров, ты не прикован к приговору, ты даже – как ни в чём не бывало.
Благословенное незнание. Это – милостивый дар.
А в острой стадии сердечная болезнь – как сиденье в камере смертников. Каждый вечер – ждёшь, не шуршат ли шаги? это за мной? Зато каждое утро – какое благо! какое облегчение: вот ещё один полный день даровал мне Господь. Сколько, сколько можно прожить и сделать за один-единственный только день!
8)Сообщение учащегося.
Когда писателю было далеко за сорок, в журнале «Новый мир» (1962 г) была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича», сразу ставшая классикой «лагерной» прозы. Первоначальное название повести «Щ-854 (Один день одного зэка)».
А.Т.Твардовский (в то время главный редактор журнала «Новый мир») писал: «Жизненный материал, положенный в основу повести А.Солженицына, необычен… Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного культа личности…»
А.Твардовский высоко оценил повесть «Один день Ивана Денисовича»: «Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично… Это произведение художественное, и в силу именно художественного освещения данного жизненного материала оно является свидетельством «особой ценности, документом искусства».
Этот «документ искусства» был написан за месяц с небольшим.
«Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями» (П.Паламарчук).
9) Выразительное чтение «Колокольня».
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились большевики на неё. (Да что! — Молуга и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.
Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.
Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселенных затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный , недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь.
И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...
10) Слово учителя.
Далее следует короткий период признания и публикаций. Постепенно так называемый писательский мир начинает раздражаться произведениями Солженицына. Именно писатели, именно московские литераторы становятся инициаторами травли Солженицына. Если он может делать то, что он делает, если он может говорить то, что он говорит, если он может писать то, что он пишет, то в какое положение он ставит нас – писателей, которые молчат об этом. Доходит до того, что в 1967 г Шолохов требует от Союза писателей запретить Солженицыну писать, запретить ему прикасаться к перу. В итоге в 1967 году Солженицын исключается из Союза писателей.
Его противостояние, его отвага, его стойкость, его безудержное желание отстоять свое право писать приносит ему Нобелевскую премию. Интересно, что о существовании этой премии он узнал, будучи заключенным в Экибастузе. Кто-то из зэков просто рассказал Солженицыну, что есть такая премия, что ее получал Бунин. И Солженицын подумал совершенно абстрактно в 1951 году: «Вот бы ее получить!» И в 1970 году ему присуждают Нобелевскую премию. За ней надо было ехать. А значит, уже не возвращаться после этого в Россию. И Солженицын делает выбор не ехать за этой наградой.
А когда в 1974 году после публикации первого тома «Архипелага ГУЛАГ» писатель был насильственно выдворен из страны, находясь в Швейцарии, Солженицын все-таки получает Нобелевскую премию.
*Видеофильм. Отрывок из д/ф «А.Солженицын. Молния бьет по высокому дереву» (1 минута – о Нобелевской премии)
11) Сообщение учащегося.
Период изгнания. Шесть лет Солженицын прожил в Швейцарии, а затем перебрался в США. Там он поселился в тихом местечке под названием Вермонт. Шла напряженная работа над эпопеей «Красное колесо». Солженицын задумал написать это произведение еще в юности, будучи студентом первого курса. Он захотел написать такое же грандиозное произведение, как у Льва Толстого, только не о войне 1812 года, а о событии, которое произошло недавно – роман о революции 1917 года. В период работы над этим произведением Солженицын изучил очень много различного дополнительного материала. По каждому дню революции он прочитал 15 газет, московских и петербургских, чтобы иметь цельную картину.
За границей Солженицын прожил 20 лет. Всегда с ним рядом была его супруга, которая была не просто женой, но и надежным другом и соратником. И сейчас мы дадим слово… Он расскажет о семье писателя.
12) Выразительное чтение «Молитва».
Как легко мне жить с Тобой, Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что надо делать завтра, Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты. На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь на тот путь через безнадёжность сюда, откуда и я смог послать человечеству отблеск лучей Твоих. И сколько надо будет, чтобы я их ещё отразил, Ты дашь мне. А сколько не успею значит, Ты определил это другим. 
14) Сообщение учащегося
Семья Солженицыных – исключение из негласного правила, что за большой успех человеку нужно расплачиваться, жертвуя личной жизнью. Александр Исаевич был счастлив в семье. Вместе с супругой вопреки всем трудностям и невзгодам сумел построить благополучное родовое гнездо, воспитать детей так, что каждый из них гордится легендарной фамилией, заботится о ее престиже. У Солженицына три сына, которым дали исконно русские старинные имена: Ермолай, Игнат и Степан.
Лидером в семье писателя всегда была супруга Александра Исаевича Наталья Дмитриевна, на которой держался дом. Глава семейства много работал – по 15 часов в сутки, но старался находить время для общения с детьми.
В семейной традиции были вечерние чтения вслух. Причем папа читал сыновьям не сказки, а «Архипелаг ГУЛАГ» и другие произведения. Он не считал, что с его мальчишками нужно сюсюкаться и нянчиться, а с малых лет приучал их к самостоятельности, чтобы они росли уверенными в себе, имеющими свою точку зрения. К тому же, по мнению супруги писателя, «Архипелаг» не вызывает при прочтении отчаяния, напротив, учит мужественности.
Сыновья писателя к пяти годам все умели читать. А средний Игнат научился читать в три с половиной года, в восемь лет «проглотил» 12 томов Дюма плюс все комментарии, занимавшие почти четверть собрания сочинений…
Три брата росли в условиях эмиграции – родители вынуждены были уехать в Вермонт, где дети учили родной язык по… стихам! Наталья Дмитриевна заметила, что мальчики легко запоминают четверостишия, и ежедневно давала задания выучить стихи. Память у сыновей теперь отменная.
Каждый из сыновей не желает греться в лучах славы великого отца и не относит себя к гениям. Каждый не потерялся в этой жизни, а выбрал свой путь.
Старший Ермолай и младший Степан вернулись в Россию, в Москве оба брата занимаются бизнесом. Средний Игнат остался жить в Америке, он- человек искусства, является главным дирижером Камерного оркестра Филадельфии и сегодня считается одним из наиболее востребованных музыкантов.
Фотографии жены, сыновей и внуков писателя из семейного архива
15) Слово учителя.
В 1994 году Александр Солженицын вернулся Россию после 20 лет эмиграции. Причем сделать это он решил с Востока. Он прилетел в Магадан, а оттуда отправился в Москву, проезжая через всю Россию.
Видеофильм.Отрывок из д/ф «Александр Солженицын» НТВ (4, 54 мин)
16)Сообщение учащегося.
Жизнь в новой России оказалось подобно затворничеству в Вермонте. Тишину американского леса он сменил на тишину Подмосковного – в Троице-Лыково. Все последние годы писатель сторонился публичной жизни.
Хочется приоткрыть еще одну сторону жизни Александра Солженицына. У нас есть сообщение о благотворительной деятельности писателя.
Последние годы писатель вел довольно закрытый образ жизни, но при этом принимал активнейшее участие в общественной деятельности. Его интересовала в первую очередь не сытая столица, а «пульс жизни» простого народа с периферии. Вот на что он тратил деньги из своего кармана:
Ежегодно вручал Литературную премию Александра Солженицына, которая в отличие от других негосударственных премий России финансируется из семейного бюджета писателя за счет его мировых гонораров за «Архипелаг ГУЛАГ». Материальный размер премии – 25000 долларов. В год по два-три человека награждаются ею.
Ежегодно материально помогал тысячам заключенных.
Жертвовал на покупку книг для провинциальных библиотек – 150 тыс. долларов в год.
Выделял средства на проведение юбилеев жертвам политических репрессий и другие мероприятия.
17) Слово учителя.
Александр Солженицын умер в августе 2008 года, не дожив до своего 90-летия всего несколько месяцев.
А сейчас вы поработаете самостоятельно с учебниками по литературе. Прочтите краткую статью о жизни Солженицына и заполните оставшиеся графы в вашей таблице.
Работа с учебником по литературе. Часть 2.
18) Слово учителя.
В одном из интервью еще в изгнании Солженицын признался, что хотел бы успеть закончить «Красное колесо», что хотел бы вернуться в Россию живым, а не только в виде книг. Ему все удалось… Он вернулся. Завершил работу над трудом всей своей жизни. Выпустил 30-томное собрание сочинений.
Его личность скорей всего еще долго не будет восприниматься в нашей стране однозначно. Для всех и для власти особенно он был сложным и несогласным собеседником. Такой человек не мог прожить другую жизнь, кроме жизни одних испытаний… вместе со страной, чью летопись несчастий ему пришлось написать.
Закончить наш урок хочется словами самого Александра Исаевича Солженицына (это девиз всей его жизни): «Не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня!»
19)Домашнее задание:
Прочитать повесть «Один день Ивана Денисовича» и сформулировать главную мысль этой повести. Записать ее в тетрадь.
Сдают заполненные таблицы на проверку (Даты: 1918, 1924, 1952 ,1962. 1965, 1970, 1974, 1994, 2008)