Урок физики 8 класс (Закон Ома для участка цепи)

Урок физики 8 класс.
Тема: Закон Ома для участка цепи.

Цель урока: сформировать представление о законе Ома и его применении для участка цепи.

Задачи урока.
Образовательные:
опытным путем установить зависимость силы тока от напряжения и сопротивления,
научить учащихся используя, закон Ома решать расчетные задачи.
Развивающие:
Организация активной мыслительной деятельности учащихся;
Развить умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
Развивать устную речь учащихся, умения обосновывать свои высказывания;
Развитие познавательной деятельности учащихся.
Развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
развивать познавательный интерес к предмету.
формировать познавательный интерес к предмету;
формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
учить сотрудничать и работать в группах;
воспитывать личностные качества: активность, аккуратность в работе;
формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование к уроку: мультимедиа – проектор, компьютерная презентация, интерактивная доска, презентация «Роwer Point», модем-интернет; источник тока, соединительные провода, амперметр, вольтметр, проводники в виде спиралей ключ, лампочка; карточки с задачами, опросные листы.

Педагогическая технология:
проблемный урок с экспериментальным исследованием
компьютерная технология
Тип урока:
усвоения новых знаний, умений;
применения знаний и умений;
Методы обучения: практический, проблемно-поисковый.

1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята! Мы с вами на протяжении нескольких уроков -изучаем электрические явления. Сегодня на уроке – мы еще раз вспомним (электрические цепи, обозначение на схемах электрических приборов, сила тока, напряжение, зависимость силы тока от напряжения в цепи, что измеряет амперметр и вольтметр в цепи) и откроем еще одну зависимость связывающий электрические величины.

2. Проверка домашнего задания.
Войдя в класс, вы выбирали карточку с условным обозначением, предлагаю тем, кто выбрал карточку с обозначением амперметра занять 1 стол, вольтметра - 2 стол, ключ – 3 стол, лампочка – 4 стол, электрозвонок – 5 стол. Вы разделены на группы, в составе которых будите работать.
У вас на столах лежат карточки с условными обозначениями электрических приборов.

Вопрос первый: Покажите мне при помощи карточки – потребители электрического тока? Почему их называют потребителями электрического тока? Приведите примеры потребителей в классе дома?

Вопрос второй: Найдите обозначение источника тока? Для чего нужен источник тока?

Вопрос третий: Найдите условное обозначение приборов, которые снимают в электрической цепи некоторые показания электрических величин?
Что показывает Амперметр в цепи? Как он подключается в цепь?
Что показывает Вольтметр в цепи? Как он подключается?

Вопрос четвертый: Какой из элементов цепи вы мне не показали?
- Ключ.
Правильно. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. 

Вопрос пятый: Что называют электрической схемой?
- Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.
Чтобы электрическая цепь работала, она должна быть? – Замкнутой.

Продолжаем работать в группах.

Вы уже знаете, как зависит сила тока в цепи от напряжения:
(если в цепи возрастает напряжение, то и сила тока возрастает и на оборот)

Задание. У Вас на столах есть электрическое оборудование. Соберите простую электрическую цепь (цепь простого карманного фонарика).
Что входит в эту цепь? (провода, ключ, источник, лампочка).
Как в эту цепь включаются амперметр и вольтметр? Подключите и снимите показания? Что вы видите? Сделайте с одной лампочкой, потом с двумя – обратите внимание на приборы. Сделайте вывод?
Какой физической величиной обладает лампочка?
Правильно сопротивлением. R

Если сопротивление в цепи становиться больше, то сила тока меньше.
Тогда сможем записать:




Закон Ома читается так: «Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению».
Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.

А теперь решим проблемную ситуацию.
Электроды сухой батарейки для карманного фонарика соединяем неизолированным проводом, установив в цепи тока лампочку. Провод скручиваем в двух местах в две густые спирали. Помните, чтобы провода не соприкасались. Нашу цепь кладем на стол и запоминаем яркость свечения лампочки. Подогреваем свечой спираль. Как только провода нагреются, мы сразу же заметим, что яркость свечения лампочки стала меньшей. (Приложение: презентация).
Делаем выводы:

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.


Задача.
Сила тока электрической лампы 0,5 А, сопротивление спирали 10 Ом. Найти напряжение на концах спирали.
А. 8,5 В Б. 20 В. В. 0,05 В Г. 5 В.

Проблемная ситуация. Рассказ о двух электриках:
В одной организации вышли из строя приборы. Пришли два электрика: один – молодой ученик, второй – опытный мастер. Посмотрели на щит, а там амперметр, вольтметр и реостат. У амперметра стрелка задевает за шкалу. Как узнать, какую силу тока должен показывать амперметр? «Нужно идти за таким же амперметром» - уныло сказал молодой электрик. «Не нужно. Воспользуемся законом Ома». «Так какие показания можно снять с закрытого амперметра?»

Подведение итогов урока.

- Между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома?
- В какой формуле выражена эта взаимозависимость?

Домашнее задание: § 44.
Рисунок 715