Методическая разработка урока физики по теме «Зависимость силы тока от напряжения» по технологии «Педагогическая мастерская» в 8 классе.
Методическая разработка урока по теме:
«Зависимость силы тока от напряжения» в 8 классе.
по технологии «Педагогическая мастерская»
Мкртычян Елена Георгиевна,
учитель физики высшей категории
частной общеобразовательной школы «Новый путь»
города Армавира Краснодарского края.
Представленный урок проводится по технологии «Педагогическая мастерская». В педагогической мастерской мастер не передает свои знания и умения незнающему и не умеющему, он лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают в нем участие все, в том числе и мастер. Его задача – направить к успеху каждого таким образом, чтобы подвести к открытию в себе скрытых возможностей.
Технология предполагает поэтапный поиск решения проблемы в ходе её детального анализа на основа имеющихся знаний.
Методика проведения педмастерских.
Методика проведения педагогических мастерских состоит из 2 блоков:
1.Подготовка учителя.
2.Работа учащихся в группе (при необходимости учитель может предложить ученикам другие роли, которые необходимы для работы в группе в процессе усвоения материала)
Подготовка учителя:
1.Работа с материалом: а) обязательная информация ( работа на обученность);
б) «информация к размышлению» (работа на развитие).
2.Оформление информации в дидактический блок.
Работа учащихся в группе.
В группе могут работать не более 5-6 человек. На каждой мастерской роли должны быть сменные, с каждым участником группы необходимо провести беседу, разъяснить его роль, обязанности, рассказать об этапах работы и его степени участия в ней. В группе очень важен психологический комфорт, поэтому ученикам можно предоставить возможность самим решить вопрос о составе группы. Руководителя группы может назначить учитель или выбрать члены группы. Следует также предусмотреть все для четкой деятельности группы: рабочие места (номерки на столах, распечатка функциональных обязанностей, место для рабочего материала, конвертов, учебной, критической или другой литературы, ТСО); оборудование
( общее и частное), эстетическое оформление кабинета (помещения) для мастерской, музыкальное сопровождение урока и т.п.
Технологическая карта педмастерской.
1.Индукция ( наведение). Индуктор – тема урока, фраза, звук, мелодия,
рисунок, всё, что может разбудить чувства, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений , вопросов. Если индуктор подается один за другим, то каждый последующий информационно обогащает предыдущий. По времени каждый звучит не более минуты, его нельзя растягивать более 5-6- минут. Индукторы можно давать в сочетании. После того, как прозвучал индуктор, задается вопрос:
- Какие чувства, ощущения, ассоциации (сравнения), мысли, вопросы возникли у вас? Запишите на индивидуальных листках.
Затем ребятам предлагается обсудить в парах, в группе, записать на общий лист. Время работы- 2-5 мин.
2.Малое афиширование. Каждая группа вслух зачитывает то, что у них наработано. Нельзя останавливать, если есть повторы. После прослушивания учитель подготавливает к восприятию следующей информации. Экспедитор берет карточки, находящиеся в конверте. (Для более подготовленных учеников или на первом занятии, возможно проведение малого афиширования после каждого этапа)
3.Самоконструкция. Ученик, работая с информацией, делает выбор, записывает на свой индивидуальный лист ( тетрадь). Учитель предлагает обсудить в группе – работа по карточкам, одна карточка на двоих. ( Здесь информация выдается последовательно, возможна не одна , а несколько карточек).
4.Социоконструкция. Обсудив в группе, ребята выносят на общий лист.
( Этот этап повторяется , пока не пройдет весь блок информации. Все время надо подталкивать на проект ( осмысление на уровне творчества).
5.Социализация. Учащиеся выполняют групповую творческую работу на основе наработанного материала.
6.Большое афиширование. Каждая группа представляет свой проект.
7.Проект мастера. Учитель представляет свою работу: « Я хочу представить вам свой проект, свое видение »
8.Этап мягкой коррекции. Сравниваются проекты учеников и учителя, отмечается сходство и отличие.
9.Разрыв. Это внутреннее осознание участников мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, подвигающее к углублению проблемы, поиску ответов, к сверке нового знания с литературными или научными источниками.
10.Домашнее задание. Доработать материал, если остались нерешенные вопросы (другой вариант задания).
11.Рефлексия. Отражение чувств, ассоциаций, возникших у участников мастерской в ходе работы. Для работы на этом этапе предлагаются рефлексионные листы с рисунком, фигурки, знаки, символы и т.д.
Верховным Судьей всякой
физической теории является опыт.
Л.Д.Ландау
Цель урока: Через индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование, используя творческий потенциал детей и базу ранее полученных знаний, вывести учащихся на самостоятельное творческое проектирование темы.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать знания о зависимость силы тока от напряжения.
В целях формирования научного мировоззрения подчеркнуть реальность и объективность существования электрического поля, провести экспериментальные работу, доказывающие зависимость силы тока от напряжения.
Воспитательная:содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
Развивающая: развивать навыки умений анализировать, сопоставлять и самостоятельно делать выводы на примере работы с таблицами и демонстрацией учебного материала, логического мышления при постановке и решении учебных проблем, демонстрации опытов.
Оборудование(демонстрационное): амперметр, вольтметр, лампа (6В),ИПР (источник питания регулируемый) один на класс, провода (лабораторное) ЛИПы, амперметры, вольтметры, провода соединительные, резисторы (спирали проволочные), ключи;
рабочие листы – 1 на 2 человека;
лист со схемой эл. цепи – 1 на группу;
лист с расчерченными осями I (U) для проекта – 1 на группу;
фломастеры; клей; цветные кружочки.
Тема: Зависимость силы тока от напряжения
Индукция: Тема сегодняшнего занятия «Зависимость силы тока от напряжения». А эпиграфом к занятию являются слова Л.Д.Ландау:
«Верховным судьей всякой физической теории является опыт»
Вчитайтесь, вдумайтесь в тему сегодняшнего занятия, какие ассоциации, вопросы, мысли вызывает у вас тема урока, высказывание Ландау. Запишите свои вопросы и мысли, которые они вызывают. (2-3 мин.записывают)
Демонстрация опыта: (Изменение яркости горения лампочки с изменением U
амперметр закрыт экраном.) Какие вопросы вызвал этот демонстрационный опыт? Запишите их.
Наш сегодняшний урок
Посвящен электротоку.
Он известен вам давно:
Освещает он окно, двигает электровоз
-на него огромный спрос
Сила тока нам нужна
Без напряжения она –
Никогда одна не сможет
Ярко освещать дома
Проведем сегодня с вами
Небольшой эксперимент
И на опыте проверим
Как зависит ток от поля
Установим наяву
Связи между I и U
Какие чувства, ощущения, ассоциации, мысли, вопросы возникли у вас после этих стихов. Запишите их .
II. Самоконструкция. Прочитайте друг другу то, что вы написали. Обсудите в группе, обменяйтесь мнениями.(обсуждают)
Прочитайте свои вопросы и мысли вслух (работают в группе , затем руководитель читает наработанное)
Вы услышали много разных мыслей, интересные вопросы. И для того, чтобы найти ответы на все вопросы, поработайте в группах. В «рабочих листах» у вас 2 экспериментальных задания. Выполните их. ( Ученики выполняют задания на рабочих листах 3-5 мин.( см. приложения №1).
III. Социоконструкция.
Работу вы закончили, вам необходимо создать общий проект группы к которому вы можете придумать девиз, стихи, выбрать любую форму защиты проекта вашей группы.
IV. Афиширование:
Выступают руководители со своими проектами, рисунками, объяснениями графиком зависимости силы тока от напряжения.( см. приложения №3).
V. Разрыв.
Сравнить свой проект с моим (Демонстрация опыта с изменением накала лампочки, при этом видно отклонение стрелки амперметра и вольтметра).
Вопрос: Почему на ваших проектах, у разных групп получились прямые под разным углом наклона к оси, несмотря на то, что напряжение менялось у всех одинаково?
(Учащиеся высказывают мнение)
Учитель:Сила тока зависит не только от напряжения, но и от свойств проводников, включенных в цепь (от длины, площади поперечного сечения, а также от вещества, из которого он изготовлен).Но это уже тема следующего занятия.
Эксперимент вам удался
Скажем вам без хвастовства
Убедились:
Сила тока возрастает в столько раз
В сколько мы повышаем
Напряженье каждый раз.
Электричество нам помогает во всем:
Освещает, готовит, стирает,
Ходит транспорт и лампочки светят кругом
Даже школьник машинкой считает
VI/Рефлексия: Желтая - отлично
Красная - хорошо
Синяя-неудовлетворительно
У вас на столах есть листочки со схемами электрической цепи ( приложение №2). На схемах нет ключа, значит лампочки должны гореть. Если сегодня вам на уроке было комфортно, вы получили удовлетворение от работы, то пусть лампочки загорятся желтым цветом. Если вам было не очень уютно, неуверенно, то красным цветом. А если было тревожно, то синим цветом.
Приложение №1
Рабочий лист
Задание 1
1.Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, амперметра, спирали, ключа и параллельно присоединенного к спирали вольтметра.
лип
2.Исследуйте зависимость силы тока от напряжения на данном участке цепи. Результаты занесите в таблицу:
U
I
3.Постройте график этой
зависимости. I,А
4.Какой вид имеет график
зависимости силы тока от
напряжения.
Отв:
o U,В
5.Какую зависимость между величинами он отражает?
Отв:
Задание 2
1.Выполните задание 1 в той же последовательности, предварительно заменив проволочную спираль.
2.Заполните таблицу и постройте график зависимости силы тока от напряжения.
I,А
U
I
o U,В
3.Сравните результаты 2-х экспериментальных заданий. Сделайте вывод о характере зависимости силы тока от напряжения.
Приложение №2
Приложение №3
I ,A
U, B
о
A
V