Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях внедрения ФГОС НОО.


Методический семинар
Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях внедрения ФГОС НОО.
Вступление.
Слайд 1
Проработав в школе четверть века, я сделала небольшой перерыв, посвятив себя воспитанию младшей дочери. На тот момент думала, что тот опыт, который у меня уже есть будет толчком в продолжении моей педагогической деятельности. Но время не стояло на месте, оно стремительно пролетело, принеся в систему образования, новые понятия, законы и как следствие большие перемены. Спустя четыре года, я попала в другую школу, где учить необходимо по-новому, в соответствии с ФГОС, который необходимо изучить. Новые термины: УУД, внеурочная деятельность и т.д. Времени свободного на изучение нового не хватало, поэтому началось ежедневное знакомство с новыми подходами в образовании непосредственно на практике. Мне повезло, я стала классным руководителем самого лучшего в школе 3 «Б» класса. Они активны, непоседливы, энергичны, добры, внимательны. Вообщем они мои:1 аварец, 1 узбек, 2 киргизки, 2 азербайджанца, 2 ученика –ОВЗ, несколько украинцев, татар, а остальные-русские. С сентября 2013 года мы совместно начали учиться.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Познавательные УДД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Поскольку класс мой многонациональный, в котором есть группа ребят плохо владеющих русским языком, то с первых дней чувствовалась низкая познавательная активность обучающихся. Я решила работать над повышением познавательной активности обучающихся через уроки литературного чтения.
Слайд 2
Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения.
В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение - это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес.
Литературное чтение - это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности.
Слайд 3
Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств:
любознательности;
находчивости и фантазии;
альтернативного мышления;
изобретательности;
оригинальности;
гибкости;
самостоятельности;
широты и глубины мышления.
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело».
Учитывая особенности современных детей - они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо организовать работу на уроке литературного чтения так , чтобы направить их активную деятельность в нужное русло.
Требования ФГОС усовершенствовали подход к изучению материала. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:
Слайд 4
развитие личности школьника, его творческих способностей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.
Интегрированный урок отличает наличие межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов, что позволяет поддерживать интерес и будоражить мысль.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Психолингвист Леонтьев А.А. считает,
Слайд 5
что на занятиях литературного чтения можно использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией.
Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивает воображение и фантазию, способствует эмоциональной отзывчивости. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове.
Из опыта работы.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. 
Моя главная задача - помочь им раскрыться,  развить собственные идеи». Слайд 6 И. Г. Песталоцци
Осознав, что интерес рождает стремление к познанию, я пересмотрела свои подходы к организации учебной деятельности на уроках литературного чтения, разнообразив их занимательным и "затруднительным" материалом, а в дальнейшем, привлечением самих учащихся к подбору материалов для урока: загадки, кроссворды, самостоятельные произведения, которые получили название "проба пера". Я с огромным удовлетворением отметила у моих учеников стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и быстрота чтения. Учащиеся любят уроки литературного чтения.
После того, как учащиеся самостоятельно попробовали свои силы в литературном творчестве, они сделали вывод, что нужно "осознавать за прочитанным текстом присутствие автора, с присущим именно ему- мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений».
На этапе первичного обучения чтению большую роль в активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения имеет словарная работа, которая позволяет не только выявить уровень просвещённости ребёнка, но и поддерживать его интерес, любознательность, наблюдательность.
Слайд 7
Например: 1.Объясните смысл слов: наудил, адмирал, дрезина, гранит.
2. Вставьте букву в слова. Смысл каких слов вам не понятен? Выберите среди всех картин ту, которая по вашему мнению изображает непонятное слово.

Всю систему заданий стараюсь направлять на пробуждение творческой активности, что позволяет в игровой, занимательной форме многому научиться. Так в 1 классе в ходе изучения интегрированного курса «Обучение грамоте» стараюсь задействовать все органы чувств:
- орган зрения – глаза; - орган слуха – уши; - обоняния – нос; - осязания – кожа; - вкуса – язык. Все они реагируют на внешние раздражители.
Слайд 8
Знакомство с новым словом может быть разным:
-услышать звук и догадаться « Кто это?» (звук белки)
-попробовать кусочек и ответить на вопрос: «Что это?» ( батон)
-пощупать хлебные колоски и зёрна .
Готовясь к каждому уроку, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы каждый ученик активно, творчески мыслил в течение всего урока, чтобы дети могли открывать для себя что-то новое, ранее незамеченное, акцентировали свое внимание на главном, важном, добиваясь этого через творчество и интерес. Это является хорошим средством достижения сознательного чтения, приобщения к великой культуре русской литературы.
4 класс В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Материал конвертов разбивают на две группы: «Знаем», «Не знаем». Формулируют тему и цель урока.
Слайд 9

Побуждает детей к правильному и выразительному чтению исполнение литературного произведения артистами, деятелями искусств. Поэтому на уроках детям даю возможность послушать мастеров слова.
Слайд 10
Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники. Сотрудничество с городской и школьной библиотекой помогает в подготовке к предметным неделям, конкурсам и викторинам.
Изучая сказку П.П. Ершова «Конёк –горбунок», на уроке изобразительного искусства дети рисовали понравившихся героев произведения, а на уроке технологии создавали образ Жар- птицы из цветной бумаги.
Урок литературного чтения сразу оживает, если на нём идёт инсценирование фрагментов произведения или чтение по ролям, заранее подготовленное группой ребят.
Слайды 11, 12
Разнообразная работа по привитию учащимся навыков активного чтения не проходит бесследно, это отражается на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждений, общем умственном развитии.
Ребята стараются показать свои возможности и артистические способности, участвуя в школьных и городских литературных конкурсах.
5 класс Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» Глава «Безумное чаепитие».
Слайд 13
В конце второго года обучения в начальной школе провела повторное анкетирование с целью: проверить уровни познавательной активности.
Слайды 14,15
В конце этого учебного года с нынешними первоклашками проведу диагностику на выяснение вопроса формирования познавательных универсальных учебных действий:
 Примерные задания:
«найди отличия»;
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
Вывод.
Главная общая цель изучения литературы в современной школе может быть определена следующим образом: ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру.
Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться.  Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.
Список литературы
1. Миронова Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников // Начальная школа. - 2011. - №8. - С. 74-75.
2 .Строгонова Л.В. Литературный аспект курса «Литературное чтение» // Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 45-49. (система Занкова: авторы Свиридова, Чуракова)
3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования // Вестник образования России. - 2010. - №2. - С. 43-47.
4 .Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
5. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс. Ч. 1, 2. - М.: Федоров, 2002.
6. Чуракова Н.А. О курсе «Литературное чтение» для 1 класса четырехлетней начальной школы // Начальная школа. - 2000. - №9. - С. 9-11.
7. Яковлева В.И. О беседах по художественному произведению // Начальная школа. - 1989. - №7. - С. 19-24.