Конспект урока литературного чтения Е.Шварц Сказка о потерянном времени
Литературное чтение
Тема урока: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
Цели урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, закреплять умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, формированию целостного восприятия текста, формировать у учащихся деятельностные способности.
Развивающие:
способствовать развитию связной речи, умению выражать свои мысли и высказывать обоснованно своё мнение, развитию мышления, воображения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Воспитывающие:
создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, способствовать воспитанию интереса к урокам литературного чтения, пониманию ценности времени, важности воспитания в себе положительных качеств личности.
Задачи:
Метапредметные:
познавательные: развиватьумениевосприниматьнаслух и осознанночитатьпроизведение; строитьречевоевысказывание в устнойформе;устанавливатьпричинно-следственныесвязи;делатьобобщение; воспитыватьдобрыеморальныекачества.
коммуникативные: формироватьумениеучитыватьразныемнения и прислушиватьсяк мнениюодноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективномобсуждении;
регулятивные: учитьставитьучебнуюзадачу в сотрудничестве с одноклассниками; планироватьсвоидействия; самостоятельноадекватнооцениватьправильностьвыполнениядействий;
личностные: формироватьмотивационнуюосновуучебнойдеятельности; учебно-познавательныйинтерес к новомуучебномуматериалу; развиватьспособность к самооценкенаосновекритерияуспешностиучебнойдеятельности.
Методыобучения:
Похарактеруучебно-познавательнойдеятельности :проблемно-поисковые.
Поспособуорганизацииосуществленияпознавательнойдеятельности: словесные, наглядные, практические.
Постепенипедагогическогоуправлениясостороныучителя: методыопосредованногоуправленияучебно-познавательнойдеятельностиучащихся с помощьюисточниковинформации.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся познакомились с творчеством Е.Шварца, умеют находить нужную информацию в
книге ,взаимодействовать друг с другом.
Метапредметные:
Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
1 )Речевая разминка.
Скороговорка:
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Пословица:
Где умному горе, там глупому веселье.
Задание: --Прочитайте пословицу и объясните смысл.
--Прочитайте с разной интонацией.
Грустно.
Весело.
Удивлённо.
Иронично.
2.Постановка темы цели урока.
Тема нашего урока спряталась в этих загадках.
Без ног и крыльев оно, быстро летит,не догонишь его.(Время.)
Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, а вы, друзья не бейте нас.(Часы.)
Кажется, что час длится слишком долго, а на самом деле время летит очень быстро, не успели оглянуться, а вы уже в 4-ом классе, поэтому время нужно беречь, проводить его с пользой.
Урок литературного чтения посвятим произведению Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» в разделе “Делу – время, потехе – час”.
-ЕвгенийЛьвовичШварцродился в 1896 году в городеКазань в семьеврача. ПослеокончаниягимназиипоступилучитьсянаюридическийфакультетМосковскогоуниверситета. Послеегоокончанияуезжает в Ростов-на-Дону и устраиваетсянаработу в театральнуюмастерскую. Любовь к театрубудущемуписателюпривилиегородители. Отецпрекраснопел, игралнаскрипке. Родителиобожалитеатр и самиучаствовали в любительскихспектаклях. СамЕвгенийЛьвовичШварцзамечательнотанцевал, пел, владелискусствомпантомимы. Емупророчилибольшоеактёрскоебудущее, ноегоманилалитература. Написалмногосказокдлядетей, рассказовдлявзрослых, пьесдляпостановки в театре.
- А какие учебные задачи можем перед собой поставить? (Проверим, насколько мы были внимательны при чтении текста и кто лучше знает материал.)
-Повысить уровень осмысления изученного материала, будем учиться рассуждать, учиться сравнивать и сопоставлять, анализировать и делать выводы.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Работа в группах.
- У вас для работы в группах лежат листы для взаимоконтроля и взаимооценки. Если справились с работой очень хорошо- + напротив этапа , если хорошо, но с ошибками, недочетами – половина +, плохо поработали –.
- А чтобы проверить перед столь сложным испытанием свои силы, предлагаю Вам заглянуть в конверт. Давайте попробуем собрать из слов пословицы.
(Учащиеся собирают пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего.» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть.» «Откладывай безделье, да не откладывай дело» «Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки».).-Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (ответы дете - А какая главная пословица,
4.Работа по теме урока.
-КембылПетяЗубов?
-Почему с нимпроизошлатакаяистория?
-Я хочупроверитьвнимательноливычиталисказку. Дляэтого я подготовилавамзаданиедлясамостоятельнойработы. Вамнеобходимо в правильнойхронологическойпоследовательностирасставитьпроисходящиесобытия.
(самостоятельнаяработанаиндивидуальныхкарточках)
(послевыполненияработыучащиесясдаюткарточки и проверяютколлективноправильностьвыполнения)
5.Физкультминутка.(Под музыку Моцарта «Осенний вальс».
«Качанияголовой» (упражнениестимулируетмыслительныепроцессы): дышитеглубоко, расслабьтеплечи и уронитеголовувперед. Позвольтеголовемедленнокачатьсяизстороны в сторону, покаприпомощидыханияуходитнапряжение. Подбородоквычерчиваетслегкаизогнутуюлиниюнагрудипомерерасслабленияшеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивыевосьмёрки» (упражнениеактивизируетструктурымозга, обеспечивающиезапоминание, повышаетустойчивостьвнимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальнойплоскости «восьмёрки» потриразакаждойрукой, а затемобеимируками.
«Шапкадляразмышлений» (улучшаетвнимание, ясностьвосприятия и речь): «наденьтешапку», тоестьмягкозавернитеушиотверхнейточкидомочкитрираза.
«Зоркиеглазки» (упражнениеслужитдляпрофилактикинарушенийзрения): глазаминарисуйте 6 круговпочасовойстрелке и 6 круговпротивчасовойстрелки.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. В каком классе учился Петя Зубов?
А) в первом Б) во втором В) в третьем Г) в четвертом
2. Почему Петя чувствовал себя несчастным?
А) он не мог играть с друзьями
Б) он не мог теперь реализовывать свои мечты
В) он ничему не успел научиться
3. Как Петя нашел первую ненастоящую старушку?
А) она прыгала через скакалочку
Б) она прыгала на одной ножке
В) она играла в мяч Г) она играла в классики
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
- Посмотрите на доску: достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения. - Чему научила вас эта сказка ?
- Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.
А пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями)8.Дифференцированное домашнее задание (карточки).
- Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел “Делу время – потехе час”, найти пословицы и поговорки, которые отражают смысл названия раздела, приготовить игры. физминутки для отдыха, презентацию как вы проводите свой день или свободное время. По вашим выполненным работам создадим книгу. Это и будет элементом практического применения тех знаний, которые вы получили на уроке.