Два брата Е. Шварц
МБОУ СОШ №1 г. Сураж Брянская область
План-конспект урока по чтению в 4-а классе по программе
«Школа 2100»
«Два брата» Е. Шварц
Учитель: Колесникова М.Н.
Цели: 1. Учить понимать идейное содержание текста через анализ поступков героев.
Показать, как известный народный сюжет может быть использован автором нового времени.
Формировать навык грамотного внимательного чтения.
2. Развивать речь, память.
3. Воспитывать внимательное, доброе отношение к людям, которые тебя окружают.
План урока.
1.Актуализация знаний учащихся.
Эмоциональный настрой.
«Возлюби ближнего своего, как самого себя».
-Как вы понимаете эти слова?
В настоящий момент ближний для вас –это сосед по парте, одноклассник. Будем ценить, уважать, работать в согласии, помогая друг другу.
2. Сообщение темы и цели урока.
-Назовите автора произведения, над которым мы работаем?
СЛАЙД 1-фото Е.Шварца
-Кто такой Е.Шварц?(драматург, прозаик, сказочник, сотрудник Госиздата, обериут)
СЛАЙД 2-высказывание Е.Шварца
«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а длятого, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».
-Как вы понимаете эти слова?
СЛАЙД 3- название произведения.
«Два брата».
-Сегодня мы проанализируем некоторые эпизоды сказки, составим характеристику главных его персонажей, чтобы проникнуть глубже в содержание и понять поступки её главных героев.
3. Анализ двух миров в сказке.
1) Работа по рисункам учащихся.
-На какие две группы можно разделить все рисунки?
«Мир вечного покоя»
«Мир живой природы».
2).Выполнение задания №3(в тетради) .
-Из какого мира словосочетания?(доказать)
3)Назвать главных героев сказки.
-Из какого мира каждый герой?
4) Составление характеристики Старшего.
-Что автор говорит о нём вначале сказки?
(зачитать)
-Какие взаимоотношения между братьями?
-В чём причина их ссор?
(чтение эпизода последней ссоры с.64)
-Расскажите, каким вы увидели Старшего брата?
-Какую фразу он выкрикивает во время ссоры?
(«Оставь меня в покое»!)
-Какой смысл он вкладывает в эти слова7
-Можем ли мы сказать, что Старший ненавидит Младшего, желает ему смерти?
5) Чтение начала 2 части.
-Куда попадает Старший?
-Какую работу он должен был выполнять?
-Почему он согласился это делать?
-Как у мальчика появились друзья?
-Как он о них заботился?
6)Чтение отрывка с.74
-Что Старший научился ценить?
-Какие качества, черты характера появились у него во время проживания во дворце?
РАССКАЗ О СТАРШЕМ.
7)Образ Прадедушки Мороза.
-Как он говорит?
(Отрывок с.68)
-Какой Мороз по характеру?
-Что роднит Старшего брата и Прад. Мороза?
(чтение отрывка с.72)
РАССКАЗ О ПРАДЕДУШКЕ МОРОЗЕ.
4.Словесное рисование на прослушанную музыку.
СЛАЙД 4-Вагнер»Полёт Валькирий».
-Какая картина предстала перед глазами?
(высказывания детей)
Чтение 7 части сказки «Побег».
–Смог бы Старший один вернуть брата?
–Почему Шварц так часто называет героев-помощников друзьями Старшего?
5.Сопоставление сказки Е.Шварца с другими произведениями.
-В каких сказках вы встречались с таким героем, как Мороз?
СЛАЙД 5-«Морозко».
-В чём их главное отличие?
(иной замысел)
Сравнение сказок Е.Шварца и Л.Толстого.
У ТОЛСТОГО: у каждого в жизни свой путь, каждый счастлив по-своему.
У ШВАРЦА: будь внимателен к ближним, живи дружно.
ЗАДАНИЕ в тетради№2, с.73
«Мир, дружба и согласие воцарятся во всём мире2.
РАБОТА по СЛАЙДУ 6-братья возвращаются
-Зачитать предложения к этой иллюстрации из последней части.
-Какими словами (на каком предложении) закончилась бы обыкновенная сказка?
(«И с тех пор они жили счастливо».
-А как закончилась сказка Е.Шварца?
(«Жить счастливо можно, если жить дружно»)
5.Рефлексия
СЛАЙД 7-
-В чём жизненная мудрость сказки?
-Так что же хотел сказать во всю силу, во весь голос Е.Шварц?
6.Д/з №5,с.74( придумать свою историю или сказку»Два брата».
-