проверочный тест по литературе в 9 классе 1 вариант и 2вариант.

Мерзликина Ольга Александровна МКОУ Терновская СОШ №2
Терновского района, Воронежской области
Проверочный тест по литературе в 9классе 1 вариант
Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов. Один из них экзаменуемому необходимо выбрать. Один вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения, другой – анализ лирического стихотворения (или басни).

К текстовому фрагменту (или стихотворению, или басне) отнесена система письменных заданий (по 5 вопросов для каждого варианта), нацеливающих на анализ проблематики художественного текста и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также его умения


высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном. Каждый из первых четырех предложенных вопросов предполагает письменный ответ в примерном объеме 3-5 предложений и оценивается максимально 5 баллами. Пятое задание обоих вариантов (1.1.5 и 1.2.5) выходит за рамки конкретного эпизода (стихотворения или басни) и требует его рассмотрения в сопоставлении с другим изученным произведением с учетом контекста всего произведения. Задание 1.2.5 второго варианта предполагает сопоставление со стихотворением другого поэта, которое цитируется в полном объеме в варианте экзаменационной работы (задание 1.1.5 также может предполагать цитирование текста, с которым необходимо провести сопоставление, но это не является обязательным требованием КИМ). Задания 1.1.5 и 1.2.5 расширяют границы проверяемого материала и обеспечивают содержательную валидность экзамена. Примерный объем ответа – 5-8 предложений, максимальный балл за выполнение – 7 баллов.
Текст стихотворения (или басни) для сопоставительного задания 1.2.5 берется из произведений поэтов, чьи имена указаны в государственном образовательном стандарте, при этом само стихотворение (басня) может быть в нем не указана (таким образом осуществляется проверка способности экзаменуемого действовать в новой для него ситуации).
Второй вариант части 1 экзаменационной работы в структурном отношении, а также в распределении времени для выполнения заданий идентичен первому, но ориентирован на текст лирического стихотворения (или басни), что определяет специфику заданий к тексту, выявляющих особенности восприятия и понимания лирики (или басенного жанра).
В целом на выполнение первой части работы экзаменуемому рекомендуется отвести 60 минут.
Часть 1
Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1
и варианте 2 экзаменационной работы и выберите, какой из вариантов
вы будете выполнять. Оценивается выполнение только одного
варианта экзаменационной работы.


Вариант 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните
задания 1.1.1 –1.1.5


Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.
– Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
– Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – С какой стати стану я писать к князю Б.?
– Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?
– Ну, а там что?
– Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.
– Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон1. Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда.
Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.
Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».
Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка».)
Для выполнения заданий 1.1.1-1.1.4 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем 3-5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.


1.1.1 Как характеризует Андрея Петровича Гринева его решение не посылать сына в Петербург?

1.1.2 С какой целью Пушкин обращает наше внимание на такую деталь: матушка подает паспорт «дрожащею рукою»?

1.1.3 Готов ли Петруша к самостоятельной жизни?

1.1.4 Какая тема доминирует в предложенном фрагменте?

Для выполнения задания 1.1.5 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем 5-8 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на художественный текст и обращаясь (по памяти) к другим произведениям.
1.1.5 Фрагмент завершается наказом Гринева-старшего сыну. Сравните это напутствие с отцовским наставлением, упоминаемым в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (ниже приведен фрагмент действия 4 явления 12). К каким выводам привело Вас это сопоставление?
Лиза
И вам не совестно?
Молчалин
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья,
· Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Лиза
Сказать, сударь, у вас огромная опека!
Молчалин
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека...
Вторая часть экзаменационной работы содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения (не менее 150 слов). Первый вопрос (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; второй вопрос (2.2) относится к творчеству поэта, чье стихотворение включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература, литература XVIII и XIX веков), однако эти задания должны быть связаны с текстами части 1 на уровне тематики и проблематики. Задание 2.5 формулируется по литературе ХХ века и может быть не связано с текстами части 1 экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает один из пяти предложенных ему вопросов и дает на него полноформатный аргументированный ответ в жанре сочинения (на эту часть работы учащемуся предлагается отвести 120 минут). При ответе на вопрос, связанный с лирикой, экзаменуемый должен проанализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого).
Ответ на вопрос такого типа оценивается максимально 24 баллами.

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1-2.5). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

2.1. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
2.2. Почему лирику В.А. Жуковского относят к романтической поэзии?
2.3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
2.4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема одиночества?
2.5. В чем заключается смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?

Мерзликина Ольга Александровна МКОУ Терновская СОШ №2
Терновского района, Воронежской области
Проверочный тест по литературе в 9классе 2 вариант
Задание 1. Подберите для анализа фрагмент драматического произведения и сформулируйте задания базового уровня части первой (1.1.1.-1.1.4.) к выбранному фрагменту.
Действие2
Явление1
Фамусов, Слуга.
Фамусов
Петрушка ,вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь;
Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же.- На листе черкни на записном,
Противу будущей неделе:
К Просковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь-ка, в тот же деньНет, нет.
В четверг я зван на погребенье.
Ох ,род людской! Пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, а на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают,
Кузьма Петрович! Мир ему!---
Что за тузы в Москве живут и умирают!
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По- моему : должна родить.---
Явление2
Фамусов, Слуга, Чацкий.
Фамусов
А. Александр Андреевич, просим,
Садитесь-ка.
Чацкий
Вы заняты?
Фамусов (Слуге)
Поди.
(Слуга уходит.)
Да, разные дела на память в книгу вносим,
Забудется, того гляди.
Чацкий
Вы что-то не веселы стали;
Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?
Уж Софье Павловне какой
Не приключилось ли печали?..
У вас в лице, в движеньях суета.
Фамусов
Ах ! Батюшка, нашел загадку:
Не весел я!.. В мои лета
Не можно же пускаться мне вприсядку?
Чацкий
Никто не приглашает вас;
Я только, что спросил два слова
Об Софье Павловне: быть может, нездорова?
Фамусов
Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз
Твердит одно и то же!
То Софьи Павловны на свете нет пригоже,
То Софья Павловна больна.
Скажи, тебе понравилась она?
Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?
Чацкий
А вам на что?
Фамусов
Меня не худо бы спроситься, Ведь я ей несколько сродни;
По крайней мере искони
Отцом недаром называли.
(А.С.Грибоедов. «Горе от ума»)
1.1.1. Как характеризует героев их речь вначале и в конце?
1.1.2. Каково отношение автора к героям в приведенном эпизоде?
1.1.3. Какие темы затронуты в нем?
1.1.4 .Завязка какого конфликта происходит здесь?
Задание 2. Подберите 3 пары стихотворений разных поэтов 18-19 вв. для сопоставительного анализа.
М.Ю.Лермонтов «Пророк» и А.С.Пушкин «Пророк».
2. .Г.Р.Державин «Памятник» и А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный»
3. Г.Р.Державин «Памятник» и А.С.Пушкин «Поэт».
Задание 3. Сформулируйте 5 проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения(часть вторая) по творчеству писателей 18-19 веков.
2.1. К какому литературному направлению принадлежит пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
2.2. В чем особенность лирического сюжета и символики стихотворения В.А.Жуковского «Море»?
2.3 .С какой целью вводит Д.И.Фонвизин в комедию «Недоросль» «говорящие» фамилии?
2.4. Как А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» раскрывает тему- передовой личности в ее отношении к дворянскому обществу?
2.5. Серьезно или иронично звучит название романа М.Ю.Лермонтова-
« Герой нашего времени»?