Конспект занятия в средней группе на тему: Как на русской ярмарке покупали сладости
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 п. Верховье»
Конспект занятия в средней группе
«Как на русской ярмарке покупали сладости»
Воспитатель Быковская Евгения Анатольевна
Апрель – 2013 г.
Программное содержание.
Познакомить детей с русскими народными сластями и кулинарными изделиями: медовыми, тульскими пряниками, леденцами, пирожками.
Формировать познавательную активность.
Обогащение словаря детей: тульский пряник, леденец, денежки; активизация: вкусные, как цветочек, круглые, овальные.-Воспитывать любовь к народному языку. Создавать у детей радостное настроение.
Предварительная работа:
-чтение русских народных сказок, потешек;
-занятия по народной культуре, русским обычаям: «Ай да пряник - просто загляденье», «В гостях у бабушки Пыхтеихи», по лепке «Русские пряники»;
экскурсия в музей;
рассматривание иллюстраций о русской ярмарке.
Материал:
- пряники настоящие;
- картинки пряников разной формы;
- формочки для лепки пряников;
- картонные денежки разной формы;
- игрушка медведя (бибабо);
- леденцы на палочке.
Ход:
Под мелодию русской народной песни «Коробочка», дети в русских костюмах входят в группу, у них корзинки, мешок не лямке, для покупок. Детей встречает Коробейник (с лотком, в котором лежат пряники).
Коробейник:
Ой, вы красны девицы и добры молодцы!
Приглашаем вас на ярмарку весёлую.
Снова ярмарка шумит,
Пряники с конфетами!
На товар народ глядит,
Люди разодетые!
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Я Коробейник - Еремей,
Подходите поскорей!
Для вас угощение знатное –
Пряники вкусные, ароматные!
А вы любите пряники? (дети отвечают). На Руси в давние времена пряники считались излюбленным лакомством и дорогими подарками. Их дарили в знак чести, любви. Сегодня, ребятки, я вас познакомлю и с другими народными сладостями, с которыми наши прабабушки и прадедушки любили пить чай.
Особенно пряники любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, отдельными буквами.
Среди моих пряников есть не простые - печатные. Приехали они к нам из города Тулы, мёдом пропитаны, а внутри повидло. Как вы думаете, какие из пряников печатные? (Дети рассматривают пряники, показывают печатные.) А почему они так называются? (Дети отвечают.) Правильно! Посмотрите, на них разные рисунки. (Показ детям пряников на картинках.) Вы хотите попробовать сделать такие пряники? (Показ образца)
Лепка пряников из солёного теста.
Коробейник: А сейчас давайте поглядим, какой формы пряники, на что они похожи? (Дети отвечают: круглые, овальные, похожи на цветок, на сердечко, на лимончик) Хотите такой пряник купить?
Дети: Хотим!
Коробейник: А чтобы его купить, надо денежку заплатить. Возьмите из коробочки по денежке. Форма вашей денежки должна совпадать с формой пряника.
Дети берут картонные «денежки» и выбирают пряники.
Появляется медведь (игрушка бибабо).
Поехал Медведь на базар. Хочет купить себе товар.
Медведь: Здравствуйте, ребята, а что вы тут делаете?
Дети: Пряники покупаем.
Медведь: А что такое пряник? Я его ни разу не ел. Какой он?
Коробейник: Медведюшка, пряники стряпают из теста. Сейчас ребята тебе покажут.
Игра «Замеси тесто»
На столе стояла миска,
Ну а в миске пусто.
Заведи-ка тесто, мишка,
Будет очень вкусно.
Мишка яйца разбил,
Потом мёд положил,
Следом соду, ванилин
Мишка приносил,
А потом муки сыпнул,
Всё перемесил.
Тесто мишенька помнёт,
Стряпать прянички начнёт.
А вот какой пряник на вкус тебе об этом расскажут ребята.
Дети передают медведя и, не повторяясь, рассказывают ему какой пряник на вкус.
Медведь: Теперь я знаю, что такое пряник. Он, наверно, и вправду очень вкусный. А попробовать дадите?
Дети угощают медведя и он уходит. Раздаётся голос петушка.
Коробейник: Чей это голосок?
Это пел нам петушок.
Раньше не было, ребята,
Ни конфет, ни шоколада
Только сахар да медок
Получился... (Петушок)
Коробейник показывает картинку с изображением петушка на палочке. Дети отвечают.
Коробейник: Очень любили наши прабабушки покупать на ярмарке петушка на палочке.
Петушок не простой,
Весь прозрачный, золотой.
Петушок-молодец –
Сладкий, вкусный... (леденец)
Коробейник показывает детям леденцы-петушки. Дети отвечают.
Коробейник: Я вам предлагаю попробовать леденец на вкус. Какой леденец? Ребята, а как вы думаете, почему его называют леденцом?
Дети: Потому что он похож на льдинку, такой же прозрачный и тает во рту.
Коробейник: А как вы думаете, почему раньше делали именно петушков, а не котят или поросят?
Дети: Наверно потому, что они часто встречались в русских народных сказках и потешках. А может потому, что вместе с петушком просыпается солнышко и начинается новый день.
Коробейник: Петушка купить хотите? Мне вы сказки назовите, где б встречался петушок. А может кто-то и потешку про петушка знает? (Дети называют.)
Дети покупают леденцы и складывают в свои мешочки.
Покупки сделали, теперь пора и повеселиться.
Карусели, карусели,
Закружился стар и мал.
Кто на них не покатался,
Тот полжизни потерял.
Игра «Карусель»
Коробейник: Ну вот, пора и возвращаться. Вам понравилось на ярмарке? Какие покупки вы там сделали? Вот мы с вами и узнали о том, какие сладости любили люди в старину.
Прошли годы, а мы до сих пор всё это любим. Вот сколько гостинцев вы себе накупили. Чай по базару ноги ходить устали? Что ж, пора и отдохнуть, чайку хлебнуть.
Дети садятся за стол.
Вот так мы и живём:
пряники, леденцы жуём,
Чаем запиваем,
Гостей за стол приглашаем.