Статья Проблемы семейного воспитания детей в условиях детского дома.
Проблемы семейного воспитания детей в условиях детского дома.
Для тех, кто провел детство в стенах детского дома, создание собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В то же время такие люди, чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель - родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов.
Недостаток общения со взрослыми во многом определяет непродуктивный характер контакта ребенка со сверстниками. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны, он домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию и пассивное отчуждение.
Удовлетворенность детей поверхностными контактами со взрослыми свидетельствует об отсутствие острой потребности в уважении. Это может привести к трудностям в нахождении брачного партнера, к трудностям установления контакта с ним.
Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью. Именно поэтому семейное воспитание в условиях государственного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника детского дома является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений в своей биологической семье носил негативный характер или совсем отсутствовал. Это не может не сказаться на создании семьи в будущем.
Жизнь показывает, что бывшие воспитанники детских домов либо не могут создать свою собственную семью, либо создают неблагополучную семью, которая чаще всего распадается. Их дети тоже часто становятся воспитанниками детских домов.
Проблемы наших выпускников:
- ранние беременности;
- асоциальный образ жизни;
- беспорядочные связи;
- сожительство без вступления в брак;
- недостаточность условий для формирования социально необходимых представлений о хозяйственно-бытовой стороне жизни в семье;
- отсутствие эталонов мужественности и женственности; (это может привести к проблемам в семейной жизни, связанным с выполнением ролевых функций).
Все воспитанники с нетерпением ждут момента, когда им предстоит покинуть детский дом или школу-интернат. Однако после выпуска из интернатного учреждения они испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не осознавались или казались неважными. Ситуация смены места жительства, ближайшего окружения и привычных условий проживания часто действует дезадаптирующее на выпускников детских домов. В условиях незнакомого города, при отсутствии навыков организации здорового отдыха и при наличии денежных средств (с которыми они до этого не обращались) подростки идут по пути наименьшего сопротивления и прибегают к асоциальным действиям.
Именно поэтому выпускники детских домов нуждаются в дополнительной поддержке и квалифицированной помощи. Выпускник нуждается в стойкой эмоциональной привязанности, чувстве собственной значимости для другого человека, способности определять свою судьбу.
Предлагаю организовывать встречи с выпускниками, для поддержки в период их адаптации к новым для них условиям самостоятельной жизни, созданию ситуации свободного неформального общения между подростками и взрослыми, формированию знаний у выпускников о собственных потенциалах самореализации, формированию положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, формированию умения противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам.