Андроновская культура (6 класс)

Цели:
-образовательные:
Дать знания об Андроновской культуре: ее месте, значении в истории человечества, особенностях, археологических памятниках;
-развивающие:
Способствовать развитию познавательного интереса школьников; формирование устойчивого интереса, развивать умение работать в группах.
-воспитательные: воспитывать коммуникативной компетенции, трудолюбие, а также чувство необходимости сохранения памятников древности.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемное обучение.
Средства обучения: учебник, карта «Казахстана в эпоху бронзы», презентация к уроку, раздаточный материал, материалы для рефлексии.


Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Орг. Момент. (1 минута)
Приветствие.
- Поднимите руки, кто сегодня хочет узнать что – то новое. Погладьте соседа по голове и скажите: «Молодец».
Поднимают руки.
Гладят соседа по голове.

Проверка домашнего задания. (10 минут)
Мы сегодня будем работать в группе.
- Основные правила работы в группе вы можете прочитать на доске и у вас на столах они тоже есть.











- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Сейчас мы с вами узнаем, как вы закрепили знания по этой теме.
Задания группам:
1 группа: Заполнить ленту времени.
2 группа: Характеристика бронзы, орудия труда.
3 группа: Методы добычи руды.
4 группа: Составить кластер на тему «Особенности эпохи бронзы»
5 группа: Составить схему «Этапы эпохи бронзы»

















































































Проверка работ совместно с учениками.
Правила работы в группе:
Говорить по очереди
Активно слушать
Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
Помогать и просить о помощи
Давать и просить пояснения
Пояснять и оценивать идеи
Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
Подводить итоги обсуждения
Приводить убедительные аргументы


Ответы учеников. (Особенности эпохи бронзы)



Каждая группа за отведенное время выполняют задания.
1 группа: на ленте времени указывают хронологические рамки эпохи бронзы.
Каменный век энеолит Эпоха бронзы


2,6 млн. 3 тыс. ? ?
лет до н.э. лет до н.э.

о



о
+
м


ь
Сплав



б




а


2 группа: указывают основные характеристики бронзы, перечисляют бронзовые орудия труда.


Свойства бронзы






Бронзовые орудия труда




3 группа: Определяют, какой метод добычи руды необходим для той или иной породы.


Метод добычи: ___________________________________________________________

Опишите процесс добычи:__________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________


Метод добычи: ___________________________________________________________

Опишите процесс добычи:__________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

4 группа: Выделяют в виде кластера основные особенности эпохи бронзы.




5 группа: Составляют схему «Этапы эпохи бронзы»
Этапы эпохи бронзы
(________________)








От каждой группы работы защищают спикеры. Кластеры, схемы вывешивают на доску.

Изучение новой темы. (20 минут)
Определение темы урока, совместно с учащимися постановка целей урока.

Тема урока: Андроновская культура.

- Ребята, подумайте, что мы будем делать на уроке, какую цель мы можем поставить?

- Что такое археологическая культура?


- Как вы думаете, почему Андроновская культура названа именно так?
- Откройте учебники на стр 63 и найдите ответ на этот вопрос.


- Теперь нам необходимо определить ареал распространения Андроновской культуры.
Найдите в учебнике ареал распространения памятников андроновской культуры и отметьте границы на карте.















- Что такое андроновская культура?






Работа в группе.
Прочитайте параграф 19 на стр 63-66 и выполните следующие задания:
1 группа: Определите местонахождения памятников андроновской культуры на территории Казахстана.
2 группа: Заполните пропуски в предложениях, и определить антропологический тип андроновцев.
3 группа: Составить кластер на тему «Хозяйство андроновцев».
4 группа: Ремесло и металлургия.
5 группа: определите особенности жилища андроновцев.









Ответы учащихся.
(Узнать, что такое Андроновская культура и изучить ее особенности)


Ответы учеников. Археологи
·ческая культу
·ра   совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.

Ответы учеников.


Работают с учебником, находят ответ. (Такое название идет от места первых находок у села Андроново возле г. Ачинск в Южной Сибири)


Работа с учебником и картой.
Учащиеся каждый на своей карте отмечают границы распространения андроновской культуры.

Памятники андроновской культуры распространены от реки Жайык (Урал) на западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге.



Ответы учеников.
Запись определения в тетрадь.
Андро
·новская культу
·ра общее название группы близких археологических культур бронзового века распространенной от реки Жайык (Урал) на западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге.


Каждая группа за отведенное время выполняют задания.
1 группа: Определите, где находятся следующие памятники андроновской культуры и нанесите их на карту.
Аркаим
Петровка
Боголюбово
30 поселений и 150 могильников
Урочище Тамгалы
Тагискен.

2 группа: Заполняют пропуски в тексте.
По своему физическому типу андроновцы были ..
Для них были характерны .рост, телосложение, лицо, .. впадины и сильно развитые Вот что пишет об их внешнем виде академик :
«Андроновцы были очень.., а лица их почти .., с .. открытыми глазами, возможно, напоминали лица Грубого облика, но .. люди, мощного, . вида».

Выберите людей близких по антропологическом типу к андроновцам и прикрепите к карте.



3 группа: Составляют кластер «Хозяйство андроновцев».




Хозяйство 2.
Андроновцев







3.






Выберите каких животных разводили андроновцы и что выращивали, прикрепите рисунки животных и растений к карте.






4 группа. Составляют кластер по теме "Ремесло и металлургия"

5 группа. Описывают жилища андроновцев и рисуют его.

Закрепление. (5 минут)
- Теперь нам нужно закрепить полученные знания. На ваших столах есть тесты. Ваша задача в течении 3 минут решить их.
- Проверка тестов.
Учащиеся решают тесты.
1. Достижения людей эпохи бронзы связаны с расцветом .........?
А федоровской культуры
В андроновской культуры
С нуринской культуры
Д археологической культуры
Е бегазы-дандыбаевской культуры.
2. По словам В. П. Алексеева андроновцы по физическому типу были?
А. монголоидные
В. индоиранцы
С. европеоидами
Д. негроидами
Е. индоевропейцами
3. Основной вид хозяйства андроновской культуры:
А. скотоводство
В.земледелие
С. садоводство
Д. охота
Е. собирательство
4. Важная особенность изготовления посуды в эпоху бронзы:
А. изготовление посуды в виде горшков и банок
В. микролитическое производство
С. производство зернотерок
Д. изготовление ступ
5. Прототипом казахской юрты считается:
А. жилище андроновцев
В. бедунский шатер
С. шалаш
Д. сибирский чум
Ключ.
1 В. 2 С. 3 А. 4 А. 5 А.


Подведение итогов. (3 минуты)




















Выставление оценок. (2 минуты)




Рефлексия. (2 минуты)











- Посмотрите на нашу карту. Давайте подведем итоги урока по теме «Андроновская культура».




















- Теперь слово предоставляется оценщикам групп.
- На основание работы оценщиков и моих наблюдений выставляю оценки.

Рефлексия «Дерево». Украсьте дерево плодом, исходя из обозначения цвета.
Розовый– урок очень понравился, я со всем справился.
Желтый – мне понравился урок, но я не совсем справился.
Голубой– я со всем справился, но урок был не интересным.
Зеленый – было скучно, я ничего не понял
Ученики подводят итоги урока.
Андро
·новская культу
·ра общее название группы близких археологических культур бронзового века распространенной от реки Жайык (Урал) на западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге. Такое название идет от места первых находок у села Андроново возле г. Ачинск в Южной Сибири. Памятники андроновской культуры на территории Казахстана: поселения Петровка и Боголюбовка в Сев.-Каз. Обл., петроглифы урочища Тамгалы в Жетысу, погребение Тагискен - нижнее течение Сырдарьи. Аркаим – городище бронзового века, нах-ся на границе Костанайской и Челябинской области.
Антропологический тип андроновцев – европеоидный. Основное занятия андроновцев пастушеское скотоводство, мотыжное земледелие, рыбная ловля. Разводили коров, овец, коз, лошадей. Выращивали пшеницу, просо, ячмень.У андроновских племен высоко развито рудное дело и металлургия. Занимались ремеслом: пряли, ткали, шали одежду, выделывали кожу. Изготовляли глиняные сосуды в виде банок, горшков, наносили геометрические узоры. Жилища андроновцев являются прототипом казахской юрты.



Выступление оценщиков из каждой группы.





Ученики выбирают плод, исходя из обозначения цвета и украшают дерево.

Запись Домашнего задания (2 минута)
Параграф 8 стр 43-44, параграф 9 стр 47-49 читать, пересказывать.

Записывают Д/З в дневники и проверяют наличие записей друг у друга.


Рисунок 6Описание: F:\открытый урок\Новая папка\30-05-02.jpgРисунок 42Описание: https://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=a5fa052e6102dcb1eccee2f2c925ec65&n=33&h=190&w=201Рисунок 38Описание: http://cdn4.imgbb.ru/user/11/114760/201504/17e5efbecd2343f2d5df76c4c6ed63e3.jpgРисунок 43Описание: https://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=07f275deccb0e7231bd09af2320c431c&n=33&h=190&w=190Рисунок 40Описание: http://3.bp.blogspot.com/-KPtlOJdTB1s/UFg51QZT6-I/AAAAAAAAAY8/32tk4yXtBrE/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%B0.pngРисунок 41Описание: http://www.abc-color.com/image/coloring/animals/001/colt/colt-picture-color.pngРисунок 46Описание: http://www.aphibio-larochelle.fr/crbst_wheat-info1.gif?v=2i1kuw1oa5mqi6