План-конспект урока химии в 9 классе «Непредельные углеводороды. Ацетилен»
Тема: Непредельные углеводороды. Ацетилен.
Ход урока
Этапы урока, время Деятельность учителя Деятельность ученика
I этап.
Создание свободной и доверительной атмосферы
(1 минута). Приветствие, организация начала урока Приветствуют учителя. Готовят рабочее место
II этап.
Блиц-опрос
Проверка уровня усвоения изученного материала
(15 мин) Предлагаю ученикам блиц-опрос по пройденному материалу
1. Что изучает органическая химия
2. Из атомов каких химических элементов чаще всего состоят органические вещества
3. Какие классы органических соединений мы изучили
4.Какую валентность проявляет углерод в органических веществах
5. Что такое предельные УВ? Как их еще называют?
6. Общая формула класса
7. Назовите 10 представителей класса
8. Чем алкены отличаются от алканов?
9. Общая формула класса
10. Назовите 5 представителей данного класса?
Предлагаю выполнить задания самостоятельно (5 мин)
1) Назовите вещества ….
2) Запишите формулы ….
Предлагаю ученикам продолжить блиц-опрос
1. Перечислите все известные вам типы реакций в органической химии
2. Правило Марковникова
3. Правило Зайцева
Предлагаю выполнить задание у доски
1. Гидрирование пропена2. Горение этена3. Гидробромирование бутена – 1
4. Дегидрохлорирование 2-хлорбутана
Каким правилам подчиняются данные реакции
Предлагаю выполнить задания самостоятельно (5 мин)
(закончить уравнения, назвать вещества, указать тип реакции) Отвечают на вопросы
Решают самостоятельно,
III этап.
Первичного предъявления новых знаний
(15 минут)
Этот газ был открыт Гемфри Дэви в 1836 году в продуктах разложения метана, под действием искровых электрических разрядов
В 1860 г. Марселен Бертло синтезировал его из простых веществ, пропуская водород через электрическую дугу между угольными электродами.Но, проще всего к этому вопросу подошел в 1862 г. Фридрих Велер. Он получил этот газ из карбида кальция, действуя на него водой. Вскоре его опыт стали использовать в …. фонарных столбах.
В фонарь, наполненный карбидом кальция, по каплям поступала вода, а получившийся газ поступал в горелку и использовался для освещения.
Что же за газ такой поручил Велер?
Напишите уравнение, характеризующее опыт одного из основоположников химии органических соединений.CaC2+H2O=Ca(OH)2 + C2H2
Предлагаю составить структурную формулу вещества, с учетом валентностей
К какому классу принадлежит это вещество?
Назовите вещество по номенклатуре ИЮПАК - этинВ конце 19-го — начале 20-го века широкой популярностью пользовались многочисленные ацетиленовые светильники (источником ацетилена служил дешевый карбид кальция), используемые на железнодорожном и водном транспорте, для освещения улиц, в быту. Несмотря на то, что сегодня массовое использование ацетиленовых фонарей ушло в прошлое, их выпуск и потребление не прекратились. Они производятся в небольших количествах как походное снаряжение.
Предлагаю записать тему урока «Алкины»
Предлагаю определить цели урока самостоятельно
Предлагаю охарактеризовать Класс АлкиныАлкины- непредельные УВ, содержащие с в молекуле одну углерод-углеродную связь
Суффикс – ин
Общая формула – CnH2n-2
Гибридизация – spУгол связи - 1800
Длина связи – 0,120 нм
Предлагаю просмотреть Интерактивное задание (ЭОР «Строение, изомерия, номенклатура алкинов»)и выполнить записи в тетрадях
Физминутка
(виртуальная запись с проговариванием названий и формул – руками, головой, глазами)
Этин - С2Н2, Пентин - С5Н8, Пропин - С3Н4 и т.п. Записывают число и тему
Делают записи в тетрадях
IV этап.
Первичное применение новых знаний
(10 мин) Предлагаю решить следующие задания тренажера ЭОР «Номенклатура алкинов»
Предлагаю решить задачу
Сожгли УВ состава С5Н8 массой 70 грамм. Рассчитайте сколько:
1) Образовалось СО22) Н2О
3) Потребовалось кислорода
Обсуждение, выполнение заданий
V этап.
Подведение итогов работы. Рефлексия
(2 минуты).Задаю вопросы учащимся:
«Помогли ли вам интерактивные тренажеры усвоить новый материал»
Подводя итоги работы, отмечаю вклад каждого ученика. Отмечаю работу наиболее активных учащихся.
Д/З: выучить конспект, выполнить задания (по карточкам) Обсуждают, высказывают мнения, обмениваются впечатлениями
Задание А
1. Назовите вещества:
а) CH3-CH2-CН2-CH3 - ______________________________________________________
б) CH3-CН2-CH3 - __________________________________________________________
в) СН2= СН-СН2-СН2-СН3 - _________________________________________________
г) СН3-СН=СН-СН2-СН3 - ___________________________________________________
2. Запишите формулы
а) пропан
б) бутен - 1
в) пентан
г) пропенЗадание БЗакончить уравнения, назвать вещества, указать тип реакции
а) СН4 + Cl2→
б) CH2=CH2 + Br2 →
в) CH2=CH-CH3 + HCl →
г) C5H12 + O2→