Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории
Информационно-коммуникационные технологии
в преподавании истории
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, что связано с широким внедрением компьютеров в образовательные учреждения, с реализацией Президентской программы по информационному обеспечению образовательных учреждений. В учебных заведениях появилась возможность использовать информацию из мировой сети Интернет для выполнения ученических, исследовательских и проектных работ, при подготовке докладов и сообщений, создании презентаций.
Информационное пространство сегодня очень насыщенно и разнообразно. Возникает потребность с одной стороны, использовать его в процессе обучения, с другой стороны, научить обучающихся критически воспринимать и оценивать полученную информацию.
Использование ИКТ на уроках истории облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» обучающегося в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом, стимулирует познавательный интерес к истории, придает учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер. ИКТ во многом способствует обновлению содержательной стороны предмета истории, помогает индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность обучающегося. Обучающиеся учатся систематизировать и обобщать различную информацию с помощью компьютера, пользоваться электронными библиотеками и пособиями при изучении конкретных вопросов.
Основное средство ИКТ, которое используется мною при объяснении
нового материала, является презентация. Презентация очень удобна в преподавании по разным причинам: материал слайдов может легко обновляться, пополняться. На слайде с помощью анимационных эффектов можно показать историческое событие в развитии. Используя различные материалы для создания видеоряда, усилить эмоциональную составляющую урока.
Кроме презентации, в водной части урока с целью мотивации, использую фрагменты документальных и художественных фильмов. Например, видео-ролики по «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (запись с канала ТВЦ). Каждый отдельный ролик занимает всего около 4 минут, что прекрасно вписывается в формат занятия. Такие видео-ролики вмещают довольно много информации, часто охватывают все содержание предстоящего урока. После просмотра проводится опрос по вопросам: какие события и в какой последовательности были представлены. После просмотра, обучающимися может быть составлен план урока. Однако их содержание, основанное на историческом труде почти 200-летней давности, далеко не всегда соответствует выводам современной исторической науки и учебной литературы. В старших классах я использую как задание на урок: выявить несоответствия и проанализировать их.
В ходе объяснения нового материала использую мультимедиа учебники, представленные на сайте ФЦИОР (Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов (http://eor.edu/ru)). Содержание учеников интригует и увлекает, ребята с интересом наблюдают за меняющимися диаграммами, «оживающими» картами, кинохроникой, фоно- и фотодокументами.
Использование наглядности по средством ИКТ сегодня актуально, так как в образовательных учреждениях порой отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Благодаря мультимедийному сопровождению, занятие можно «обогатить» красочным, наглядным содержанием.
При объяснении нового материала на уроке используются предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, представленные также на сайте ФЦИОР в большом количестве. При этом существенно меняется способ объяснения нового материала: преподаватель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами.
Проведение занятий по истории с использованием ИКТ позволяет решать образовательные и воспитательные задачи в комплексе, а именно:
повышение мотивации к изучению к истории;
развитие творческих способностей обучающихся, навыков исследовательской работы, развитие критического мышления;
совершенствование навыков работы с различными видами информации: статистическими материалами, диаграммами, таблицами, историческими картинами, различными видами текстовых материалов;
позволяет привлекать материалы собственных исследований (интервью, анкетирование, социологический опрос и т. д.);
позволяет обучающимся формулировать собственное мнение и оценку событий, аргументировать их.
Список использованной литературы
1. Антонова Т.С., Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век»// Преподавание истории в школе. 2008. № 4. С.57-61.
2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2011.
3. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2013.
4. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2014.
5. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Полат Е.С. – М.: Владос, 2011.
6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2011.
7. Румянцев В.Б. Всемирная история в Интернете// Преподавание истории вшколе. 2012. № 8. С.75-77.
8. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании
истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2011. № 8. С.40-46.