Классный час «Женщина-мать в годы Великой Отечественной войны» (4-8 класс).


«Женщина-мать в годы Великой Отечественной войны».
Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств обучающихся.  
Предметные:
- обогащение знаний о Великой Отечественной войне.
Метапредметные:
Познавательные
- способствовать привитию интереса к событиям истории, о которых нельзя забывать.
- умение получать информацию о жизни людей в прошлом;
- умение сравнивать, сопоставлять прошлое и настоящее время;
- делать выводы в результате совместной работы.
Регулятивные
- умение определять цель занятия.
-Участвовать в оценке полученного результата.
Коммуникативные
-Активно участвовать в обсуждениях.
-Учиться выступать перед аудиторией.
-Работать индивидуально и в группе.
Личностные
- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- формировать умение эмоционально выражать свои чувства; 
- формирование уважительного и бережного отношения к самому дорогому человеку – маме.
- формирование уважительного отношения к ветеранам и труженикам тыла.
Ожидаемые результаты:
научатся:
- анализировать информацию,
- строить логические цепи рассуждений,
- активно сотрудничать с одноклассниками при решении познавательных задач,
получат возможность научиться:
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Формы работы: групповая, индивидуальная (подготовка сообщений по темам), фронтальная.
Оборудование: мультимедийный комплекс с возможностью звуковоспроизведения, презентация учителя, видео ролик, лепестки ромашки и сердечки из бумаги, свеча в вазе, книги, плакаты, портрет, цветы, письма, текст произведения.Кл. руководитель: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать, и надеюсь, что сегодня мы плодотворно с вами поработаем. На нашем классном часе я хочу поговорить с вами на одну очень важную и трепетную тему. А как она будет называться, вы должны сформулировать сами, внимательно послушав фрагмент из видео. Слайд 1 (Звучит видео с 48 сек по 1:51 сек.)
Кл. руководитель: Ребята, о ком поется в этой песне? (О солдатах, женщине, матери). В какое время происходит событие на этом видео. А какое грандиозное событие отмечала наша страна в прошлом году (70-летие великой победы), в 2016 году исполнится 71 год со дня великой победы Слайд 2. 
Правильно, молодцы. В видео идет речь о женщине - кубанской крестьянке Степановой Епистинии Федоровне, матери потерявшей на войне девять сыновей.
Как будет звучать тема нашего классного часа «Женщина-мать в годы Великой Отечественной войны» Слайд 3. А какова была роль женщины-матери в годы войны? Давайте это выясним. Сформулируем цель классного часа (определить роль женщины-матери в годы войны?). Какой результат вы хотели бы получить? Узнать как можно больше об этом.
Кл. руководитель: Слайд 5 
Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова: сестра, жена, друг. Ребята, а кто подарил жизнь мне, вам? Правильно, самое высокое слово - МАТЬ. Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь - синонимы. 
Кл. руководитель: Слайд 6 
Богоматерь (также Мадонна, Богородица, Дева Мария (Марьям бинт Имран— (мать исламского пророка Исы)) в христианской и исламской традиции — мать Иисуса Христа, одна из наиболее почитаемых фигур. Являет собой ещё одно символическое значение слова «мать». 
Кл. руководитель: Слайд 7 Сколько добрых и красивых слов мы можем сказать о матери. Ведь она нам дала нам самое ценное на Земле - жизнь! А сейчас, ребята, давайте не пожалеем ласковых слов и соберем цветок доброты и уважения к нашим мамам. Для этого я вам приготовила лепестки, вы на них запишите, пожалуйста, одно слово прилагательное, которым вы называете свою маму. Молодцы, ребята! Вот какой замечательный цветок любви к нашим мамам у нас получился! Вот сколько добрых и красивых слов мы свами сказали о маме. 
Кл. руководитель: Есть еще одно значение слова мать, это какое? Вам маленькая подсказка. Слайд 8 Правильно, Родина - мать! В нашем городе так же есть монумент «Родина-мать», все вы там бывали и знаете его. Слайд 9 Более семидесяти лет назад,когда началась Великая Отечественная война, Слайд 10. она призвала своих сыновей и дочерей защитить себя, а значит защитить Отечество.
Кл. руководитель: Слайд 11. 
У войны не женское лицо. Но ничего на этой войне не запомнилось больше, резче, страшнее и прекраснее, чем лица наших матерей. А. Адамович. Слайд 12. Женщина - мать и война. Эти понятия несовместимы. Женщине пришлось стать солдатом. 
Ступникова Александра Степановна родилась в 1921 умерла в 2006 году в возрасте 85 лет. Служила в отдельном 85 батальоне наблюдения за самолетами на Украинском фронте, принимала участие в освобождении Чехословакии, звание - рядовая.
Имеет награды: «Орден Отечественной войны», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,  Медаль Жукова.
Слайд 13. В годы войны женщины - санитарки замещали бойцам мать, выносили на своих хрупких плечах с поля боя, помогали выжить после тяжелого ранения. 
Лакомкина Александра Ивановна родилась в 1919 году умерла в 2011 году в возрасте 92 лет. Работала санитаркой в госпитале в городе Бухарест – столице Румынии.
Имеет награды: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями, медаль «Материнство».
Слайд 14-16. Тяжело было женщинам в тылу... Приходилось выполнять всю тяжелую работу и в поле, и на заводах, фабриках. Снабжали военных и продовольствием, одеждой и оружием. Защищали и воспитывали детей. Порой сами недоедали и недопивали и отдавали все силы для достижения победы. Слайд 17. 
Воспоминания военных лет тружеников тыла ШильнебашаМария Петровна  Губочкина труженица  тыла. Она рассказывала, что родилась в селе Шильнебаш в 1929 году. В 41-ом ей было 12 лет.  Сначала  на фронт отправляли по 6-7 взрослых мужчин, потом уже молодых ребят. Всего ушло на войну 177 человек, погибло 110 человек. Два ее брата также воевали на фронте. Один пришёл с фронта раненый, другой дважды был ранен и погиб под Курской дугой.
Старики, женщины, подростки, дети вручную жали рожь, овёс, пшеницу, горох, убирали солому с полей, летом работали на прополке. Девушек отправили на курсы трактористок, которые потом работали на тракторах МТЗ. Посылали также на лесозаготовку. На трудодни выдавали хлеб, иногда молоко, картошку. Раздавали по 5 кг шерсти, женщины пряли, вязали носки, варежки, все вязаные вещи отправляли на фронт бойцам, за работу выдавали по 3 кг муки. Всю войну килограмм хлеба стоил 0.75 копеек, покупали его по карточкам. Ходили в лаптях, одежду донашивали довоенную. В домах жгли керосиновые лампы.
За самоотверженный труд в тылу Мария Петровна Губочкина  награждена медалями  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945гг.», «Ветеран тыла», «Ветеран труда», юбилейными медалями.
В Шильнебашском сельском поселении на сегодня проживают один участник войны и 19 тружеников тыла. 
С каким трепетом и волнением ждали весточки от своих близких с фронта. А приходили они в форме писем-треуголок Слайд 18. 
Кл. руководитель: Вот так выглядели письма с фронта, это письмо моего дедушки Бухарева Федора Петровича. Он писал его своей супруге и давал главный наказ не распускать детей, держать их в руках, а детям, чтоб слушались матери. Слайд 19. Ребята, я вам приготовила письма солдат к своей маме. Сейчас я прошу вас прочитать письмо и выбрать лучшего чтеца, который прочтет это письмо для другой группы. Кл. руководитель: Ребята, о чем говорится в этих письмах. Какие чувства испытывал человек который писал письмо и что хотел сказать главное? (О победе, смерти)Война не обошла ни одну из семей. Сколько горечи и скорби претерпели матери солдат, отправляя своих сыновей на фронт.  В нашем селе не вернулось с войны 110 человек. В Книге памяти написаны имена погибших и нашего села. Кл. руководитель:
Горше всего хоронить сыновей — Юных, любимых, погибших в бою. Слезы не сохнут у матерей, Войнам отдавших кровинку свою. И в наше время сыновья защищают свою Родину и даже погибают за нее. Афганистан, Чечня, Украина - наша память и боль Слайд 21. 
В нашем селе в 1994 году погиб при выполнении воинского долга в Приднестровье Атаманов Сергей Алексеевич. Вы ходили в феврале на открытие мемориальной доски. Ровно пол года назад, 17 сентября 2015 года погиб, исполняя обязанности военной службы начальник электростанции радиолокационной станции взвода артиллеристской разведки Кызыма Александр Николаевич. Он проходил службу непосредственно на самой границе между Крымом и Украиной.
В каждом городе в память о погибших солдатах горит вечный огонь славы героям, павшим в боях за нашу Родину. Слайд 20. 
Ребята, чтобы почтить и увековечить память всех тех, кто ковал Победу любой ценой, кто отдал жизнь на поле боя и тех кто трудился не покладая рук в тылу. Я предлагаю возложить цветы к вечному огню и зажечь поминальную свечу.РЕФЛЕКСИЯ. Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (Самое дорогое, кто есть у нас в жизни, кто никогда не предаст и не бросит в беде... МАМА!) А какова была роль женщины - матери в годы войны (Воевали на ровне, с мужчинами, были санитарками, работали в тылу, поддерживали и ждали с фронта своих сыновей и близких). Слайд 22. Люди! Братья мои! Берегите своих матерей! 
Настоящая мать человеку даётся однажды... Я уверена, что, когда вы подрастете, тоже станете защитниками нашей Родины, своих матерей. Спасибо за помощь в проведении классного часа! Много произведений и стихов о войне, здесь представленные некоторые, в том числе и моего дяди, ветерана войны. И на память о нашей встрече я хочу вам подарить отрывок произведения Виталия Закруткина «Матерь человеческая», чтобы вы могли прочитать его дома. А эти сердечки предлагаю взять с собой написать на них приятные слова для своей мамы и подарить ей.