Интегрированный урок по литературе и биологии Женщина: жена и мать
МБОУ «Костенеевская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Тема урока:
«Женщина:
жена и мать»
Мухина Татьяна Михайловна,
учитель биологии первой
квалификационной категории (стаж работы 33 года)
Мингазетдинова Евгения Владимировна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории (10 лет)
(2011 год – год представление разработки)
Объяснительная записка
Цели и задачи:
- повторение материала по теме «Размножение. Митоз. Мейоз»,
«Внутриутробное развитие», творчества А.С. Пушкина, произведений 20 века.
- воспитание в подрастающем поколении благоговейного отношения к материнству, ответственности за свои поступки; донести до учащихся значения высокой роли женщины как жены и матери;
- развитие эстетических качеств у учащихся.
Данная разработка расчитана на учащихся 9 класса, когда они уже прошли темы «Размножение», творчество А.С. Пушкина. Урок является интегрированным: биология + литература, где ребята повторяют пройденные темы, узнают о вреде аборта, учатся находить данные темы в сюжетах произведений русской литературы. В данном уроке есть фрагмент экологического воспитания о вреде заводов для человека, отрицательное влияние на плод.
Использованная литература
1.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. 9 класс».
2.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8 класс».
3. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. 9 класс».
4. Журнал «Биология», 2002 год.
5. Журнал «Русский язык и литература», 2011 год.
6. С.А. Леонов. Поурочные планы «Литература. Интегрированные уроки.»7. И.В. Золотарева, Н.В. Егорова «Поурочные разработки по литературе».
8. В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин «Литература. 9 класс».
E-mail: evgenija_mingazetdinova@mail.ru
Учитель литературы: Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся. Рады видеть Вас в стенах нашей школы, а именно на интегрированном уроке – литература, искусство и биология. Тема урока «Женщина: жена и мать».
Учитель биологии: Ребята, что мы с вами изучали на предыдущих уроках? О чем мы с вами говорили?
Да мы с вами прошли тему: «Размножение. Митоз. Мейоз. Онтогенез». Сегодня мы вспомним о внутриутробном развитии организма, но прежде мы должны повторить пройденный материал и ответить на несколько вопросов:
1). Подвижная зрелая мужская половая клетка у животных, (сперматозоид). Женская половая клетка (яйцеклетка). Какой у них набор хромосом.
2). Совокупность последовательных процессов развития женской половой клетки от первичной половой клетки до зрелого яйца - … (овогенез).
3). Особый способ деления клеток, в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом и переход клеток из диплоидного состояние в гиплоидное - … (мейоз).
4). Процесс образования двух дочерних клеток с набором хромосом, идентичным исходной материнской клетке - … (митоз).
5). Половая клетка животных и растений, обеспечивающая передачу наследственной информации от родителей потомками - …(гамета).
6). Процесс развития половых клеток - … (гаметогенез).
Сперматозоиды по сравнению с яйцеклетками, очень подвижные (СЛАИД № ) Что образуется в результате оплодотворения? ЗИГОТА, которая попадает в особый женский орган матку, где и происходит развитие плода.
Значит, зигота даёт начало новой жизни.
А ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО ПРЕРВАТЬ ЭТУ ЖИЗНЬ? Ребята, а кто может сказать каким способом или в результате чего можно прервать жизнь.
У меня в руках-дневник не родившегося ребёнка. Я хочу познакомить вас с ним.
(Негромко звучит музыка Моrricone. Учитель читает)
1-й месяц внутриутробного развития. (Слайд № )Через 2 дня после попадания в матку я внедрился в её слизистую оболочку. Этот процесс шёл 48 ч. На второй неделе у меня стали образовываться плацента (это орган, осуществляющий обмен веществ между организмом моей мамы и мной) и пуповина. Это система моего жизнеобеспечения. Уже на третью неделю у меня стала образовываться хорда. Позже она даст начало позвоночнику. У меня появились первые кровеносные сосуды. О радость! Я существую ещё только 21 день, а у меня уже начинает формироваться сердце. Оно уже бьется! На последней неделе месяца появились зачатки ручек и ножек. А по форме я очень напоминаю ушную раковину.
Происходит закладка внутренних органов: кишечника, печени, почек. Я расту. Уже целых 4 мм!
2-й месяц внутриутробного развития.
Я ещё не вижу окружающего меня мира, но мне кажется, что он распахнет мне солнечные двери навстречу прекрасной жизни. Мне кажется, что в этом мире так же уютно, как здесь, у моей мамы. У меня завершилась постройка плаценты. Я
даже могу уже защитить себя сам от инфекции, так как у меня подключилась к работе вилочковая железа (тимус). Растут ручки и ножки, формируются пальчики. Какие они маленькие, даже странно! Возможно, когда-нибудь мои ручки будут играть на скрипке или нарисуют картину!
Мое маленькое сердце претерпевает ряд изменений: появились перегородки, и оно стало четырехкамерным. У меня развиваются мозг и эндокринные железы.
А ещё хочу сообщить, что я. Двухмесячный эмбрион, уже обладаю тактильной чувствительностью, я реагирую на давление.
Уже через 7 месяцев ты возьмёшь меня, мамочка, на ручки! Я жду этого с нетерпением!
(Демонстрируется фрагмент видеофильма «Внутриутробное развитие человека».)
3-й месяц внутриутробного развития.
Я рад, что не разлучаюсь с мамой. Мамочка, я не люблю, когда ты переживаешь. Твое настроение передается мне, и я тоже переживаю. Мама, я уже научился сжимать кулачки и поворачивать головку. Двигаю ножками и ручками. Забавно! Я умею открывать рот. И даже беру пальчики в рот! Да, жизнь прекрасна! Я люблю жизнь! Я хочу жить! У меня уже завершилось формирование рта и кишечного тракта, и представьте, сформированы оба полушария мозга.
… Мама, ты сегодня сказала, что меня скоро не будет. Но я уже многое умею: двигаю ручками и ножками. Я уже большой! Мама! Я не могу поверить, что ты хочешь меня убить, этого просто не может быть! Ведь я так люблю тебя! Ты сказала: «Аборт»! А что такое «аборт»? Кто мне объяснит? Но это слово какое-то страшное… Я, кажется, начинаю понимать. О жизнь! Мама, как бы я хотел посмотреть в твои глаза, хоть напоследок! Врач, хоть ты не убивай меня! Почему это происходит со мной? Мама, может, ты передумаешь?
Ученик.
Мама! Остановись!
Сохрани своё здоровье и меня.
Я хочу увидеть солнце,
Услышать шум весеннего дождя.
За жизнь, тобою мне подаренную,
Благодарен вечно буду я!
Учитель. Оставить или не оставить? – основной вопрос человечества, касающийся всего цивилизованного общества.
А между тем ещё 100 лет назад итальянский юрист Рафаэле Беллестрине сказал: «Самым верным доказательством, что некий народ дошёл до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым».
Учитель лит-ры: Главной темой русской литературы всегда был жизненный путь человека и его место в обществе, сегодня особо актуальна проблема судьбы женщины, её реализация себя как супруги и матери. Наш стремительный век диктует свои законы, сейчас навязчиво популяризуется образ бизнес-леди, стремящейся вверх по карьерной лестнице, задвигаются необходимые женские качества продолжительницы рода, хранительницы очага, всеобъемлющей жены матери. Одна из целей нашего урока – развеять мифы и стереотипы, укладывающиеся в ваши детские души СМИ, рекламой, глянцевыми журналами.
Женщина, дающая жизнь – это естественно – прекрасно, но отнять её – это равно смерти не только духовной, но и подчас и физической. В семье, где убили ребёнка, т.е. сделали аборт, не будет счастья.
Учитель биологии: Аборт – это прерванная беременность. Аборт нарушает процессы связанные с перестройкой организма, что очень вредно для женщины.
Учитель литературы: Очень колоритно эту трагедию описал М.Шолохов в одном из отрывков своего романа-эпопеи «Тихий Дон», когда Наталья делает аборт, мстя за измену Григория. Мы с вами обзорно изучали это произведение, и теперь мне хочется, чтобы (ученик) зачитал этот момент, когда Наталья возвращается после сделанного аборта.
(Ученик читает отрывок из романа «Тихий Дон».)
Учитель биологии: Если бы кто-нибудь услышал его! Крик неродившегося ребёнка. Но плёнка, на которой запечатлено поведение эмбриона во время операции аборта, нема. Видно только, как, предчувствуя угрозу, широко, словно в предсмертном вопле, открывает рот 12-недельный зародыш… Фильм снял в конце 80-х гг. ХХв. С помощью ультразвуковой аппаратуры американский акушер-гинеколог Бернард Натансон. Он долгое время руководил клиникой, сам сделал несколько этих операций. Многие врачи, посмотрев фильм, навсегда отказались производить аборты. Плёнка запечатлела, как тревожно мечется зародыш, чувствуя смертельную опасность, как бы пытаясь бежать от хирургического инструмента, как учащаются удары его сердца от 140 до 200 ударов в минуту.
Учитель литературы: Сегодня наш разговор идёт о самом трепетном, сокровенном и святом: о назначении женщины. Каждая девочка, ещё играя в куклы, учится великому искусству – быть женой и матерью, от того, как будет складываться женская судьба, большое значение имеет образ жизни её в юности. Очень важно не расстратить своей чистоты и целомудрия. Это вопрос не только морали и этики, но и физиологический аспект.
Учитель биологии: Девушка выходит замуж. Проходит положенное время и она приносит любимому мужу наследника – черненького и кучерявенького. Анекдот? Нет.
Ответ в том, что когда-то до замужества на вечеринке, девица, как правило, в алкогольном опьянении и никотиновом дурмане, побуждаемая похотью, легкой наживой денег, или другими помыслами, переспала с негром, при этом с использованием "защитых средств". И Вот вам результат! Скажете Нет?! А вот это вполне реальный случай на биофаке: в свое время был большой скандал: одна аспирантка – из элитной семьи – родила негритенка. Дело в том, что у этой мамы-аспирантки совершенно белый муж, тоже какой-то аспирант, и мама клянется и божиться, что не изменяла ему. И медики встали на защиту несчастной аспирантки, такое, дескать, в природе бывает.
Дальше все-таки выяснилось, что у героини до белого мужа был сокурсник-любовник – негр, с которым она прожила несколько лет. И только тут биологи вспомнили о давно забытой и высмеянной официальной наукой телегонии, которая имела нахальство утверждать, что на потомство самки влияют, в той или иной
форме, все предыдущие мужья, вне зависимости, были ли от этих "браков" дети или нет…
В результате многочисленных исследований, проводившихся (в том числе и на Западе) до 1960-х годов многолетние разносторонние факты убедили учёных в том. что эффект телегонии у людей проявляется ещё в более выраженной форме, чем у животных. При этом передаются не только форма, но и содержание первого сексуального партнёра, т.е. рождается ребёнок непохожий ни на мать, ни на отца, а… на первого переспавшего с девицей молодца, наследуя черты его характера и его внутренний мир, в определенных случаях наследуются и его болезни (в частности, венерические, психические заболевания, заболевания крови).
Учитель литературы: Делаем вывод: береги платье снову, а…
Ученики: …честь с молоду.
У.Л.: Скажите, к какому произведению являются эпиграфом эти слова, кто его автор?
Ученики: А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
У.Л.: Верно. Ребята, обладателями чести являются ещё совсем молодые люди, главные герои, назовите их.
Ученики: Петруша Гринёв и Маша Миронова.
У.Л.: Кого отвергает Маша, ради чего?
Ученики: Она отвергает Швабрина, ради того, чтобы быть с Петрушей.
У.Л.: 1-я группа, работавшая с повестью, вам слово.
Ученики: (Зачитывают отрывок): «Мне легче было б умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович.»У.Л.: А почему, как вы думаете?
Ученики: Ведь он не знает ответственности перед Богом, обществом, женщиной, т.е. не знает долга.
У.Л.: Можно выстроить целый ряд произведений А.С.Пушкина, в которых красной нитью проходит тема верности и чести женщины, жены. Это связано с тем, что поэт очень сильно любил свою красавицу-жену Наталью Гончарову, после их женитьбы, он посвящал стихи только ей. Исследователи подсчитали, что за 17 месяцев разлуки поэт написал 78 писем, больше, чем кому-либо в жизни.
Мне грустно и легко; печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой
Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит от того,
Что не любить оно не может.
Назовите сейчас произведения Александра Сергеевича, в которых звучит тема верности.
Ученики: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Метель», «Дубровский».
У.Л.: Все героини этих произведений отличаются верностью своим избранникам. Прошу 2-ю группу зачитать найденный отрывок по теме разговора.
Ученики: «Ах, как мила моя княжна!
Мне нрав её всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена…так что же?
У.Л.: Здесь тоже мы находим подтверждение нашим словам. Попрошу 3-ю группу выступить по произведению «Дубровский».
Ученики: Маша Троекурова верна долгу, хотя замуж её отдали против воли за нелюбимого человека. Она говорит Дубровскому: «Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского…Я ждала Вас до последней минуты…Но теперь, говорю Вам, поздно».
У.Л.: Что нам скажут ребята, работавшие с произведением «Метель»?
Ученики (4-я группа): Марья Гавриловна остаётся верна памяти умершего жениха Владимира. «Память его казалась священною для Маши, по крайней мере, она берегла всё, что могло его напомнить: книги, им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для него.» У.Л.: И, конечно, нельзя не сказать о романе «Евгений Онегин», где в заключительной сцене, ставшей программной, с болью и горечью Татьяна откажет Онегину, ссылаясь на своё замужнее положение. Хочется посмотреть, как себе это представила 5-я группа ребят.
(Дети показывают сцену «Но я другому отдана…»У.Л.: Какое же качество ценит Пушкин в женщине? (Дети отвечают). Верно. А иначе и быть не может. Только верная своему долгу жена может стать настоящей хранительницей семейного очага и прекрасной матерью.
Ведь мама – это самый близкий человек на свете, вот как об этом сказал поэт Иван Мазнин:
( Во время выступления ученицы демонстрируются фото матерей учеников).
На свете добрых слов
Живёт немало,
Но всех добрее и
Нежней одно:
Из двух слогов
Простое слово «мама».
И нету слов роднее,
Чем оно.
У.Л.: Материнство – священный долг женщины. Отрицать материнство – отрицать жизнь. Высока ответственность перед матерью за рождение здорового ребёнка.
Учитель биологии: Человек был тесно связан с природой и окружающим миром во все времена. Сейчас, пройдя длительные этапы взаимодействия природы и общества, проблема отношений природы человечества превратилась в глобальную экологическую. Биосфера Земли в подвергается все более нарастающему антропогенному воздействию. Выброс в биосферу опасных загрязнителей промышленно-бытового происхождения, в свою очередь, негативно отражается на здоровье человека. И что самое прискорбное, влияние это начинается уже с зарождения новой жизни.Под воздействием комплекса экологических факторов окружающей среды происходят патологические изменения в различных органах и системах, функциональные, морфологические и генетические сдвиги в организме. А это значит, что у еще не родившегося организма есть множество экологических
предпосылок для развития пороков, врожденных дефектов и патологий.Нередко причиной развития врожденной патологии у ребенка является контакт беременной с разными вредными веществами на работе и в быту. Ежегодно в мире производится более 200 000 тонн химических веществ. Они присутствуют в бытовой химии, продуктах питания, одежде в малых концентраций, но даже в таком количестве загрязнители увеличивают риск развития врожденных дефектов у детей.
А еще какие факторы отрицательно влияют на зародыш? (Отвечают: алкоголь, никотин, наркотики). Действуя на организм матери, химикаты через плаценту передаются развивающемуся зародышу. Но если от подобных химических воздействий женщина может оградить себя и будущего ребенка, то загрязненная экологическая среда коварна своей неизбежностью.
А какие вы знаете наиболее экологически загрязненные города окружающие нас?
Город Нижнекамск по праву можно назвать столицей нефтехимиков.
(Опрос детей):
-Какие заводы нас окружают?(В Менделеевске-аммиачный, в Набережных Челнах –по изготовлению машин, в Мамадышах-спиртзавод,в Нижнекамске-химический, шинный).
-Какой вред наносят экологической обстановке?
Градообразующими являются крупные предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности: ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нефтеперерабатывающий завод». По итогам проведенных в 2003, 2004 годах исследований город Нижнекамск попал в «черный» список российских городов с экологически неблагополучной обстановкой.
Состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории муниципального образования. Экологическая безопасность территории – существенный компонент общественной безопасности, поэтому муниципальная власть, особенно в городах с неблагополучной экологической ситуацией, должна вырабатывать и реализовывать местную экологическую политику, увязанную с экологической политикой государства и направленную на охрану окружающей среды от неблагоприятных техногенных воздействий. Проведение эффективной муниципальной экологической политики позитивно влияет на экологическую ситуацию не только в конкретном муниципальном образовании, но и в регионе и в государстве в целом. И наоборот, муниципальное образование с неблагоприятной экологической ситуацией, как подсистема государства и региона, вправе рассчитывать на участие государства и на привлечение его ресурсных возможностей для исправления той или иной ситуации.
В настоящее время, если оставить экологические проблемы такими, какими они есть, пустить развитие неблагоприятных экологических факторов на самотек, то можно быстро завершить жизненный путь человечества.
У.Л.: Максим Горький сказал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без Матери - нет ни поэта, ни героя!»
Если отставить гимн революции, то в романе «Мать» Горького мы услышим оду матери, её вечно беспокоящемуся сердцу, огромной беззаветной любви. Прошу ребят зачитать отрывок, отражающий мои слова. (Дети читают).
У.Л.: Говоря о материнстве, нельзя не сказать о том, как глубоко эта тема отражена на полотнах Рафаэля, который славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Художнику удалось изобразить весь спектр материнских
чувств на лице Девы Марии. В слова эти чувства облёк Алексей Марков (читает ученик).
Я часами смотрел на Мадонну,
Что бессмертие дала Рафаэлю,
Но глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже чёрствые души черствели.
Не сводил с неё взгляда покуда,
Дымку облаков накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне Мадонна шагнула на встречу.
У.Л.: Олег Кошевой из романа «Молодая гвардия» так вспоминает свою мать: «Я помню руки твои с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете…Навеки вечные запомнил я, как нежно гладила она мои волосы и шею, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы ни открыл глаза, она была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и она смотрела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая». И в подтверждении этих слов хочу попросить прочесть стихотворение (ученика).
Ученик:
Эти руки, лёгкие в работе,
Руки матери в моей судьбе.
Дети мира! Бесконечность жизни
Движется отвагой матерей.
Солнца луч весною ярче брызжет,
Сердце матери – весенний свет лучей.
Сколько б мы не прожили на свете,
Сколько б не измерили дорог,
Отчий дом в пути всегда нам светит,
И зовёт к себе родной порог.
Учитель биологии: Понравился ли вам урок? Что вам понравилось больше всего? Кого бы вы хотели поблагодарить? Кто вас сегодня больше всех удивил?
(Дети отвечают).
(Выставление оценок).
(Домашнее задание)
У.Л.: (Звучит «Гимн семье»). От того, как вы начнёте свою жизнь, будет зависеть ваша дальнейшая судьба, как сложится ваша семейная жизнь, будет ли она здорова духовно и физически. А семья – это важная составляющая общества, из которого состоит народ нашего многовекового государства. Таким образом, судьба страны в наших руках.
Спасибо за урок!