Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада


Конспект занятия в подготовительной группе.
Тема: «Наши имена»
Цель: помощь детям в самопознании и самопринятии своего имени.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение худ. литературы».
Познавательные задачи: дать представление о разном звучании имени – кратком, полном, ласковом. Познакомить с тем, как раньше на Руси давали имена наши предки; познакомить со значением некоторых имен известных людей.Закрепить знания детьми русских и татарских детских писателей.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности других детей.
Словарная работа: активизация слов имя, ласковое обращение по имени.
Ввести в словарь слова тезка, свидетельство о рождении.
Воспитательные: воспитывать уважение к своему имени; дружелюбие по отношению к окружающим. Формировать основы культуры общения, социально-коммуникативные навыки.
Материал к занятию: ребусы, карточки с заданиями для игры «Шифровальщики», аудиозапись с песнями, в которых упоминаются имена сказочных, мультипликационных персонажей; лепестки цветов. Фломастеры (на каждого ребенка).
Предварительная работа:
1.Беседа «Как меня назвали».
2.Чтение рассказа О.Кириллова «Книга ласковых имен».
3.Задание на дом: узнать у родителей значение своего имени.
4.Разгадывание ребусов, кроссвордов.
5.Игра «Я знаю 5 имен…».
Методы и приемы: словесные, игровые, фронтальные, индивидуальные.
Ожидаемый результат: осознание детьми своего имени в разном звучании, уважение к своему имени.
Ход занятия.
1.Орг. момент. Дети входят в группу, здороваются с гостями, садятся на стульчики полукругом.
2.Осн. часть. Имя.
Восп-ль. На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?
Дети. Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз , полом, формой носа и рта, характером, походкой, языком. На котором, разговаривают…
Восп-ль. И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:
И у мамы есть, и у папы есть,
И у дочки есть, и у внучки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух назвать. (Имя)
Восп-ль. Да. У каждого человека есть имя: у самого маленького ребенка, у взрослого, у старика и старушки. Давайте послушаем, как звучат ваши имена. Пусть каждый громко назовет свое имя, а мы послушаем. (Дети друг за другом произносят свои имена).
Восп-ль. Вот как много разных имен! Но мы услышали и одинаковые имена. Встаньте, пожалуйста, дети с одинаковыми именами (Дети встают, уточняют: в группе есть два Ильи).
Восп-ль. Как называют людей с одинаковыми именами? (тезки). Запомните это слово.
Восп-ль. А кто знает имена, которыми называют и мальчиков, и девочек?
Дети. Саша, Женя, Валя.
Восп-ль. Кто дает ребенку имя?
Дети. Имя ребенку дают родители.
Восп-ль. Что же такое имена? Это слова, но особые. Они значат очень многое.
Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, мудрыми, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как, например:
Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир. Людмила (милая людям), Надежда, Вера, Любовь – все это древнерусские имена. По имени можно определить, мужчина это или женщина, девочка или мальчик.
А знаете ли вы, что означают ваши имена? Хотите узнать?
Все перечислять не буду, назову несколько значений имен.
Вот, например, Илья означает силу, Даша – побеждающая, Арина означает мирная, миролюбивая, Ангелина – значит, «посланец», «вестник», Алина – благородная, Владислав – «владеющий славой», Айдар – в переводе с татарского языка имя означает «лунный», Камиль – в переводе с арабского языка означает «целый», «полный».Те ваши имена, которые я не назвала, их значение вы можете спросить у своих родителей. Пусть они узнают из книг, интернета значение ваших имен и вам расскажут, ну а вы расскажете нам.
Восп-ль. А теперь, ребята, представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли. Без имени было бы очень трудно обращаться к человеку. ( Ситуация: восп-ль предлагает детям обратиться к одному из детей, не называя имени. Как он будет к нему обращаться? Мальчик в синих шортах, девочка в желтой юбке? Удобно ли такое обращение? (Ответы детей).
Итак, подведем итоги: без имени было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идет речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена.
Восп-ль. Кто из вас знает, в какой документ записывается ваше имя при рождении?
Дети. Имя записывается в свидетельство о рождении.
Восп-ль. Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький и имя у тебя тоже маленькое: Кристиночка, Дашенька, Илюша. А когда пойдете в школу, ваше имя станет полным: Кристина, Даша-Дарья, Илья, Миша-Михаил и др.
1.Давайте поиграем с вами в игру «Назови соседа ласково».
Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме.
ФизминуткаРано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Лизу кинули снежком (произвольные движения),
В Яну кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Мы пойдем скорей домой (возвращаемся на места).
2.Ребусы «Какое имя зашифровано»?
3. Игра «Шифровальщики».
ЗАЛИ МАКИЛЬ ШАИМ ШАДА ЛАНАИ РАНИА ДАЙРА АНЯ ЛАМИКА
4512 321456 3421 3412 2145 3 21435 31254 321 563412
4.Игра «Назови свое отчество».
Восп-ль. Если меня зовут Лилия Камильевна, то как зовут моего папу? А как зовут твоего папу? Как звучит твое отчество? Назовите свое имя, отчество.
5. Кроссворд с именами известных писателей русских и татарских.
1.Муса Джалиль «Храбрый заяц»( «Батыр куян»), «Петушок», «Красная ромашка» др.
2.Александр Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и др.
3.Николай Носов «Фантазеры», «Незнайка на Луне», «Живая шляпа», «Огурцы» и др.
4. Габдулла Тукай «Шурале», «Водяная»
5. Корней Чуковский «Мойдодыр», «Телефон», «Муха-Цокотуха».
6. Агния Барто. Стихи из цикла «Игрушки», «Я выросла», «Муха»
7. Хади Такташ «Умница»
8. Абдулла Алиш «Болтливая утка»( «Сыртутмас урдек»)
9. Сергей Михалков «Дядя Степа», «А у вас»
Агния – В России получило название «огненная»
Александр – «мужественный», «защитник»
Корней – в переводе с латинского означает «рог»
Николай – «народный победитель»
Сергей – «ясный», «высокочтимый»
Муса – «творящий чудеса»
Хади – «вождь», «руководитель»
Абдулла – «друг Бога, Аллаха»
Габдулла – значение такое же, что и у имени Абдулла
6. Игра «Цепочка имен» (в кругу с мячом, ведущий – воспитатель. Задание: нужно быстро, не раздумывая , назвать любое имя).
7. «Поляна цветов». (коллективная работа). Дети на лепестках записывают свое имя и приклеивают к сердцевине цветка.(на доске). Во время работы включается аудиозапись с песней, в которой упоминаются имена.
Итог занятия. Рассматриваются результаты коллективной работы.
Восп-ль. Посмотрите, какая поляна расцвела из ваших разных, красивых имен.
Сегодня мы говорили о разных именах, сходствах и различиях.
- Какое задание было для вас самым интересным?
- Какое вызвало затруднения?
- Что бы вы еще хотели узнать нового об именах?