Методическая разработка занятия валеологической направленности В гостях у Мойдодыра


Мероприятие валеологической направленности для обучающихся
студии гармоничного развития «Солнышко»
"В гостях у Мойдодыра"
Автор: Дулина Наталья Александровна, заместитель директора, методист МКУ ДО – ДДТ «Мастер», Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск.
Описание:  методическая разработка занятия по теме «Чистота – залог здоровья» для детей 5-6 лет. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений.
Занятие в игровой форме направлено на расширение представления детей об основах здорового образа жизни, правилах гигиены, чистоте, аккуратности.
Цель – формирование основ здорового образа жизни, развитие у детей потребности в чистоте и правильном уходе за своим телом.
Задачи:
Обучающие:
учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.
Развивающие:
Прививать навыки здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, купание.
Развивать воображение, фантазию, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, уважать чужое мнение.
Воспитывать чувство коллективизма.
Материалы:
занятие-презентация (Приложение 1.1)
экран, проектор, ноутбук, видеозаписи мультфильма "Королева Зубная щетка", "Мойдодыр", "Петя и Микробус", музыкальные записи песен: И. Дунаевский «Веселый ветер», песня из мультфильма «Мойдодыр»; посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены, конверт с письмом, лейка с водой, тазик, подарки детям – мыло «Детское».
Словарная работа: личная гигиена, микробы, неряха, грязнуля,
Предварительная работа: 
- формирование гигиенических навыков на занятиях,
- чтение произведений В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», К.И.Чуковского "Мойдодыр",
- разучивание стихов;
- разбор пословиц и поговорок о чистоте и гигиене.
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Ход мероприятия
Играет музыка И. Дунаевского «Веселый ветер»
I. Организационный момент
Ведущая 1:
Глазки, глазки, вы готовы?
Да! (трем глазки")
Ушки, ушки, вы готовы?
Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Ручки, ручки, вы готовы?
Да! (хлопают в ладоши)
Ножки, ножки вы готовы?
Да! (притопывают ножками)
Ручки, ручки, вы готовы?
Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)
II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы
Ведущая:
Внимание на экран (Просмотр фрагмента мультфильма "Мойдодыр")
Почему от мальчика сбежали вещи?
А вы догадались, как можно назвать этого мальчика? (Неряха, грязнуля.)
Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?
(Мыть руки, умываться, мыться, чистить зубы и стирать одежду, расчесываться.)
Дети читают стихи В. Маяковского
1. Если сын  черне́е ночи,грязь лежит на рожице, —ясно,это плохо оченьдля ребячьей кожицы.

2. Если мальчик любит мылои зубной порошок,этот мальчик очень милый,поступает хорошо.

3. Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.Про такого говорят:«Он плохой, неряха».
4. Этот чистит валенки,моет сам  галоши.Он хотя и маленький,но вполне хороший.
Ведущая 2 : Молодцы! Именно о правилах личной гигиены мы будем говорить на нашем занятии.
Как вы думаете, что такое "личная гигиена"? (ответы детей)
Личная гигиена - это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Фрагмент из мультфильма «Королева зубная щётка.
Вопросы по мультфильму
Ведущая 2 :Ребята, почему девочка такая чумазая? (ответы детей)
Мы вам расскажем, для чего надо умываться
Ребенок читает потешку «Водичка, водичка»
Потешка
Водичка, водичка,Умой мое личико,Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.
 
Ведущая 2: Давайте вместе девочку научим правильно мыть руки
(Понадобится: стол, тазик, мыло, полотенце, лейка с водой).
Дети (2 человека), рассказывают, как правильно мыть руки, и показывают. (Педагог помогает).
Засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, затем смыть пену водой и вытереть насухо. Процедуру можно повторить 2-3 раза, чтобы больше детей поучаствовало.
Ведущий 1:
Ребята, а когда мы моем руки? (ответы детей)
Давайте посмотрим, что может произойти, если не умываться и не мыть руки.
(Фрагмент мультфильма «Витя и Микробус»)
Чем покрыто наше тело? (ответы детей)
(Наше тело покрыто кожей)
Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете, на ней скапливаются микробы.
Грязная кожа может принести вред здоровью. И, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.
Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.
Ведущая 1:
Ребята, а как победить микробов? (ответы детей)
Микробы спасаются бегством от тех, кто умывается, закаляется, зарядкой и спортом занимается.
Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете, как надо бороться с микробами.
Если то, что я скажу - правильно, то вы отвечаете «правда». А если скажу что-то неверно, то отвечайте «неправда».
Игра «Это правда или нет?»
Вас прошу я дать ответ:
Это правда или нет?
Чтоб с микробами не знаться
Надо, дети, закаляться?
Никогда чтоб не хворать,
Надо целый день проспать?
Если хочешь сильным быть
Со спортом надобно дружить?
Чтоб зимою не болеть,
На улице надо петь?
И от гриппа, от ангины
Нас спасают витамины?
Будешь кушать лук, чеснок –
Тебя простуда не найдет?
Хочешь самым крепким стать?
Сосульки начинай лизать!
Ешь побольше витаминов –
Будешь сильным и красивым?
Чтобы быть здоровым, радостным, бодрым, надо каждый день делать утреннюю зарядку.
Ребенок читает стихотворение «Зарядка»:
Для чего нужна зарядка? –
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать.
Ведущая 2:
Проведем физкультминутку «Солнышко лучистое»
Под эту песню дети делают упражнения, которые показывает ведущая.
Ведущая 1:
- В «Солнышко» пришла посылка. Давайте узнаем, кто ее прислал? Показывает конверт с изображением Мойдодыра.
Ведущая достает письмо и читает:
Дорогие ребята!
Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки.
Постарайтесь разгадать. Желаю удачи. До свидания!
Мойдодыр
Отгадаем, что там лежит?
(По ходу работы педагог достает мыло, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, мочалку, платяную щетку.)
Лёг в карман и караулю:Рёву, плаксу и грязнулю.Им утру потоки слёз,Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Гладко и душисто, моет очень чисто.Нужно, чтоб у каждого было - Что, ребята? (Мыло)
На себя я труд беру:Пятки, локти с мылом тру,И коленки оттираю,Ничего не забываю. (Мочалка)
Вытираю я, стараюсьПосле бани малыша.Всё намокло, всё измялось - Нет сухого уголка. (Полотенце)
Целых 25 зубков, Для кудрей и хохолков.И под каждым, под зубком – Лягут волосы рядком. (Расческа)
Кто считает зубы намПо утрам и вечерам. (Зубная щётка)
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит
И та станет чище. (Платяная щетка)
Ведущая 2:
Всё это предметы личной гигиены.
Ребята, вы знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?
Почему нужно чистить зубы?
Какие предметы нужны, чтобы чистить зубы?
Какие предметы нужны, чтобы умыться? (ответы детей)
Игра «что с чем дружит»  (мультимедиа)
нос – носовой платок,
рот - зубная щетка,
волосы – расческа,
руки – ножницы,
обувь - щетка
Дети читают стихи
Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок!
Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым трубочистам - Стыд и срам!Стыд и срам! 
III. Закрепление материала занятия
Ведущая 1: Ребята, как называются правила, которые помогают нам содержать свое тело в чистоте, быть опрятными и здоровыми.
(ответы детей)
1. Умываться по утрам и вечерам.
2. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)
3. Ежедневно расчесывать волосы.
4. Стричь вовремя ногти.
5. Делать зарядку.
IV. Рефлексия
Звучит песня из мультфильма «Мойдодыр»
Ведущая 1: Ребята, какое у вас настроение после нашего занятия?
Мойдодыр приготовил вам подарки.
(В подарок каждый ребенок получает детское мыло).
Список использованной литературы
Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 6−7 лет: Сценарии для ДОУ. — М.:  «Сфера», 2008. -127 с.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006. – 167с.
Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо – М. «Малыш», 1980. - 16 с.
Чуковский К.И. Мойдодыр – М. «Малыш», 1985. - 22 с.


Занятие валеологической направленности «В гостях у Мойдодыра»