Научно-практическая конференция к 100-летию воззвания толстовцев Опомнитесь, люди-братья
Научно- практическая конференция.
Тема: К 100-летию воззвания толстовцев
«Опомнитесь, люди-братья».
Цель: воспитание человеколюбия, уважения к праву каждого человека на жизнь, вне зависимости от места проживания, национальности и вероисповедания.
Методы: исследовательский, дискуссия.
Возрастная категория: 10, 11кл.
ПЛАН
проведения конференции
1. Какие, на Ваш взгляд, причины привели к началу Первой мировой войны?
2. Как население и общественность противоборствующих стран отнеслись к началу Первой мировой войны?
3. Как отнеслись к началу Первой мировой войны официальные церкви стран - участниц военного конфликта?
4. Как отнеслись к началу войны известнейшие деятели мировой культуры?
5. Как отнеслись к войне последователи Л.Н. Толстого?
6. Где, когда и кем из толстовцев были написаны антивоенные воззвания?
7. Кто из последователей Л.Н. Толстого во время следствия ушёл из жизни?
8. Какое значение имели антивоенные воззвания в борьбе против войны?
9. Какие последствия для противоборствующих сторон имела Первая мировая война?
10. Что связывало Л.Н. Толстого и вождя индийского народа Махатму Ганди?
11. Какое средство борьбы против войны Вы считаете самым действенным?
№1. Какие, на Ваш взгляд, причины привели к началу Первой мировой войны?
На рубеже 19—20 вв. мир оказался почти полностью поделенным между крупнейшими державами. Усилилась неравномерность экономического и политического развития стран. Государства, позже других вступившие на путь капиталистического развития (тип общества, где есть частная собственность, наемный труд) (США, Германия, Япония), быстро выдвигались вперёд и теснили с мировых рынков старые капиталистические страны — Великобританию и Францию, настойчиво добиваясь передела колоний.
К началу войны сформировались два блока (союза) государств: Антанта, в которую входили Англия, Франция, Россия (в 1907 год); и Тройственный союз: Германия, Австрия, Италия (1882 год).
Причиной первой мировой войны было несправедливое и одностороннее распределение мировых ресурсов:
— почти все мировые ресурсы принадлежали одной Великобритании, чем она активно пользовалась (английские колонии, среди которых — Индия, Австралия, Персидский залив, южная половина Африки);
— второй колониальной державой была Франция-союзник Великобритании. Ей принадлежали Северная половина Африки и Индокитай;
— Германия, Италия, Австро-Венгрия (молодые страны, образовавшиеся в XIX в.), чья экономика (особенно, Германии) развивалась стремительными темпами, почти не имели колоний и остро нуждались в ресурсах;
— в результате указанного миропорядка Великобритания являлась самой экономически развитой страной мира, ее экономика процветала, английский фунт был самой сильной валютой мира, в то время как в Германии, Италии, Австро-Венгрии не было предметов первой необходимости, экономика находилась в состоянии острого кризиса;
— помимо этого, Великобритания, контролировавшая мировые торговые пути, всячески препятствовала Германии в попытках выхода на мировой рынок, навязывала другим странам невыгодные условия, что также обостряло положение других стран. Целью Германии и ее союзников в этой войне было разрушить английскую гегемонию в мире, «справедливо» поделить колонии, мировые ресурсы и торговые пути между всеми странами.
Наиболее острые противоречия возникли между Германией и Великобританией, интересы которых сталкивались во многих районах земного шара, но особенно в Африке, Восточной Азии и на Ближнем Востоке, куда главным образом направляла своё торговое и колониальное влияние Германия. Глубокими были противоречия между Германией и Францией за области Эльзас и Лотарингию, которые хотела вернуть Франция.
С конца 19 в. нарастали русско-германские противоречия. Германия стремилась обеспечить свободное проникновение на русский рынок германских промышленных товаров. Противоречия были между Россией и Австро-Венгрией на Балканах. Россия, поддерживая борьбу народов балканских стран за свободу и национальную независимость, рассматривала Балканы как свою сферу влияния, стремилась к захвату Босфора и Дарданелл. Обострение этих противоречий толкало государства к переделу мира, назревала всемирная война.
Была ещё одна причина. В 1910-х гг. начался рост рабочего движения и угнетенных народов, особенно в Германии, Франции, Великобритании. Война была одним из средств подавления этого движения. Поводом стало убийство в Сараево 28 июня 1914 г. наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда, которое совершил боснийский серб студент Гаврило Принцип. Австро-Венгрия выдвинула Сербии заведомо невыполнимое условие-оккупация страны, и, после его отклонения, 1 августа 1914 г. объявила Сербии войну. В этом ее поддержала Германия. В начале августа 1914 г. все страны Антанты и Тройственного союза, связанные между собой военными обязательствами, были втянуты в новую войну.
№2. Как население и общественность противоборствующих стран отнеслись к началу Первой мировой войны?
Мировая война породила негативные изменения в образе жизни народов, экономическую разруху, оторвала от хозяйства миллионы рабочих и крестьян всех воюющих стран. Жизнь и быт подавляющего большинства населения воюющих стран уже в первый год войны быстро претерпели резких изменений в сторону их ухудшения. Продолжительный рабочий день, снижение заработной платы и рост цен, плохое питание обусловили рост смертности среди гражданского населения.
Немецкая буржуазия и помещики поддерживали требования относительно вклада денег на военные расходы, военно-полицейского надзора за населением, производство оружия. Лидеры профсоюзов всячески обманывали народ и, стоя на позиции «защиты отечества», требовали от рабочих отказаться от борьбы в период войны.Тем временем на фронте и в тылу нарастали антивоенные настроения. Уже в первый год войны имели место случаи братания солдат воюющих стран.
Поддерживали политику правительства буржуазия и помещики Австро-Венгрии. Австрийских и венгерских трудящихся призывали поддерживать войну, трактуя ее как «освобождение», войну против царской России, призывали рабочих к «гражданскому миру». Но самыми активными были выступления славянских народов. Широкого развития такие выступления приобрели в Чехии, Словакии, Галиции. Солдаты - чехи, словаки и украинцы массово сдавались в плен русским.
Вместе с буржуазией профсоюзы и Британская социалистическая партия призвали народ поддержать войну. Проявляли антивоенные настроения и английские солдаты.
Как и в других странах, в начале войны пропаганда национального превосходства во Франции была достаточно сильной. Развитие событий на фронте, ухудшение положения трудящихся и растущее обогащение буржуазии открыли французам глаза на истинный характер войны, причины обнищания народа. Прошли забастовки железнодорожников, швейников, трамвайщиков, шахтеров. Нарастало отрицательное отношения народов воюющих стран к войне и Болгарии, Сербии, Румынии. Выдвигались требования экономического и политического переустройства народной жизни.
Российская буржуазия и помещики, заинтересованные в наживе от военных поставок с воодушевлением встретили войну и провозгласили «единство царя с народом». Буржуазная российская пресса развернула широкую пропаганду войны.
Война 1914 года вызвала у населения России взрыв патриотизма, началась во имя защиты сербского народа от турецкого ига. В русском народе веками воспитывалось сочувствие к братским славянским народам. В крупных городах прошли многолюдные демонстрации под лозунгом «война до победного конца». На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96% тех, кто подлежал призыву, в основном это были крестьяне. Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. Пример подавала императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна.
С объявлением мобилизации сразу прекратились все забастовки. Рабочие, которые накануне устраивали демонстрации с лозунгами: «Долой самодержавие!», теперь встали на сторону царя. Единогласно были одобрены военные кредиты: в России (большевики были против), в Германии.
Большевики провозгласили лозунг о превращении империалистической войны в войну гражданскую, в революцию против эксплуататорских классов, поддержали братания на фронте.
Уже 16-18 июля 1914 года на петербургских заводах и фабриках появились листовки большевиков, призывавшие рабочих к активным выступлениям против военной угрозы и к международной солидарности трудящихся. 20 июля прошло шествие по Тверской улице с лозунгами: «Долой войну!», «Не надо крови!»
.
№4. Как отнеслись к началу войны известнейшие деятели мировой культуры?
В грозные годы Первой мировой войны деятели мировой культуры не остались в стороне от происходящих событий.
Анри Барбюс (1873-1935) – французский писатель, журналист и общественный деятель. В 1914 году добровольно вступил во французскую армию, воевал против немцев, был ранен и комиссован в 1915 году. Известность к А. Барбюсу пришла благодаря антивоенному роману «Огонь».
Жозеф Кессель (1898-1979) – французский писатель, добровольцем поступил во французскую военную авиацию и участвовал в сражениях Первой мировой войны. Был летчиком и военным корреспондентом.
Редьярд Киплинг-английский писатель, поэт очень рвался на фронт, как только началась Первая мировая война, но в то время ему было лишь 14 лет отроду и его не взяли. Поэтому парень пошел добровольцем в Красный Крест и даже водил машину скорой помощи.
Уолт Дисней-американский художник-мультипликатор, актер. Во время войны прослужил за рулем санитарной машины Международного Красного Креста. В школе Уолт страстно рисовал патриотические рисунки на страницах школьных тетрадей. Позже он неоднократно изображал и высмеивал немцев в своих мультиках.
Не осталась в стороне и русская интеллигенция. Деятели культуры в большинстве случаев возглавили движение милосердия и благотворительности. Много благотворительных концертов дал Шаляпин Ф. И., средства от которых шли для Общества Красного Креста, в помощь фронту, нуждающимся детям-сиротам, оставшимся после войны.
Великий российский певец- тенор Собинов Л. В., призванный поручиком на службу, с разрешения военного начальства также устраивал благотворительные концерты. Вырученные от этих концертов 200 000 рублей певец передал комитету Мраморного дворца на содержание лазарета.
Известный русский писатель Куприн А. И. на собственные средства открыл в своей квартире в Гатчине лазарет, где разместились десять раненых солдат. Его супруга, опытная сестра милосердия, удостоенная двух медалей еще в русско-японскую кампанию, взяла на себя каждодневные заботы о них.
Знаменитый певец Александр Вертинский работал братом милосердия в одном из тыловых госпиталей, а затем в санитарном поезде, организованном Марией Морозовой, женой крупного коммерсанта. Братом милосердия работал выдающийся русский поэт Сергей Есенин.
1914 г. возродил военное направление отечественной культуры. Так, Валерий Брюсов уже 20 июля 1914 г. написал стихотворение «Последняя война», выражавшее надежду на то, что из огня войны мир выйдет обновленным. В 1914 г. Сергей Есенин сочинил «Молитву матери».
В 1914 г. мастер исторической живописи Виктор Васнецов создал два героических полотна: «Илья Муромец» и «Единоборство Пересвета с Челубеем ».
Наиболее полно и ярко миролюбие было выражено поэтом М.А. Волошиным. Он полагал, что в борьбе враждующих сторон не может быть победителей, только проигравшие.
Поэзия М. Волошина и Е. Кузьминой-Караваевой, проза Ф. Крюкова и Ф. Степуна, статьи Н. Бердяева и И. Ильина 1914— 1918 гг. стали весомым вкладом в развитие антивоенной мысли.
№6. Где, когда и кем из толстовцев были написаны антивоенные воззвания?
У Л.Н. Толстого –великого миротворца были единомышленники и последователи как в России, так и в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии. Их называли толстовцами.
Толстовцы- участники нравственно-религиозного движения, возникшего в России в 80-е гг. 19 в. на основе учения Л. Н. Толстого. Проповедовали непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества; создавали земледельческие общины, отказывались от уплаты податей и несения военной службы. Преследовались за свои идеи властями.
Важнейшими признаются слова Евангелия «Возлюбите врагов ваших» и Нагорная проповедь (Моральное учение Христа). Толстовцы чтили провозглашённые Л. Н. Толстым 5 заповедей: не гневайся, не прелюбодействуй, не клянись, не противься злу насилием, возлюби врагов своих (другие народы) как ближнего своего (свой народ).
Чтобы донести свои идеи до людей, они писали и издавали воззвания к правительству и обществу.
Первые воззвания были адресованы правительству. Выпущенные намного позже - носят уже совсем иной характер. Они адресованы обществу. Толстовцы вновь обращаются к ним в 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны.
Автором печатного заявления толстовцев против военных действий стал толстовец М.С. Дудченко (1867-1946). Его заявление, написанное в Полтаве в августе-сентябре 1914 г., носило название «Наше открытое слово» и имело более 40 подписей. Однако широкой известности оно не приобрело, хотя В.Ф. Булгаков (1886-1966, последний секретарь Л.Н. Толстого, организатор музеев) подчеркивает, что свою положительную роль оно сыграло: «обращение «Наше открытое слово» сплотило до известной степени вокруг себя единомышленников Л.Н. Толстого в Полтавской и Екатеринославской губерниях, среди которых оно было распространено».
28 сентября 1914 г. в Ясной поляне (имении Л.Н. Толстого) появилось воззвание «Опомнитесь, люди-братья!», автором которого стал В.Ф. Булгаков. Воззвание было обращено ко всему народу и затрагивало проблемы более глубокие, нежели простое разоружение. Раскрывается принцип толстовского взгляда на мир- принцип борьбы с внутренним стремлением человека к насилию. «Общий враг для всех нас, к какой бы национальности мы ни принадлежали, – это зверь в нас самих», – гласит воззвание. И здесь толстовцы подчеркивают отличие своего призыва от простого требования прекратить войну, этот призыв идет намного дальше, затрагивая не только военное насилие, но насилие политическое – насилие, на котором основывается государство.
Меня очень тронули такие слова из этого воззвания: «Опомнитесь же, братья-люди, опомнитесь, сыны Божий!
Из глубины своих сердец, страдающих и потрясенных кошмарным ужасом происходящего, обращаемся к вам: вспомните, что вы братья, подайте друг другу руки - на Божьей земле найдется место всем для мирной, братской жизни и мирного, любовного развития. Вспомните божественную святую заповедь Христа, обращенную к нам, - и к русским, и к французам, и к немцам, и к сербам, и к англичанам, и к японцам, и ко всем, кто хранит образ Его в сердце: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга.»
Одновременно с «Опомнитесь, люди-братья!» в октябре 1914 года в с. Хатунки Тульской губернии появляется еще одно крупное толстовское воззвание против участия в войне, «Милые братья и сестры». Автором этого документа является известный толстовец Сережа Попов, участие в его создании так же приняли Л. Пульнер и В. Беспалов. Общая мысль воззвания была аналогична – толстовцы напоминают о всемирном братстве и о недопустимости войны и насилия.
Надо жить по законам души, законам Бога-любовью: одна душа во всех.
В октябре 1914 г. в городе Крапивна Тульской губернии свое воззвание «К новобранцам» создает Юрий Мут – сын акцизного чиновника. Он открыто призывал солдат отказаться от оружия. Воззвание было самостоятельно распространено Ю. Мутом 23 октября 1914 г., после чего он был схвачен полицией.
Составителем еще одного антивоенного воззвания стал Вениамин Тверитин – один из самых юных участников толстовского движения, на момент появления воззваний ему было 16 лет. Воззвание Тверитина, озаглавленное «Во имя Бога, во имя совести» было написано в Тобольске в декабре 1914 года с помощью товарища Вениамина Залмана Лобкова.
Тверитин призывает к неподчинению, не верить правительству и попам: они обманывают народ. Не надо брать ружья, не бояться страдать за правду, любовь и свободу.