«Древний Египет». обобщения и систематизация знаний.
Тема урока: «Древний Египет».
Тип урока: обобщения и систематизация знаний.
Цель и задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Древний Египет», проверить знания учащихся по данной теме;
Научить применять знания на практике, проявляя различные творческие способности.
Развивать умения устно отвечать, работать в команде ;
Воспитывать интерес к учебе, стремление больше знать по изучаемому предмету
Проверить знание учащихся основных терминов, понятий и определений по теме.
Определить уровень знания учащихся:
- процесса образования, расцвета и увядания египетской цивилизации;
- достижений египтян в экономике, общественном устройстве, в культуре;
- основных природно-климатических условий.
Определить уровень понимания учащихся:
- того, что древние египтяне были «учителями учителей» многих последующих цивилизаций;
- так же, что египтяне создали уникальное для своего времени централизованное государство, в котором ведущее место занимали во всех сферах свободные люди, подчеркнуть руководящую и регулирующую роль фараона.
Определить уровень умения учащихся:
- показать на карте географическое положение государства Египет.
Оборудование урока: карта «Египет и Междуречье до середины I тыс. до н. э.», аппликации по истории древнего мира для V класса, карточки, кроссворды, рисунки, презентация урока, компьютер
Форма проведения: нестандартный урок, игра
Структура урока:
I. Организационный момент.
Постановка цели урока.
II. Обобщение и систематизация знаний по теме «Древний Египет».
Актуализация опорных знаний:
Какую тему мы закончили изучать? ( Древний Египет)
Где и когда возникло Египетское государство? ( В Северо-Восточной Африке, на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря более 5 тысяч лет назад, 3 тыс. лет назад Царь Южного Египта подчинил себе Северный Египет)
Какими были фазы хозяйственного года а Египте?( В июле начинается разлив Нила в ноября Нил, посев и рост урожая ноябрь –март; апрель, май сбор урожая, и в июне ремонт каналов
Почему жители Древнего Египта называли себя жителями « Черной земли»? ( древние египтяне называли плодородную землю « черной землей»)
Начинаем игру « Тайны Древнего Египта»
Основная задача: собрать все ключи, которые помогут отгадать имя ученого, разгадавшего древнеегипетскую письменность. Ключи с буквой и цифрой даются после выполнения каждого задания.
Задание первое Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Задание 2. Тайна старинной рукописи.
Я, фараон___________(Тутмас), который совершил самые большие завоевательные походы в ____(1500 году до нашей эры). Я завоевал страну __________(Нубию), в ней много золота. Еще завоевал Синайский полуостров, он богат _________(залежами медной руды). А также мне покорились__________( Палестина),__________(Сирия),______(Финикия)
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Задание 3. Блиц – опрос
1.Какое мифологическое существо строили рядом с пирамидами?( Сфинкс)
2.Для чего строили пирамиды?
3.Пирамида какого фараона самая высокая. Когда она построена? (Пирамида Хеопса около 2600года до н.э, высота 150м).
4. Пирамиду какого фараона нашли неразграбленной?(Фараона Тутанхамона)
5.Что находят ученые в гробницах фараонов?
6 Что такое мумия? Зачем ее делали?
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Задание 4.Определение понятий.
Дельта , фараон, Ра, иероглиф, саркофаг, бронза, шадуф.
Служитель богов в храме-
Статуя, изображающая льва с головой человека- сфинкс
Высокий тростник в Египте, из которого изготовляли материал для письма- папирус
Бог фараон, судья в царстве мертвых -Анубис
Задание 5 Веселая минутка
“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем “фонарики”
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями
изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
Задание 6 Исторические памятники.
Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют
литература архитектура живопись скульптура
Миф об Осирисе
Большой Сфинкс
Росписи на стенах храма
Пирамида Хеопса
Храм бога Амон-Ра
Повесть о Синухете
Гимн богу Амон-Ра
Папирус с песнями египтян
Статуэтка богини Бастет
Задание 7: Исправь ошибки
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте:
Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все остальные реки Египта можно перейти вброд. Я доехал до самой большой из пирамид, в которой похоронен фараон Тутанхамон. Когда я подошел к пирамиде, то хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться в дубовой роще. Когда дождь закончился, я стал искать вход в пирамиду, но египтяне мне сказали, что гробница фараона Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась Перестань выдумывать,- прервали рассказчика,- ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе много исторических ошибок.
НАЙДИТЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ(фактические) ОШИБКИ
Задание 8: Кроссворд
1.Система управления страной
2.Гробница Египетских фараонов
3.Присвоение продукта чужого труда
4.Древнеегипетский письменный знак
5.Денежный сбор в пользу государства
6.Фантастическое сказание о богах и героях
7.Древнейшая столица Египта
8.Фараон, совершивший завоевательные походы в середине IIтыс. до новой эры
9.Устройство для подъема воды
10. Скульптура льва с головой человека
Итоги экспедиции
Сложить ключи в правильной последовательности и прочитать имя ученого
2 4 1 6 3 5 7
А ПО Ш О М ЛЬ Н
Шампольон
Многие пытались разгадать тайну иероглифов. Но удалось это сделать французскому ученому Шампольону, жившему в начале прошлого века. В то время в Египте нашли большой черный камень, покрытый письменами. Одна надпись была выполнена иероглифами, а другая -на древнегреческом языке, хорошо известном ученому. В греческой надписи встречались имена фараона Птолемея и царицы Клеопатры. А среди иероглифов некоторые знаки были обведены в кружок. Ученый предположил, что это царские имена. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие знаки П, Т, Л- знаки в двух рамочках совпали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.
Итог урока
Путешествие по какой стране мы сегодня совершили?
Что нового вы узнали?
Готовы ли вы попробовать стать древнеегипетскими писцами?
Выполните тест.
Задание первое: Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.
Задание первое: Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.
Задание первое: Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.
Задание 2: Тайна старинной рукописи.
Я, фараон___________, который совершил самые большие завоевательные походы в ____. Я завоевал страну __________, в ней много золота. Еще завоевал Синайский полуостров, он богат _________. А также мне покорились_____________,__________,___________.
Задание 2: Тайна старинной рукописи.
Я, фараон___________, который совершил самые большие завоевательные походы в ____. Я завоевал страну __________, в ней много золота. Еще завоевал Синайский полуостров, он богат _________. А также мне покорились_____________,__________,___________.
Задание 2: Тайна старинной рукописи.
Я, фараон___________, который совершил самые большие завоевательные походы в ____. Я завоевал страну __________, в ней много золота. Еще завоевал Синайский полуостров, он богат _________. А также мне покорились_____________,__________,___________.
Задание 3: Блиц –опрос.
1.Какое мифологическое существо строили рядом с пирамидами?
2.Для чего строили пирамиды?
3.Пирамида какого фараона самая высокая. Когда она построена?
4. Пирамиду какого фараона нашли неразграбленной?
5.Что находят ученые в гробницах фараонов?
6 Что такое мумия? Зачем ее делали?
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Задание 3: Блиц –опрос.
1.Какое мифологическое существо строили рядом с пирамидами?
2.Для чего строили пирамиды?
3.Пирамида какого фараона самая высокая. Когда она построена?
4. Пирамиду какого фараона нашли неразграбленной?
5.Что находят ученые в гробницах фараонов?
6 Что такое мумия? Зачем ее делали?
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Задание 4: Определение понятий.
Дельта , фараон, Ра, иероглиф, саркофаг, бронза, шадуф.
Служитель богов в храме-
Статуя, изображающая льва с головой человека- сфикс
Высокий тростник в Египте, из которого изготовляли материал для письма- папирус
Бог фараон, судья в царстве мертвых -Анубис
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Задание 4: Определение понятий.
Дельта , фараон, Ра, иероглиф, саркофаг, бронза, шадуф.
Служитель богов в храме-
Статуя, изображающая льва с головой человека- сфикс
Высокий тростник в Египте, из которого изготовляли материал для письма- папирус
Бог фараон, судья в царстве мертвых -Анубис
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Задание 5 Веселая минутка
“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем “фонарики”
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями
изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
Задание 6: Исторические памятники
Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют
литература архитектура живопись скульптура
Миф об Осирисе
Большой Сфинкс
Росписи на стенах храма
Пирамида Хеопса
Храм бога Амон-Ра
Повесть о Синухете
Гимн богу Амон-Ра
Папирус с песнями египтян
Статуэтка богини Бастет
Задание 6: Исторические памятники
Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют
литература архитектура живопись скульптура
Миф об Осирисе
Большой Сфинкс
Росписи на стенах храма
Пирамида Хеопса
Храм бога Амон-Ра
Повесть о Синухете
Гимн богу Амон-Ра
Папирус с песнями египтян
Статуэтка богини Бастет
Задание 7: Исправь ошибки
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте:
Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все остальные реки Египта можно перейти вброд. Я доехал до самой большой из пирамид, в которой похоронен фараон Тутанхамон. Когда я подошел к пирамиде, то хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться в дубовой роще. Когда дождь закончился, я стал искать вход в пирамиду, но египтяне мне сказали, что гробница фараона Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохраниласьПерестань выдумывать,- прервали рассказчика,- ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе много исторических ошибок.
НАЙДИТЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ(фактические) ОШИБКИ
Задание 8: Кроссворд
1.Система управления страной
2.Гробница Египетских фараонов
3.Присвоение продукта чужого труда
4.Древнеегипетский письменный знак
5.Денежный сбор в пользу государства
6.Фантастическое сказание о богах и героях
7.Древнейшая столица Египта
8.Фараон, совершивший завоевательные походы в середине IIтыс. до новой эры
9.Устройство для подъема воды
10. Скульптура льва с головой человека
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
1 2 3
Ш А М
4 5 6
ПО ЛЬ О
7
Н
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Смазневская средняя общеобразовательная школа»
УРОК ИСТОРИИ
5 класс
« ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»
Учитель истории: Майзингер Марина Андреевна
ст. Смазнево 2012
15