Памятка Работа над ошибками по русскому языку 1-4 класс 
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Памятка для ученика начальной школы
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
Пропуск или замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у/чи/тель – 3 сл.
                    .  ·  . · .
Запомни! 
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на.
Запомни!
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке
 и нельзя переносить на новую строку.
Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
Гласные после шипящих (жи, ши, ча, ща, чу, щу).
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, ландыши, роща, щавель, прощание.
Буквосочетание (чк, чн, нщ, щн).
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Например: дочка, речка, ручка.
Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
                                                     /         /                                        /	
Например: алфавит, азбука, портфель.
Передай ритм слова с помощью стука.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. 
                                        /                              /        /                                   /
Делай так: поле –  поля, червь –  червивый.
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши 2 однокоренных слова.
                                    /                   /                  /                   /                      /
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка, нет коробок – коробка.
Запомни! 
Согласные на конце и в середине слова пишутся так же как и перед гласными.
Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: Илья, Егор, Алексей; Петров, Иванов, Смирнов; Волга, Днепр, Обь.
Запомни! 
Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Например: листья, соловьи.
Запомни! 
Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 однокоренных слова, подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, групповой, подгруппа.
Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! ).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или  найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
                                                                     сущ.                глаг.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.                     
Например: поездка, езда, ездок.
Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.                     
Делай так: звезда, звёздочка – звёздный, честь – честный.
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.                     
Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.    
·                 
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! 
Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
                                   пр.
Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
	Запомни! 
Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
                                                          пр.
Пример: Лодка отплыла от берега.
Разделительный твердый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выведи приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! 
Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.
Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м. р.), шалаш, товарищ.
                    Ночь (ж. р.), мощь, тишь.
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
Например: водовоз, самолет.
Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
                                                 глаг.                          глаг.                        глаг.
Например: не пришел, не выучил, не знал.
Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- =, =]
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [- = и =]
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
                                                 1 скл.                                                                         3 скл.
                                                     /                                        /                                          /                          /      
Делай так: на опушке (на земле 1 скл.), в сирени (в степени 3 скл.).
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к  прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного к существительному. Выдели окончание прилагательного.
                                 ед.ч., м.р., Д.п.                               ед.ч., м.р., Д.п.                                     
Делай так: к лесу (какому?), дальнему.
Предлог с местоимением (орфограмма–пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
                                  пр.               пр.                 пр.                                        
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни!
Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст., вр., 2-го лица, ед. ч.).
Запомни!
На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак .
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет – писать, I спр., (-е, -ут, -ют),  
                    ставит – ставить, II спр., (-и, -ат, -ят).
15