Есенинский вечер (литературно-музыкальный спектакль)
Литературный вечер, посвященный Сергею Есенину
«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою...»
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 20
Г. Ставрополя
Клименко Ольга Леонидовна
Действующие лица:
Сергей Есенин -Мать Сергея Есенина -Ведущий вечера -Девушка -
Друг -
Айседора Дункан -
Люди из толпы, три человека: - Просто недоброжелатель - Одержимый недоброжелатель -Сочувствующий -Репортер -
Оформление сцены. Сцена условно разделена на две части. Один угол дом матери, там бревенчатые стены, икона, лампада,, свеча,, рушники. С другой стороны сцены - березки. Люди из толпы находятся в зале, сидят среди зрителей.
Музыкальное оформлеиие. Песни на стихи Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» «Мне осталась одна забава...» «Отговорила роща золотая...»
Презентация о С. Есенине
Сцена первая. Есенин, Ведущий, друг, девушка.
Ведущий. Сергей Есенин великий поэт России, хулиган и дебошир, тонкий лирик и неподражаемый певец русской природы. Кто он этот красивый человек с грустными большими голубыми глазами? Почему так трагически сложилась его судьба? Что мы знаем о нем? Сегодня есть возможность попытаться ответить на эти вопросы, постараться понять, каким был он - Сергей Есенин. На сцене Есенин и Мать. Есенин Жизнь входит в берега. Села давнишний житель, Я вспоминаю то, Что видел я в краю. Стихи мои, спокойно расскажите Про жизнь мою. Изба крестьянская. Хомутный запах деггя, Божница старая, Лампады кроткий свет. Как хорошо, Что я сберег те Все ощущения детских лет. Под окнами Костер метели белой, Мне девять лет, Лежанка бабка кот. И бабка что-то грустное, Стеная, пела, Порой, зевая и крестя свой рот... Тогда не знал я Черных дел российских. Не знал, зачем И почему война. Рязанские поля, Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб Была моя страна. я помню только то, Что мужики роптали. Бранились в черта, В бога и царя. Но им в ответ Лишь улыбались дали, Да наша жидкая лимонная заря...
Ведущий Лимонная заря... Голубые дали. Русские березки... Раздольные поля...
Это то, о чем писал Есенин в юности, и о чем он помнил всегда. Небольшое село Константиново на Рязанщине - это и есть Родина поэта. «Природа, - говорил Михаил Пришвин, - есть родина всех талантов». Стала она и родиной Есенина.
Девушка Я люблю тебя, родина кроткая А за что рассказать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гул комаров. И как грянут ребята тальянкою, Выйдуг девки плясать у костров. Загорится, как черна смородина. Угли очи в подковах бровей. Ой, ты Русь моя, Милая Родина, Сладкий отдых в шелку кушырей.
Есенин (в раздумье)
Низкий дом с голубыми ставнями. Не забыть мне тебя никогда. Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года. До сегодня еще мне снятся Наше поле, луга и лес, Принакрытые стареньким ситцем Этих северных бедных небес. Восхищаться уж я не умею, И пропасть не хотел бы в глуши. Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души. Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали.
Друг исполняет
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Девушка
Сережа, это замечательные стихи!
Друг.
- Сергей! Когда же ты все это успеваешь писать!?
Ведь ты вечно где-нибудь шатаешься.
Есенин. Я пишу всегда Если я за целый день не напишу четырех строк хороших стихов, я не смогу спать.
Сцена та же + Айседора (подходит, пока говорит ведущий)Ведущий. Все, кому довелось близко знать Есенина, или хоть однажды встретиться с ним, вспоминают о нем как о яркой, замечательной личности. В нем была та притягательность, которую мы определяем словом «обаяние» с него не хотелось сводить глаз.
Знаменитая танцовщица Айседора Дункан, приехавшая в Россию, в Москву, летом 1921 года по приглашению Советского правительства была покорена обаянием молодого поэта.. Да и он без ума влюбился в эту необыкновенную женщину.
Есенин. (подойдя к Дункан близко)
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
Айседора
- ЕЗЕНИН, я сейчас буду танцевать только для вас!
*******- танец Айседоыры
Ведущий
Эта знаменитая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, рядом с маленьким, как подросток, изумительным рязанским поэтом являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно. Она так и не выучила русский язык. Да и у него не было желания учить чужой язык
Они путешествовали за границей, в том числе побывали и в Америке. Америка не понравилась Есенину. Там он почти ничего не писал, Тосковал по России
Есенин
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...
Айседора
...Я увезла Есенина из России, где условия жизни еще трудные. Я хотела сохранить его для мира. Теперь он возвращается в Россию, чтобы спасти свой разум, так как без России он жить не может
Есенин. Поверишь, мама, когда границу пересекал, землю русскую целовал, плакал, как рязанская баба.
Мать. А чего ж домой не сразу приехал? Есенин Да, да, совестно, не могу себе простить. Слушай, мама, дальше. Вот, значит, приехал я, наконец, в Россию. Одурел от радости. И в то же время... Пошло у меня все как-то наперекосяк, будто, порчу кто навел. Мать Я всегда боялась... Душа у тебя... Дурной глаз такую душу примечает. Дурному-то так и хочегся чистое грязным сделать. Есенин. Это ты права, мама. Не знаю, но какая-то сила меня так и влекла бы в Преисподнюю, порой в такие грязные кабаки попадал, куда только сам сатана и заглядывал. Вот с ним, с сатаной, я. Мать. Не надо о нем... Есенин. Хорошо... Я посижу вот так с закрытыми глазами...
Сцена вторая. С. Есенин, Мать, девушка, друг, люди из толпы.
Ведущий
Живя открытым сердцем, готовый все отдать людям, Есенин не был так прост, как это казалось иным из его современников... И жизнь его была такой же непростой и полной противоречий
(Девушка и Друг с одной стороны, Люди из толпы с другой). Девушка Приехал он из-за границы какой-то пришибленный. Улыбка блуждающая, рассеянная, кто-то лукавой назвал.
Друг
- И Европа, и Америка ему не понравились.
Было ясно, что он никогда не полюбит любой другой страны.
Но возвращаться в новую, коммунистическую Россию ему было тревожно
(Есенин вслушввается во мнение о себе. На лице то недоумение, то ирония...)
Репортер. Миллион долларов Дункан прокутил, да и послал ее ко всем чертям вместе с заграницей. Недоброжелатель. Надо еще приглядеться, с какой буржуазной заразой вернулся. Я бы каждый шаг его сейчас на прицел. Сочувствующмй (с недоумением). Огкуда у вас эта элоба.. У него, говорят, и так мания преследования, а вы... на прицел! Девушка (другу) Недавно даже заплакал, когда прочел в газете о себе, что он приспосабливается.
Сцена третья. Публика сидит
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего слыву я скандалистом?
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я хожу в цилиндре не для женщин -
С глупой страстью в сердце жить не в силе,-
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса подать кобыле.
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
Ведущий перевоплощается в роль организатора вечера с участием Есенина.
Ведущий. Я приглашаю вас на вечер поэзии Сергея Есенина. Свист публики...
Выкрики: «Долой Есенина!», «Да здравствует Есенин!», «Приспособленец!», «Хулиган!», «Ты пророк, Есенин!»
Ведущий. Итак, Есенин будет отвечать на записки и на вопросы с мест. Скажу по секрету, оратор он неважный, но сегодня в ударе. Оцените момент! Репортер.
Почему разорвали с Дункан? Есенин. А вам какое дело?! Предупреждаю, если об этой женщине будет сказано хоть одно подлое слово плохо будет! Свист, крики.
Ведущий Оглашаю записку: «Есенин, у кого лучше всего учиться языку?» ЕсенинУ народа. Вот возьмем слово «сплетня». Какой образ? Что-то гнусное, петлявое, лживое, плетущееся на хилых ножках от дома к дому. Вдумайтесь все, кто про меня сплетни распускает. Аплодисменты. Ведущий. А вот такая занозистая мысль: неужели вам ничего решительно не понравилось Америке? ЕсенинРепортеры порой нравились. Когда нас повезли с Дункан на остров Элис-Айленд испытывать на предмет большевистской опасности, я показал на статую Свободы и сказал: «Бедная старая девушка! Ты поставлена здесь ради курьеза!» Когда журналистам перевели, ох и ржали же они! Ей-богу, симпатичные ребята, по крайней мере, те, которые ржали. Сочувсгвующий. А что вам вполне серьезно понравилось? ЕсенинОбезьяна у одного банкира. В шелковой пижаме ходит, стерва, сигареты курит и к горничной пристает. (Серьезно) Прошу прощения за шутку. Бруклинский мост на высоте двадцатиэтажного дома это, конечно, сооружение! дьявольски здорово. Невольно поражаешься возможностям человека. Хотя, русская телега мне тоже по душе. Недоброжелатель. Так что же больше тебе по душе Бруклинский мост или телега? ЕсенинО, мой вечный следователь! (Публике) Поглядите, как он мне сейчас доптрос учинит! Недоброжелатель. И учиню! За границей скандалил?
ЕсенинНу да, скандалил. Но я же, отец родной, по-хорошему скандалил. За Россию скандалил. Поезжай сам и попробуй вот так поскандалить. Хватит ли пороху?! Недоброжелатель. С офицером белогвардейцем песни пел? Есенин. Ишь ты! Узнал! Ну, пел, пел... Тоска у него по России, понимаешь? Вернуться хочет, по-хорошему вернуться.
Недоброжелтель. Пусть вернется, башку отвинтим. Есенин А мне, благодетель мой, ты башку не отвинтишь? Сочувствующий. Говорят, у вас было трудное детство. Верно ли это? ЕсенинНу почему же, мне очень повезло. Было у меня два чудесных дяди. Трех с половиной лет посадили на лошадь и послали в галоп поле, в гриву вот так вцепился и ничего, усидел. А то еще лучше, дядя Саша сбросил меня на середине озера с лодки, как щенка плыви! Смотрит, как я пузыри пускаю, да приговаривает: «Эх, стерва, куда ты годишься». И если бы не их наука, давно бы капут мне. Репортер. Что вы больше всего любите делать дома? На Рязанщине? Так сказать, в бытовом проявлении. Есенин (насмешлвво). Ах, в бытовом. . . Пожалуй, чистить картошку. Тянется стружка, а в голове самые лучшие строчки рождаются. А главное. . . Рядом мама, а не вы с вашим вечным блокнотом и дурацкими вопросами. Репортер. Почему вы не только в разговоре, а даже в поэзии употребляете не принятые в обществе слова? ЕсенинДа вот допечет такой, как вы, и так муторно станет, так захочется послать к энтой . . . (прикладывает руку ко рту) не буду, ей- богу не буду. Братцы, сестры, люди добрые, спасите меня от очкарика этого, все время за мной с блокнотом ходит.
Голос. Есенин, читай стихи! Есенин (ведущему). Эй, где ты там? Закрывай вечер, у меня настроение пошло под уклон. .. Все. Не желаю? Крики из толпы: «Есенин, читай!», «Хулиган, в милицию его!», «Читай исповедь хулигана!» Ведущий (Взлохматил голову Есенина): А ну, Сергей, пройдись перед ними нечесаным.’
Есенин вскакивает на стул, публика умолкает. Есенин (порывисто): Не каждый умеет петь, Не каждому дано яблоком Падать к чужим ногам. Сие есть великая исповедь, Которой исповедуется хулиган. Я нарочно иду нечесаным, С головой, как керосиновая лампа на плечах. Ваших душ бедственную осень Мне нравится в потемках освещать. Мне нравится, когда каменья брани Летят в меня, как град рыгающей грозы. Я только крепче жму тогда руками Моих волос качнувшийся пузырь.
Падает на колени.
Танец Светлое / темное
.
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Девушка (подходит).
Есенин (всматриваясь). Это ты или мираж? Девушка. Я, я, Сережа. Как всегда в такую минуту. Есенин. Может, все на свете мираж? Девушка. Пойдем из этой ямы, Сережа, здесь грязь. Тебе нельзя здесь. Пойдем, там мама. Понимаешь, мама ждет. (Кричит в ухо, как глухому) Ма. Ма?!! Есенин Мама?! Мама, где ты?! Слепо идет по сцене. Я продерусь сквозь этот мрак к тебе, к твоим березам!
Идет, трудно пробивается к матери. Все ближе и ближе его заветная цель. Освещается полотно с березами. Светлее становятся вокруг, светлеет от надежды на спасение и любви к матери лицо поэта. Вот он уже на том месте, на котором мы его видели вначале.
Мать (Сидит) Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.
Стара я стала
И совсем плоха,
Но если б дома
Был ты изначала,
То у меня
Была б теперь сноха
И на ноге
Внучонка я качала.
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут.
Любимый сын мой, (встает)
Что с тобой?
Ты был так кроток,
Был ты так смиренен.
И говорили все наперебой:
Какой счастливый
Александр Есенин!
В тебе надежды наши
Не сбылись,
И на душе
С того больней и горше,
Что у отца
Была напрасной мысль,
Чтоб за стихи
Ты денег брал побольше.
Хоть сколько б ты
Ни брал,
Ты не пошлешь их в дом,
И потому так горько
Речи льются,
Что знаю я
На опыте твоем:
Поэтам деньги не даются.
Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.
Теперь сплошная грусть,
Живем мы, как во тьме.
У нас нет лошади.
Но если б был ты в доме,
То было б все,
И при твоем уме
Пост председателя
В волисполкоме.
Тогда б жилось смелей,
Никто б нас не тянул,
И ты б не знал
Ненужную усталость,
Я б заставляла
Прясть
Твою жену,
А ты, как сын,
Покоил нашу старость».
Есенин
(читает, вглядываясь в мать под перебор гитары, звук постепенно становится все громче). МУЗЫКА
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я, привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет! Пишешь мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне. Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб тебя не видя, умереть. Я по-прежнему, такой же нежный, И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось, -- Слишком раннюю утрату и усталость Испьтать мне в жизни довелось. И молиться не учи. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
Мать
Буду, сынок, до скончаяия дней моих буду ходить и ждать.
Ведущий (медленно проходит через сцену)
И мать ждала. Она была одной из тех немногих, кгс не поверил в самоубийство Сергея Есениа. И она продолжала выходить на дорогу, вглядываясь вдаль. Бог знает, что она там видела. Может быть, бессмертную душу своего сына Сергея Есенина.
За сценой, плавно вырастая, звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу... ». Все замерли.
ВЫХОД ВСЕХ (Все поют)
Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым.Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком.Дух бродяжий! ты все реже, режеРасшевеливаешь пламень устО, моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств!Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя, иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.Все мы, все мы в этом мире тленны,Тихо льется с кленов листьев медь...Будь же ты вовек благословенно,Что пришло процвесть и умереть.
Root Entry