Педагогический проект «Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения географии»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Орган местного самоуправления
«Управление образования г. Каменска – Уральского»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»








Педагогический проект

Формирование познавательного интереса
учащихся в процессе обучения географии






Разработчик:
Анульева Ирина Геннадьевна

Должность:
учитель географии








Каменск - Уральский
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение .. 3
I. Проблема познавательного интереса - актуальная проблема психологии и
педагогики.......................................................................................................................... 5
1.1 Исторический аспект проблемы формирования познавательного интереса.. 5
1.2 Интерес и его виды . 6
1.3 Познавательный интерес как особый вид интересов человека .. 8
1.4 Динамика познавательных интересов детей 9
1.5 Познавательный интерес как мотив учебной деятельности 10
II. Источники формирования познавательных интересов на уроках географии . 13
2.1 Содержание учебного материала . 13
2.2 Формы, методы и приемы обучения 14
2.2.1 Групповая и парная работа 14
2.2.2 Игровые формы на уроках .. 17
2.2.3 Основные методы и приемы.. 19
2.3 Особенности социальных взаимодействий (характер отношений между
участниками учебного процесса) . 24
III. Проектная часть . 26
3.1. Диагностика и анализ мотива учебной деятельности . 26
3.2. Диагностика и анализ интереса учащихся 27
3.3 План реализации проекта 28
Заключение 29

Список литературы . 31
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3












ВВЕДЕНИЕ
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Стремительно меняется привычный уклад жизни, меняются сложившиеся стереотипы. Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Удовлетворить социальные запросы населения и реализовать индивидуальные возможности учащихся и должна современная школа.
Изучение географии в школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Достижение этих целей становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.
В процессе профессиональной деятельности мною было выявлено, что у многих учащихся отсутствует интерес к учению, а знания по предмету находятся на недопустимо низком уровне. Радостный по своему существу процесс обучения в школе и приобретения знаний об окружающем мире превращается в мучительную обязанность. Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Как организовать работу учащихся на уроке, чтобы она была плодотворной, продуктивной, вызывала познавательный интерес? С целью разрешения обозначенных проблем я обратилась к исследованию самого понятия «познавательный интерес».
Цель работы: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках географии.
Исходя из цели, определила следующие задачи:
изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу;
установить и проанализировать источники формирования познавательных интересов на уроке географии;
апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению;
рассмотреть организацию учебной деятельности
Объект исследования: педагогический процесс, направленный на формирование познавательного интереса школьников на уроках географии.
Выдвинула гипотезу: если буду создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, развития личности, качественному росту результатов обучения, увеличению числа выполненных проектов и ежегодное их представление на школьной и городской НПК.













Реферативная часть
I Проблема познавательного интереса – актуальная проблема
психологии и педагогики
1.1. Исторический аспект проблемы формирования познавательного интереса
Проблема интереса к учению в истории российской теории и практике обучения формировалась постепенно, в соответствии с социально-экономическими изменениями в обществе. Преобразования в России, начиная со второй половины XVIII в, требовали разрешения жизненно назревшим вопросам развития просвещения. Ф. И. Янкович (17411814) прогрессивный педагог, последователь Я. А. Коменского, участвовавший в разработке плана школьной реформы, проведенной по уставу 1786, выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью и образованностью.
Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во взглядах Н. И. Новикова (17441818) русского просветителя, писателя, журналиста. Он отождествлял любопытство с потребностью в учении. Условием развития любопытства Н. И. Новиков считал знание воспитателя сил и способностей, которые дают наблюдения за занятиями ребенка «по натуральному побуждению, выражающему интерес, внимание к изучаемому».
Подробно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К. Д. Ушинский (18241880). В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. К. Д. Ушинский отмечал, что одна из самых важных задач обучения открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание.
Обостренная критика обучения и воспитания в период общественно-педагогического подъема привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребенка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих педагогических взглядах Л. Н. Толстой (18281910). Он считал, что интерес ребенка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Л. Н. Толстого является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления интереса, по его мнению это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъем душевных сил ребенка.
Проблемой интереса занимался известный русский педагог и психолог П. Ф. Каптерев (18491921). В 1915 г. вышла его книга «Дидактические очерки», где имелась глава «Исторический очерк учения о детских интересах, его теория и практика». П. Ф. Каптерев предпринял попытку классифицировать интересы (физические, умственные, эстетические, социальные, волевые). Однако у этой классификации не было единой основы и она не нашла широкого применения.
С. Т. Шацкий (18781934) советский педагог, организатор первых детских внешкольных учреждений в России, уделял самое серьезное внимание проблеме интереса в обучении. С одной стороны, он считал, интерес важный фактор активного усвоения ребенком социального опыта, с другой роль интереса он видел в приспособлении ребенка к окружающей среде. С. Т. Шацкий считал, что школа должна опираться на стремление детей учиться. Это он называл жизненным импульсом, который необходимо укреплять и продолжать.


Интерес и его виды
Интерес – это сложное и значимое для личности образование, имеющее множество различных трактовок.
Интерес – это избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов (С.Л. Рубинштейн).
Интерес – это своеобразный сплав эмоционально - волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон).
Я считаю наиболее конкретным определением, определение данное В.А. Крутецким: «Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним».
Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. С помощью интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из окружающей действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не все, что его окружает, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Существует несколько классификаций интересов.






Классификация интересов
по содержанию
Материальные интересы
Проявляются в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.п.

Духовные интересы
Это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т.п., интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру).
Характеризуют высокий уровень развития личности.

Общественные интересы
Включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.


по направленности
Широкие интересы
Разнообразие интересов при наличии основного, центрального интереса.

Узкие интересы
Наличие одного-двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному

Глубокие интересы
Потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях

Поверхностные интересы
Скольжение по поверхности явления и нет интереса к объекту по-настоящему.


по силе
Устойчивые интересы
Длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности.

Неустойчивые интересы
Сравнительно кратковременны: быстро возникают и быстро угасают


по опосредованности
Прямые
(непосредственные) интересы
Вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, ее занимательностью и увлекательностью.

Косвенные
(опосредованные) интересы
Вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непосредственно интересующим человека.


по уровню действенности
Пассивные интересы
Созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта.

Активные интересы
Действенный интерес, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса.





1.3 Познавательный интерес как особый вид интересов человека
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина).
Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определенную область познания. Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин «учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за ее пределы.
Познавательный интерес - это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:
активный поиск;
догадка;
исследовательский подход;
готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:
эмоции удивления;
чувство ожидания нового;
чувство интеллектуальной радости;
чувство успеха.
Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:
инициатива поиска;
самостоятельность добывания знаний;
выдвижение и постановка познавательных задач.
Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.
Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.
Так определяют и характеризуют познавательный интерес педагоги и психологи.


1.4 Динамика познавательных интересов детей
Формирование познавательных интересов начинается задолго до школы, в семье, их возникновение связывают с появлением у детей таких вопросов, как «Почему?», «Отчего?», «Зачем?». Интерес выступает первоначально в форме любопытства. К концу дошкольного возраста под влиянием старших у ребенка формируется интерес к учению в школе: он не только играет в школу, но и делает успешные попытки овладеть чтением, письмом, счетом и т.п.
В начальной школе познавательные интересы углубляются. Формируется сознание жизненной значимости учения. С течением времени познавательные интересы дифференцируются: одним больше нравится математика, другим– чтение и т.п. Большой интерес проявляется у детей к процессу труда, особенно если он совершается в коллективе.
При переходе детей из начальной школы в среднюю отмечается тревожный и парадоксальный факт: интерес к учению от класса к классу уменьшается, несмотря на то, что интерес к явлениям и событиям окружающего мира продолжает развиваться, становится более сложным по содержанию. Учение и другие виды познания вступают в конфликт, так как новые интересы школьников недостаточно удовлетворяется в школе. Разбросанность и неустойчивость интересов подростков объясняется и тем, что они «нащупывают» свой основной, центральный, стержневой интерес как основу жизненной направленности и пробуют себя в разных областях.
Когда интересы и склонности подростков, наконец-то, определяются, то у них начинаются формироваться и ярко проявляться способности. К концу подросткового возраста начинают формироваться интересы к определенной профессии.
В старшем школьном возрасте развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению определяют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся овладевают своими познавательными процессами, подчиняют их организацию определенным задачам жизни и деятельности.




1.5 Познавательный интерес как мотив учебной деятельности
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю географию не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другим предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще.
Таким образом, важной задачей учителя является формирование у школьников первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.
Совершенствованию учебного процесса, любого урока, способствует разумная, педагогически целесообразная организация деятельности. Фундаментальная деятельность в обучении познавательная включает систематическое познание учащимися опыта человечества, заключенного в науке, овладение способами познания, активную деятельность учащихся на уроке. Эта деятельность в школьные годы обогащает познавательный интерес, но, как показали специальные исследования, интерес на уроке становится более интенсивным, если в урок включены многообразные виды деятельности, способствующие реализации склонностей учащихся, выявляющие их потенциальные возможности и обеспечивающие развитие индивидуальности.
Различные виды деятельности, включенные в учебный процесс, обогащают уроки, так как вносят специфику в познавательные процессы: художественная деятельность вносит образность в освоение мира; трудовая дает практически ценные умения; общественная деятельность формирует социально значимую мотивацию; игра повышает общий эмоциональный тонус. Специфика приемов и способов различных видов деятельности способствует активизации учения школьников, расширяет зону познавательных интересов. Взаимодополняемость видов деятельности, включенных в учебный процесс, способствует выявлению интересов, запросов, потребностей, склонностей учащихся и влияет на их общее развитие. Но еще раз подчеркнем, что совершенствованию учебного процесса, урока, содействует лишь деятельность ценная, целесообразно организованная. Это означает, что цели деятельности в конечном счете обращены к потребностям общества. А если так, то деятельность не может быть только исполнительской. Чтобы формировать интерес к жизнедеятельности, активную жизненную позицию, нужно пробуждать собственные силы ученика, его самостоятельность в решении поставленных задач, его инициативу в способах учения, поднимать деятельность на уровень творческого процесса.
Управляя деятельностью ученика, учителю важно представлять всю структуру деятельности учеников и разумно прогнозировать ее от начала этапа до конечного результата. Разумной организации деятельности способствуют:
ясность цели (учителю и ученикам);
побуждающее начало деятельности для образования ценных мотивов;
продуманная система вооружения учащихся способами выполнения действий;
внимание к организации предметных действий, сочетающих в себе единство операционной и мотивационной сторон учения;
анализ деятельности учащихся,
своевременная коррекция как деятельности учащихся, так и деятельности учителя;
рефлексия школьниками собственной деятельности.
Рассматривая обучение как взаимообусловленный процесс деятельности учителя и учеников, необходимо так организовывать деятельность школьников, чтобы ученик становился полноправным ее субъектом. Об этом говорят следующие показатели:
понимание цели;
осознанная мотивация деятельности;
мобильность умений;
свободное оперирование содержанием материала;
высокая организация учебных действий. Познавательный интерес является глубоко личностным образованием, ярко и эмоционально показывает объективную ценность знаний, приобретенных умений и в целом процесса обучения и образования. Он входит в деятельность как важный энергетический ресурс, создает ценные условия для протекания и результата деятельности, для самочувствия в ней ученика. Более того, интерес к познанию создает благоприятную атмосферу для общения и коллективной деятельности, в которой происходит активный обмен информацией, возникают и совместно решаются волнующие вопросы.
Организация взаимодействия учащихся в рамках деятельностного подхода к совершенствованию любого урока дает возможности для решения основной задачи обучения всестороннего, гармоничного формирования личности современного общества. Только через грамотную и четкую организацию разносторонней образовательной деятельности с использованием ее внешних и внутренних ресурсов, ее объективных и субъективных сторон можно совершенствовать учебный процесс, формировать устойчивые познавательные интересы личности, склонности к самостоятельной деятельности, прогнозирующие общественно ценные жизненные перспективы; поддерживать и направлять ценностные ориентации в области общественных, нравственных, научных, эстетических ценностей.




















II. Источники формирования познавательного интереса на уроках географии


Познавательный интерес









Рассмотрим каждый из источников.

2.1. Содержание учебного материала
Чтобы овладеть необходимыми каждому человеку знаниями, важно научиться работать с учебником: правильно пользоваться его текстом, заданиями, иллюстрациями. Важно уметь анализировать содержание текста, выделять в нем самое существенное, устанавливать связи с картами, схемами, рисунками. Учебник помогает усвоить новые понятия, термины, географические названия. Рубрика «Проверь себя» позволит убедиться, насколько хорошо учащиеся усвоили раздел или тему. Вопросы и задания, помещенные в учебнике, помогают лучше усвоить материал курса. При работе с учебником во время изучения нового материала учителем попутно выдвигаются вопросы, на которые учащиеся пытаются найти ответ с помощью текста. При обосновании ответов на выдвигаемые вопросы выдвигается логика доказательства и ход решения той или иной проблемы – это проблемный метод обучения (преимущественно познавательный). Контролируя ход рассуждений учителя, учащиеся в то же время обнаруживают собственные недостатки в знаниях. Здесь одновременно совершенствуется культура умственного труда, проявляется активная мыслительная деятельность школьников. Все это способствует развитию познавательного интереса учащихся, улучшает качество учебно-воспитательного процесса.
Примеры использования разных видов работ с текстом учебника и его внетекстовыми компонентами показаны в таблице.



Таблица – Методика работы с текстом и внетекстовыми компонентами учебника

Виды работ
Примеры

C ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА

Нахождение
необходимых
сведений,
составление перечня
объектов
На физической карте найдите низменности, плоскогорья Австралии,
укажите их преобладающие высоты


Пользуясь картой атласа, назовите страны Африки, не имеющие выхода к морю

Ответы на вопросы,
приведение
доказательств
Приведите примеры открытий, о которых вы узнали самостоятельно из книг и других источников


На примере одной из природных зон Евразии покажите связи между
компонентами ее природы. Сравните природные зоны Евразии и
Северной Америки по 40°с.ш. В чем причина их чередования?

Установление
причинно-следственных связей,
выделение причины
и следствия
По климатической карте Африки проследите изменение годового
количества осадков с севера на юг


Установите связь количества oсадкoв c поясами атмосферного
давления и воздушными массами

Нахождение
оснований для
выводов
По климатической кapте Антарктиды укажите, какие воздушные массы здесь формируются, и каковы их особенности


Пользyясь текстом учебника и картaми, укажите особенности природы Франции

Составление схем,
рисунков, таблиц на
основе анализа
текста
Пользуясь текстом учебника, составьте схему «Деление карт на группы» по охвату территории, по масштабу и содержанию


Пользуясь физической картой Австралии, обозначьте на контурной карте месторождения пoлезных ископаемых


Проложите на карте Тихого океана маршруты двух кораблей -
туристического и научно-исследовательского. Объясните направления маршрутов целями плавания

Составление описа-
ний и характеристик
на oснове текста и
других источников
знаний
Составьте по каpтам и другим источникам характеристику природы и населения одного из островов Океании (Новой Гвинеи или какого-либо архипелага)

C ВНЕТЕКСТОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ УЧЕБНИКА

Аппарат организации
усвоения знаний и
умений
Использование системы вопросов и зaданий, направленных на работу c картoй, дополнительнoй литературой и другими источниками знаний;
задании практико-ориентированных учебных проектoв (проекты
улучшения природных условий Атлантики, проекты туристических
маршрутов)

Иллюстративный
аппарaт
Использование в работе кapт, схем, рисунков, фотографий, тaблиц и т.п. (опpеделите, в каких климатических областях нaходится самый юг страны; по климатограмме проследите изменение температур и осадков)

Aппapaт
ориентировки
Нaличие рубрик практической направленности (планы характеристик; умеете ли вы называть и показывать, определять, объяснять и прогнозировать; географические задачи)



2.2. Формы, методы и приёмы обучения

2.2.1. Групповая и парная работа на уроках

Для того, чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения необходимо отметить, что заранее продуманное разнообразие методов и приемов обучения внутри темы и курса в целом оказывают влияние на формирование познавательного интереса, позволяют пройти все ступени его формирования: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Рассказ учителя об интересном случае из жизни, истории географических открытий и т.д. способствует формированию ситуативного интереса (любопытство). По мере обогащения запасов конкретных знаний учащихся в процессе учебной деятельности и осознания ими ряда фактов, явлений, законов, происходит все большая объективизация интереса. Любопытство перерастает в любознательность, а это уже установка на познание. Проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности, в то время как любопытство направлено на внешние моменты по отношению к содержанию и ограничено тем, что происходит в настоящее время. На стадии любознательности учащиеся спорят, стараются самостоятельно найти ответы на вопросы. Следующая стадия - наличие познавательного интереса - проявляется в стремлении к прочному усвоению знания предмета, которое связано с волевым усилием и напряжением мысли, применением знаний на практике. В процессе обучения географии изменяется объект интереса учащихся. В начале это факты, а затем их глубокое истолкование и раскрытие причинно- следственных связей, которое приводит к пониманию картины мира.
Большие возможности в этой связи дает использование групповой и индивидуальной работы с учащимися.
Развитие познавательных интересов сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обусловливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами и так далее, обеспечивает формирование активной жизненной позиции.
Для работы в группах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые таким образом становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
При отборе учебного материала следует учитывать тот факт, что не каждая тема позволяет организовать работу в группах. Изучаемый материал должен быть знакомым, небольшим по объёму, проблемным и доступным для самостоятельного изучения и понимания.
При разработке темы важно учитывать степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумывать связь нового материала с пройденным.
При комплектовании групп необходимо учитывать характер межличностных отношений и уровень коммуникативных склонностей. В каждой группе должен быть лидер, который распределяет задания. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы.
Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового, решению экономических и экологических задач и так далее. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по принципу «вертушки» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется группой.
После завершения заданий всеми группами организуется либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные.
После отчёта групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, даёт оценку работе учащихся.
При выполнении заданий проверочного характера группой, учителем и самим учеником заполняется оценочная карточка и выставляется итоговая отметка.
Самооценка
Отметка,
поставленная группой
Отметка,
поставленная учителем
Итоговая отметка






















Такой подход к отметке не случаен, так как в основе мотивов познавательной деятельности подростков (10-15 лет) лежит создание ситуации успеха, обеспечивающей эмоциональное благополучие, основу которого составляют: - мотив «отметки»;
- совпадение оценки и самооценки;
- стремление к личностному совершенствованию. Познание своих возможностей происходит под влиянием
- общения, которое является сильным побудителем познавательного интереса.
При объяснении группой выполненного задания другие учащиеся устанавливают причинно-следственные связи темы, составляют графический конспект или заполняют таблицу. Это зависит от задачи, которую перед ними поставит учитель.
Например, на уроке «Дальний Восток - край контрастов», для того чтобы определить наиболее характерные черты природы Дальнего Востока, прежде чем выслушать отчет групп, учитель просит учащихся заполнить схему причинно-следственных связей, характерных для Дальнего Востока.


2.2.2. Игровые формы обучения
Рассмотрим некоторые игровые формы обучения на уроках географии. Знания, полученные на уроках, должны быть осознаны учеником, должны стать частью его личностного опыта, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, становится эпизодом в жизни ученика, обучение теряет свою развивающую функцию и не способствует последующей адаптации учащихся к жизни.
Внедрение в методику преподавания географии элементов игровых технологий позволяет сделать обучение более эффективным и придать знаниям учащихся личностный смысл.
Какие игры могут быть применены на уроках географии? Ниже представлены лишь некоторые из них.
Пресс-конференция. Из числа сильных учащихся выбираются «специалисты» по изучаемой теме, остальные учащиеся класса играют роли журналистов. Они представляются корреспондентами различных изданий и задают вопросы «специалистам» по теме.
Заседание редакционной коллегии географической газеты «Глобус». На обсуждение редколлегии выносится один вопрос. Каждый член редколлегии сообщает подготовленную им часть материала по данному вопросу, используя наглядно-дидактические пособия. Редактор газеты (учитель или подготовленный ученик) выносит решение о публикации или, наоборот, об отказе в публикации данного материала в газете в зависимости от уровня подготовки членов редколлегии. Потом материал об изучаемом объекте или явлении оформляется в настенной газете.
Путешествие на космическом корабле к планетам Солнечной системы. Детям раздаются роли членов команды космического корабля. Во время «путешествия» изучаем атмосферу и температуру планет, «берем» пробы грунта и делаем выводы о возможности существования там жизни.
Путешествие на исследовательском судне «Робинзон» по океанам и к материкам. Парты ставятся в форме корабля, детям раздаются роли капитана, боцмана, лоцмана, сотрудников исследовательской лаборатории. Лоцман прокладывает стрелками путь корабля по карте, боцман отвечает за снаряжение корабля. Капитан отдает приказы, используя специальную лексику. Научные сотрудники собирают сведения о природе океанов или материков.
Экологический суд. Суд проходит над человеком, который повинен в нарушении экологического равновесия природы области. На суде присутствуют: обвиняемый, судья - пятнистый олень, главный обвинитель - выхухоль, адвокат человека - собака, свидетели обвинения - воздух, вода, почва, свидетель защиты - Красная книга. Эти роли играют дети. Разбирается, почему эти животные играют определенные роли. В течение урока высказываются все «за» и «против» воздействия человека на природу и в конце судья выносит приговор.
Телепрограмма «Клуб путешественников». Учащиеся играют роли гостей передачи и рассказывают об особенностях морей, океанов, стран и т. д. В одних случаях целесообразно использовать игру как часть урока, в других - подчинить ее правилам целый урок. Какую форму учебного занятия придумает учитель - зависит от mhoi факторов. Может быть, это будет:
- урок-путешествие по горной местности, где дети играют роли альпинистов и преодолевают долину Сомнении, ущелье Опасностей и покоряют пик Знаний;
- урок-аукцион знаний. Учитель - ведущий аукциона. В начале урока проводится словарная работа с понятиями «аукцион», «лот». Затем учитель предлагает провести аукцион, но не вещей, а знаний по определенной теме. На аукцион выставляются лоты в виде картин, макетов, фотографий, схем и так далее по данной теме. Приобрести их смогут те учащиеся, которые сообщат о лотах наибольшее количество сведений, то есть покажут наилучшие знания. Учитель, как ведущий аукциона, использует специальную лексику и инструментарий;
- соревновательные путешествия по материку двух команд «Тортугас» и «Лагартос». На карте прикрепляется путь команд по материку. Ходы команд определялись игральным кубиком. Во время остановок игроки отвечали на вопросы о материке. Если команда не дает правильного ответа, она уходит на прежнюю позицию;
- урок -интеллектуальное казино. На этапах актуализации знаний и изучения нового учащиеся зарабатывают правильными ответами стилизованные монеты достоинством «1 ум». Монеты изготавливаются из цветного картона. На этапе закрепления нового материала учащиеся приглашаются в интеллектуальное казино. Учитель играет роль крупье и принимает ставки от игроков. Рулетка на специальном игровом столе определяет сыгравшую ставку. Ученик, сделавший ставку, отвечает на вопрос крупье и в случае правильного ответа забирает все поставленные «умы» себе. Если он не знает ответа, ставки разыгрываются еще раз.


2.2.3. Основные методы и приемы
В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности); словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность. Специфика выбора методов обучения в зависимости от этапов формирования познавательного интереса представлена мною в таблице.

Этап
Цель
Методы
Влияние на развитие познавательного интереса
Особенности
использования
Примеры
из практики

I
формирование любопытства и любознательности
приоритет
игровых методов
- школьники вовлекаются в воображаемую жизненную ситуацию, актуализируют субъектный опыт, находят знаниям и умениям практическое применение;
- особенности игры, способствующие развитию познавательного интереса: активность, занимательность и эмоциональность, состязательность, соревновательность, проблемность, моделирование профессиональной деятельности
- игра используется на начальном этапе формирования познавательного интереса к предмету, как наиболее органичная деятельность детства;
- игра служит для создания мотивации к изучения курса "География" и подготавливает школьников к усвоению научных понятий;
элементы игры целесообразно использовать на протяжении изучения всего курса, вплоть до 11 класса, это позволяет поддержать любознательность школьников.
- деловая игра (размещение завода в гипотетическом районе и т.д.);
- общая тема в частном преломлении («Сокращение расходов воды в быту. Что может сделать моя семья?» и т.д.)
- составление ребусов, кроссвордов;
- действие за другого (директора завода, туриста, путешественника и др.)

II
формирование познавательного интереса
опора на проблемный метод с использованием элементов игры
- вовлечение ученика в процесс самостоятельного поиска и "открытия" знаний стимулирует активную умственную деятельность;
- реализуется через частично поисковую и исследовательскую деятельность, что развивает познавательную самостоятельность
- применяется при сформированности устойчивой любознательности при помощи
проблемных вопросов, заданий, ситуаций и т.д.
- вопросы и задания парадоксального, практического, межпредметного, причинно-следственного характера

III
формирование устойчивого познавательного интереса
опора на метод проектов с использованием элементов проблемного и игрового методов
- развитие познавательных процессов, рационального стиля мышления, эмоционального теоретического, практического познания окружающего мира;
- развитие познавательного интереса способствуют следующие особенности создания учебного проекта: наличие значимой проблемы и задачи для решения которых требуется актуализация предметных знаний, интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений
-применяется при сформированном познавательном интересе
-предполагается высокая степень самостоятельности;
- деятельность учащихся строится по следующей схеме
ВЫБОР


УСПЕХ
(НЕУДАЧА)


РЕФЛЕКСИЯ


ПЕРЕНОРМИ-
РОВАНИЕ
- творческие проекты;
- исследовательские проекты
- практико - ориентированные проекты



Для того чтобы достичь основной цели современного образования - развития личности ребенка, необходимо, чтобы в процессе обучения школьник был включен в активную познавательную деятельность. Такая активизация создает общий положительный фон для появления интереса к учению.
С целью формирования познавательного интереса я использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием.
I.Прием «Разминка».
Цель: актуализация знаний, развитие быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии.
Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.
Например, тема «Северная Америка» включает вопросы:
1.Назоваите крайние точки материка
2. Назовите горы на востоке Северной Америки
3. Какую реку называют «великой обманщицей»
4. Определите безлесную природную зону субарктического пояса и т.д.

II. Прием «Удивляя других, удивляйся сам»
Цель: эмоциональное стимулирование познавательного интереса
Описание работы – рассказ, иллюстрация, вопрос парадоксального характера
Например, диалог учителя с учениками:
- Я открыла для себя удивительное животное Северной Америки. Оно как будто сошло со страниц книги о Г. Поттере. Вы помните как звали страшного змея?
- Василиск.
- Оказывается, такое животное действительно существует!

III. Прием «Исправление ошибок».
Цель: активизация мыслительной деятельности, формирование умений к применению знаний в новой ситуации, развитие познавательных процессов ( мышления, внимания, воображения).
Описание работы – текст или рассказ учителя, учащихся (описание путешествия, территории, явления и т.д.) с преднамеренными ошибками двух типов: открытыми и закрытыми.

IV. Прием «Составь рассказ».
Цель: развитие образного и логического мышления, умения оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи.
Описание работы: составление рассказа из разных понятий темы. Требования к рассказу: использование всех понятий, правильная их формулировка, логичность, увлекательность. Понятия могут быть написаны на карточках, которые выкладываются на парте словами вниз. Учащиеся вытаскивают пять карточек из пятнадцати и составляют рассказ.
Пример: тема “Гидросфера”: волны, цунами, река, озеро, водопад и т. д.

V. Прием “Эссе, сочинение, рассказ”
Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.
Пример: учащиеся получают задания:
- описать один день, проведённый в тайге, пустыне, влажном экваториальном лесу и т. д.;
- написать эссе по теме “Будем же людьми!”(11 класс, тема “Национальные конфликты”).

VI Приём: “Творчество”
Цель: развитие творческих способностей, ведущей модальности (визуальной, аудиальной, кинсететической), создание атмосферы увлечённости.
Описание работы: большое разнообразие творческих заданий, предложенных учителем или самими ребятами.
Пример:
- изготовить макет материка, вулкана, айсберга (из глины, солёного теста, папье-маше);
- изготовить картину Солнечной системы (рисунок, вышивка)
- оформить коллекцию горных пород
- создать фотоальбом, учебный фильм

VII Прием «Играя, учись»
Цель: активизация познавательных интересов с помощью игровых моментов, предполагающих занимательность, эмоциональность, состязательность.
Описание работы.
- использование игр-упражнений .
Пример: игра «Третий лишний». В списке географических объектов (Байкал, Ладожское, Ильмень; Каспийское, Кроноцкое, Аральское озера) выберите лишнее.
- использование игр-соревнований.
Пример: на доске рисунок горы, к вершине которой ведет 5 ступеней. Два ученика отвечают по карте ( вопросы задает учитель или ученики),правильный ответ предполагает продвижение на ступеньку вверх , которое оценивается баллами. Выигрывает ученик, первым добравшийся до вершины.
- использование игр- путешествий.
Пример: при проверке домашнего задания учитель может обратиться к детям: «Сегодня я отправляюсь в пустыню Сахара. Предупредите об опасностях, которые меня поджидают».


VIII Прием «Причина-следствие»
Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.
Описание приема: учитель предлагает найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)
Пример.
волны
землетрясения

океанические течения
Луна

цунами
ветер

приливы и отливы
постоянные ветра




IX Прием «Логическая цепочка»
Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.
Описание приема: из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.
Пример: расположите предложения в логической последовательности.
- На восточном побережье Австралии выпадает много осадков
- Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана
- На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет
- На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.

Х Прием «Задачи»
Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности.
Описание работы:
-задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
Пример: именованный масштаб карты в 1см 1000км. Переведите его в численный масштаб.

-задачи на логическое мышление.
Пример:


лесн.

Фраза учителя: «Лесник отправился на велосипеде в гости к другу, а вечером вернулся обратно».
Задание: Рассмотри участок плана местности. Какой путь был легче? Почему?

- задачи с натуральными материалами.
Пример: рассмотри коллекцию горных пород, определи их, назови, к какой группе пород по происхождению они относятся.

- задачи на умение выдвигать и доказывать гипотезы.
Пример: объясни, почему в районах столкновения двух континентальных плит чаще всего происходят землетрясения, а континентальной и океанической плит – извержение вулканов.

- задачи, соединяющие теорию с практикой.
Пример: составь план эвакуации детей из кабинета географии в случае пожара.






2.3. Особенности социальных взаимодействий
(характер отношений между участниками учебного процесса)

Отношения, которые складываются в процессе учебной деятельности между учащимися, как между учениками и учителем, не представляют собой самостоятельного источника познавательных интересов. Это источник социальной мотивации поведения школьников.
Характер отношений между учителем и учащимися, стиль этих отношений важнейший фактор, вызывающий проявление и содействующий укреплению интереса к предмету.
Подросткам очень импонирует то, что учитель помогает им принять активное участие в процессе приобретения знаний, как бы «перекладывая» на них часть учебного процесса, постоянно включая их в анализ того, что происходит в классе, побуждая их быть внимательными, подмечать недостатки и принимать меры к их устранению. Благодаря такому стилю руководства учителем учебной деятельностью школьников класс как бы «поднимается» на ступеньку выше в своих познавательных возможностях, он начинает действенно помогать учителю в сложном процессе обучения.
Отношения между учителем пучащимися всегда проявляются на уроке в эмоциональном тонусе деятельности учащихся, который либо способствует появлению и укреплению познавательного интереса, либо гасит его. Этот эмоциональный тонус зависит как от особенностей классного коллектива, так и от самого учителя, а в конечном итоге от стиля взаимных отношений учителя и учащихся. Можно выделить следующие особенности эмоционального тонуса деятельности учащихся на уроке, стимулирующие укрепление их познавательных интересов:
1) интеллектуальный настрой школьников учителем, благодаря чему в процессе обучения у учащихся появляется радость познания и удовлетворенность успехами;
2) совместная увлеченность деятельностью, в которой учитель как бы на равных началах, производит с учащимися поисковую работу;
3) «накал страстей» в организуемых и руководимых учителем спорах и дискуссиях;
4) деловой, энергетический стиль проведения урока учителем способствует напряженной работе всех учеников над выполнением задания, предельной уплотненности урока;
5) спокойный, ровный положительный тон в общении на уроке.
Сильное влияние на познавательный интерес школьника оказывает доверие познавательным возможностям ученика. Вера в него, в его познавательные силы мощный побудитель интереса к учению. Доверие как стимул познавательных интересов находит свое выражение уже в самой организации учебного процесса: в создании проблемных ситуаций выражено доверие к интеллектуальным возможностям учеников, в постоянном усложнении познавательных задач, в стимулировании творческого подхода и самостоятельной поисковой деятельности при расчете на оригинальность решения, в сложном преподавании заключена вера в силы и возможности учащихся.














































3. Проектная часть

3.1. Диагностика и анализ мотива учебной деятельности

Проанализировав литературу по формированию и развитию познавательного интереса я провела диагностику в классах, в которых работаю. Для выявления познавательных интересов использовалась анкетирование (См.Приложение № 1).
Анкета – основной метод исследования. Положительная сторона этого метода - получение массового материала, на основе которого можно установить различные связи между познавательными интересами и отношением к учению, к школе, учителю. Методом анкеты можно проследить изменение направленности познавательных интересов учащихся.
Цель диагностики: определение мотива изучения школьниками географии и выявление мотива на эффективность обучения.
Объект исследования: учащиеся 6 «А», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классов.
Предмет исследования: мотив изучения географии.

Результаты анкетирования:

Класс
Кол-во
учащихся
Мотив



интерес
к предмету
сознательность
принуждение

6 «А»
29
17
12
0

6 «Б»
27
15
11
1

7 «А»
20
9
10
1

7 «Б»
25
8
14
3

7 «В»
19
5
10
4

Общий итог:
120
54 (45 %)
57 (48 %)
9 (7 %)



Из приведенных в таблице данных следует, что 45% учащихся изучают географию в силу интереса к предмету. Это высокий процент, но, к сожалению, не самый распространенный мотив учебной деятельности. 85% учащихся, ответивших, что изучают географию, потому что это им интересно, имеют по ней четвертные оценки 4 и 5. Значит, интерес к предмету самый сильный стимул к учению.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.



3.2. Диагностика и анализ интереса учащихся
Как влияет форма урока на интересы учащихся? Для выяснения этого вопроса я провела анкетирование.
Объект исследования: учащиеся 6 «А», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классов.
Предмет исследования: интерес учащихся к урокам географии.


Традиционные уроки географии вызывают у учащихся 6 классов достаточно большой интерес (27 %), а введение в учебную деятельность игровых моментов значительно повышает интерес до 73 %. В 7-х классах – с 10 % до 90 %.
Наибольшую активность учащихся вызывают уроки: «Путешествия по материку», «Клуб путешественников». Внедрение разнообразных форм на уроке: групповой, парной, индивидуальной, коллективной способствует развитию интересов к предмету, формируют у школьников умение сотрудничать друг с другом.



3.3. План реализации проекта

Проанализировав свою педагогическую деятельность, результаты анкетирования, педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у учащихся в процессе обучения географии, я пришла к выводу, что необходимо активизировать работу по внедрению активных форм и методов обучения для формирования познавательного интереса. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Стимулировать формирование познавательного интереса, как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности.
Внедрить активные методы обучения.
Изучить современные методики выявления индивидуально-личностных особенностей учащихся.
Данные задачи позволят решить спланированная деятельность.

Этапы содержания деятельности

Этапы
Содержание деятельности

1. Совершенствование профквалификации
1. Участие в работе методических семинаров, педсоветов.
2. Участие в школьных и городских педагогических чтениях.
3. Прохождение курсов повышения квалификации

2. Внедрение активных методов обучения
Организация работы по освоению и внедрению новых педтехнологий (проблемное обучение, игровые).

3. Оснащение материально-технической базы кабинета
1. Разработки презентации уроков в электронных вариантах.
2. Разработка контрольных и практических заданий с применением активных методов обучения.

4. Организация исследовательской деятельности учащихся.
1. Создание проблемных ситуаций на уроках географии.
2. Увеличение числа выполненных исследовательских проектов учащимися и ежегодное их представление на школьной конференции.















Заключение
На основании полученных результатов считаю, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся в познавательной деятельности. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью содержания образования, методов и приемов обучения.
Анализ изученной психолого-педагогической, методической литературы, результаты первичной диагностики убедили меня в необходимости активной работы по формированию познавательного интереса учащихся, так как на сегодняшний день она не утратила своей актуальности.
Изученные теоретические источники позволили выявить:
а) основные виды интересов и определить роль познавательного интереса в учебной деятельности школьников;
б) показатели, по которым можно обнаружить познавательный интерес:
многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся;
эмоциональные проявления;
в) динамику формирования познавательного интереса у детей разных возрастных групп;
г) источники формирования познавательного интереса школьников:
содержание учебного материала;
процесс организации познавательной деятельности.
География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития познавательного интереса школьников. При этом наиболее значимые показатели социальной компетентности: интеграция профессиональных и социально значимых знаний и придание им практикооринтированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми и т.д. основываются на умении самостоятельно добывать знания, их творчески перерабатывать, использовать как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей познавательного интереса.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.
Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит, интересным.
Формы проведения урока географии (экскурсии, уроки на местности и т.д.) и формы организации учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная и т.д.) вызывают интерес школьников, активизируют их познавательную активность.
Уроки географии Пожалуй, нет такого человека, который перешагнув школьный порог и отправившись в самостоятельное путешествие по жизни, не вспомнил бы по-доброму те увлекательные открытия и встречи, которые довелось пережить в школе на уроках географии.
Каждый учитель изо дня в день совершенствует урок, находит нестандартные решения стандартных задач.
В данной работе были рассмотрены лишь некоторые методы и приемы, способствующие формированию познавательных интересов.
Ожидаемые результаты. В результате реализации проекта предполагается, что введение в учебный процесс активных форм обучения, создание проблемных ситуаций приведет к раскрытию личностного потенциала ребенка, активизации познавательного интереса к географии. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Кроме того, деятельность учащихся носит характер проектирования, что подразумевает получение конкретного результата исследования и его публичное предъявления.















Список литературы

Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах.– М.:Просвещение,1981.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.– М.:Интор,1996.
Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. География - Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.– М.:Педагогика,1987.
Ковалев А.Г. Психология личности.– М.:Просвещение,1969.
Крутецкий В.А. Психология.– М.:Просвещение,1986.
Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников.– М.,1986.
Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся. Книга для учителей: Из опыта работы.– М.:Просвещение,1988.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: - Народное образование, 1998 г.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы.– М.:Просвещение,1982.
Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ/ Исследовательская работа школьников, 2003, №4, с.34.
тарасенко В.Т. Интеллектуальные игры на обощающих уроках географии.- Краснодар, 2002.
Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников.– Мн.,1975.
Шамовая Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов.- М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2001.
Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения /Одаренные дети,2003, № 5.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.– М.:Педагогика,1971.
Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.– М, Педагогика,1984.
Якиманская И.С. Развивающее обучение.– М.:Педагогика,1979.
Статьи
из журналов «Народное образование», «Педагогика»,
газеты «Школьный психолог»
Беседина М. Вернем эмоции в школу! / Школьный психолог.
Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным / Педагогика,1993, № 2,с.51.
Долгих С. Школа собственных открытий / Народное образование, 2003, № 6.
Кузнецова Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний / Педагогика,1993,№4, с.35.
Окунев А.А. Сменить акцент / Народное образование,1991, №1, с.5.
Рябов Г.И. Закон эффективности обучения / Педагогика,1993, №1.
Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным / Школьный психолог.




















13PAGE 15


13PAGE 14415



Содержание учебного
материала

Формы, методы и приёмы обучения

Особенности социальных взаимодействий (характер отношений между участниками учебного процесса)





Заголовок 1 Заголовок 215