Технологическая карта урока Пожары в жилище

Технологическая карта урока ОБЖ, 5 класс

Ф.И.О педагога ______________________Тихонова Марина Владимировна_____________________Должность___________учитель ОБЖ_______________________
Полное название ОО (с указанием муниципального образования)___Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49____
Предмет ____ОБЖ________ Класс: ____5________ Учебник (УМК, программа): _________ «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Ю.Л. Воробьева ________
Тема урока: __________Пожары в жилище _____________________________ Тип урока :____________формирование новых знаний ________________________________________
Оборудование: 1. Презентация к уроку «Пожары в жилище». 2. Компьютер, мультимедийный проектор. 3. Плакаты и стенды «Умей действовать при пожаре», «Причины пожара в доме». 4. Учебный фильм «Азбука пожарной безопасности».
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
Предметные результаты: знать причины возгораний и пожаров, предвидеть пожароопасные ситуации и уметь принимать решения, по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих во время возникновения пожара.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Цель урока: актуализировать знания о важности соблюдения правил пожарной безопасности
Задачи:
Знать возможные причины пожаров и уметь предвидеть возникновение пожароопасных ситуаций.
Понимать личную ответственность за свои поступки и действия.
Развитие речи и коммуникативных умений у учащихся.
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные
Приводить примеры, анализировать причины пожаров в жилище. Проводить анализ степени опасности для жизни человека и окружающих возникновения возгораний и пожаров. Знать о службах защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Познакомиться с основными понятиями: горение, возгорание, воспламенение, самовоспламенение, пожар, причины пожара, первые действия при возгорании, государственная пожарная служба (ГПС).
Знать возможные причины возгораний и пожаров. Уметь предвидеть возникновение пожароопасных ситуаций. Применять правила обеспечения безопасности жилища, личной и общественной безопасности. Знать алгоритм действий при возникновении пожароопасной ситуации.

Регулятивные
Постановка учебной задачи. Планирование. Прогнозирование. Контроль. Коррекция. Оценка. Саморегуляция.

Формулирование проблемы урока. Составление плана и последовательности действий. Работа по плану. Выдвижение гипотез, версий. Проведение сравнения собственных результатов с эталоном с целью внесения изменений и усвоения научных знаний. Развитие умения самооценивания, объективного оценивания результатов труда товарищей

Познавательные
Находить информацию в учебнике, из дополнительных источников. Анализировать и обобщать информацию.
Повышение любознательности, мотивации, расширение кругозора обучающихся, Моделирование личных подходов к собственной безопасности в нестандартной ситуации.

Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Организация работы в парах, группах.
Разрешение конфликтов. Управление личным поведением и поведением партнера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать и отстаивать свое мнение. Принимать мнение других учащихся и уметь в процессе совместного анализа ситуации (проблемы) составлять программу действий по ее решению.

Личностные
Действие смыслообразования (повышения мотивации, желания выполнять учебные действия) и нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»), формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру
Повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека. Понимать личную ответственность за свои поступки и действия.





Этап урока,
время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы
обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап
Раскрыть значимость изучения учебного материала, привлечь внимание учащихся, пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить.
Беседа,
направленная на актуализацию знаний учащихся

Фронтальная работа
Учитель задает ученикам вопросы с целью повторения полученных знаний на предыдущем уроке и актуализации имеющихся знаний по новой теме:
Слова на доске: Бытовой. Заболевания. Помещение. Огонь. Дверь. Дом. Кража. Лестница. Ключи.
- Специалисты, занимающиеся спасением людей, составили список наиболее распространенных ОС, возможных в жилых помещениях. Дополни предложения:
1.Отравление угарным и _____ газом
2. Бытовые травмы и ________
3.Падение с высоты и ________
4.Захлопывание __________
5.Напдение злоумышленников и ______
6. Разрушение ________
7.Затопление жилых __________

- Какое слово из предложенных вы ни разу не употребили, дополняя предложения?

Краткая историческая справка про огонь с использованием сведений из области литературы.
Огонь в мифах и легендах. О значении огня в жизни человека.
- Какую роль играет огонь в жизни человека? (положительную и опасную, связанную с возникновением пожара)
Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем?
- Мы продолжаем изучать курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Сформулируйте тему и цель нашего урока?
Дополняют высказывания словами, указанными на доске.

























Ответ: слово ОГОНЬ




Рассматривают слайд с изображением Прометея, героя древнегреческой мифологии в рисунках, скульптурах, гравюрах.








Слайд с фотографиями пожаров в жилых помещениях

Учащиеся формулируют самостоятельно тему урока: Пожары в жилище. Записывают число и тему в тетрадь.
Формулируют цель: причины пожаров и действия по обеспечению личной безопасности при возникновении пожара.
«Пожары в жилище» – записывают тему в тетрадь
Личностные: принятие жизненных ценностей, личное отношение к соблюдению основных правил ОБЖ
Регулятивные: целеполагание
Познавательные: отбор, структурирование информации.
Коммуникативные: владение монологической речью

Понимание ситуации опасности, принятие ответственности за свои поступки и действия. Представление общих правил поведения в любой опасной ситуации. Знание возможных источников опасности.

Ориентировочный этап
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:
-существенных признаков понятий, правил 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу
3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.
Беседа. Построение ассоциативного ряда. Обращение к субъектному опыту

Фронтальная работа.

Работа в парах
- Что такое пожар? Что вы себе представляете, когда произносите это слово ?
- Составьте определение из данных слов – что такое пожар:
(на доске слова: людей, материальные ценности, процесс горения, создающий, неконтролируемый, опасность для жизни).
- Наиболее часто пожары возникают в жилых домах. - Что должен знать человек, чтобы избежать такой ОС, как пожар?
Ответы учащихся

Учащиеся составляют определение пожара и записывают его в тетрадь (работают в парах)






- Он должен знать причины пожара.
Личностные: развитие умения слышать и воспринимать мнение других людей.
Регулятивные: проводить оценку результата в соответствии с эталоном.
Познавательные: структурирование информации
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Знание понятий: пожар, горение, возгорание.

Поисково-исследовательский этап
Поиск информации
Частично-поисковый метод
Работа в группах














Работа в группах
Учитель раздает тексты по группам.

Опасные спутники огня:
1.Ядовитый дым
2.Высокая t
3.Задымление и плохая видимость
4.Паника и растерянность
5. Обрыв электропроводов и возможность поражения электротоком
6. Обрушение конструкций, взрыв бытового газа.

- Как вы считаете, из-за чего чаще всего возникает пожар в жилище человека? Что является причинами возгораний и пожаров?
В группах читают тексты о пожарах, обсуждают и отвечают на вопросы:
1.Причина пожара.
2.Опасные спутники огня.

После выступления групп сверяем правильность ответов со слайдом презентации.
Дополняем ответы.





Отвечаем на вопросы в группах. Сверяем правильность и полноту ответов с информацией учебника на стр. 32-33
Контроль усвоения ранее изученного материала.
Выделение и
осознание того,
что уже освоено и что
еще подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения.
Формирование монологической речи. Умение сделать вывод, построить гипотезу. Умение выстроить алгоритм действий. Умение провести анализ.

Умение слушать и вступать в диалог.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Формирование установки на понимание важности соблюдения правил пожарной безопасности для предупреждения опасных ситуаций, связанных с возникновением пожаров.

Практический этап
Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Установить правильность и осознанность изученного материала
Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся




Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
Практическая работа



Работа в группах
































Самостоятельная работа

Запомни:
При пожарах нельзя делать (стр. 35)
Наиболее частые причины пожаров по статистике: возгорание электроприборов, масла на сковороде во время приготовления пищи, украшение елки гирляндами, использование петард, при пользовании газовой плитой и т.п.

























Проверочная работа по рабочей тетради стр. 16 задание 3




Домашнее задание поискового характера - учебник стр. 37, задание 2,3

Чтение по цепочке.

Задание: по группам составить план действий на каждую ситуацию

1гр.: Возгорание телевизора
2гр.:Возгорание масла на раскаленной сковороде во время приготовления пищи
3гр.: Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
4гр.: Вы находитесь в одноэтажном кирпичном здании ( приехали в гости к бабушке в деревню Бураново, дом №22). Начался пожар. Вы замечаете его первым. В доме находятся кроме вас еще младшая сестра и бабушка. Ваши действия в этой ситуации?
5гр.: Вы находитесь дома. Заметили, что на балконе от брошенного сверху окурка начали гореть различные вещи. Ваши действия?
6гр.: Вы с улицы вошли в подъезд и ощутили сильный запах дыма. Ваши действия?
7гр: Загорелось кухонное полотенце (как еще кроме воды его потушить)
Умение проектировать дальнейшие действия.
Формирование технологической компетентности. Осознание качества и уровня усвоения.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Адекватно воспринимать оценку товарищей.

Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.


Рефлексивно-оценочный этап
Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества
Незаконченные предложения
Фронтальная работа
Закончи предложение:
1.Теперь я знаю
2.На уроке для меня было важно
3.На уроке мне было сложно
Устные высказывания учащихся
Развитие способностей уч-ся к рефлексии;
- стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;
- реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)




Дата: Подпись педагога:


15