Моя коллекция глиняной игрушки


Моя коллекция глиняной игрушки.
Моё увлечение народной глиняной игрушкой началось более 10 лет назад. И началось оно со знакомства с одним прекрасным человеком, народным мастером - Галиной Ивановной Арефьевой.
Я, как классный руководитель 5 «в», привела тогда своих детей на её занятие, мастер-класс по лепке из глины.
Помню, как интересно было рассматривать каждый уголок в её мастерской: самовары, утюги, вышитые полотенца, а главное, конечно, - игрушки! Цвета глины, недавно вылепленные и уже обожжённые, украшенные яркими красками.
Весёлыми рядами они заполняли стеллажи во всю стену, стояли на столах, на полках, подоконниках. От них шла такая радость, тепло! Каждую игрушку хотелось рассмотреть отдельно - ни одна не повторялась. Стоял ряд уточек, например, но каждая была особенная, со своим характером.
Потом начался рассказ об игрушке. Галина Ивановна – человек увлечённый и великолепный рассказчик. Слушая её, невозможно было не «заразиться» и не влюбиться в игрушку окончательно.
Галина Ивановна рассказывала, как собирала по крупицам сведения о воронежской игрушке, переписывалась с разными мастерами, пыталась воссоздать особенности именно нашей, воронежской игрушки. Дело в том, что традиции лепки, да, собственно, и сама воронежская игрушка были утеряны. Коллекция игрушек погибла при эвакуации собрания музея во время войны, мастеров не осталось. Передавать особенности лепки было некому, а в традиции очень важно, чтобы передача мастерства шла именно вживую- из рук в руки. Каждый жест, каждый приём работы выверен не одним поколением мастеров и в каждой местности имеются свои особые приёмы и хитрости. К счастью, многие старинные игрушечные промыслы сохранились и живут и в настоящее время. У одной из таких мастериц Галина Ивановна обучалась лепке из глины.
И так, по очень немногим образцам, сохранившимся в музее Санкт-Петербурга, по описаниям, ей удалось не воссоздать, конечно, а вылепить образы, очень схожие с той самой воронежской игрушкой. Назвать традиционной такую игрушку нельзя. Скорее это авторское прочтение.
В чём же особенность воронежской игрушки? Самый яркий образ — это, конечно, необычная женская фигура. Не кокетливая дымковская барыня, а основательная, даже в чём-то архаичная БАБА – основа семьи и рода. Лепилась она из цельного пласта глины перевёрнутым колоколом. Легко узнаваемы детали воронежского головного убора и юбки-понёвы. Глаза и рот- тычки палочкой.
Воронежская игрушка расписывалась достаточно просто: пять основных цветов, несложные узоры-значки: ёлочки, куриные лапки, крестики, знаки большой семьи и солнца.
Ещё один характерный воронежский образ: птица-индюк с крылышками крест-накрест на спинке. Раньше в коллекции, хранившейся в музее, насчитывалось около 300 разных образов, целые истории, рассказанные в игрушке: и свадьба, и гулянье, и птичий двор, и народные обряды. К сожалению, к настоящему времени сохранилось изображение только образа индюка, птицы и женские образы. На их основе мастер создала несколько авторских и её творческий поиск продолжается.
У Галины Ивановна хранится целая коллекция глиняных игрушек других промыслов, существующих и развивающихся в наше время. Какие же они все самобытные, разные, непохожие. И вместе с тем, есть то, что их объединяет. Есть в традиционной глиняной игрушке что-то глубокое, настоящее, можно сказать, первозданное.
Причём, чем проще, неказистее игрушка, тем она правдивее. Ведь традиционно делали её не профессиональные художники, а народные мастера. Лепили как бы между делом, помимо основного гончарного промысла, для потехи ребятишкам. Игрушку можно было купить на ярмарке совсем недорого и мастерам надо было налепить товара побольше. Поэтому работали быстро, схватывали в образе основные характерные черты. Вот игрушка и получалась цельной, выразительной, без вычурных деталей. Да и сам материал- глина, требует обобщённости и простоты форм. Ну а самое интересное, что чаще всего игрушка была со звуком - свистком. Звонче всех звучит мелкая игрушка. Чем крупнее полость игрушки, тем глуше и ниже её свист.
Вот с такого свистка - жаворонка и началась моя коллекция. Потом к жаворонку добавились другие персонажи – воронежская барыня, очень особенная, непохожая ни на каких других, уточка, мухоловка, индюк!
Куда бы я не приехала, мне интересно было – лепят ли здесь традиционную игрушку? Какие образы, какие особенности? Так постепенно стала собираться моя коллекция. Сейчас в ней есть игрушка орловская - птичка-щур (от «пращура»), тройка коней с генералом, петровский (костромской) конь и абашевский козлик, балахнинские (нижегородские) коровки и очень любимые мною каргопольские игрушки: Полкан, птички, дед Мазай в лодке.
Есть наши рамонские олень и конь, филимоновские коровка и котик, ну и конечно, авторские игрушки Галины Ивановны: всадник на коне, барыня; несколько жаворонков: орловский, рязанский и воронежский – они между собой похожи. Появились в коллекции индейская окарина и окарина с кельтским узором.
Игрушки я привозила из Нижнего Новгорода, Городца. Рязани, Тулы. На День города в Воронеже часто устраивается фестиваль «Игрушка-Говорушка», на который съезжаются мастера из соседних областей. Там можно познакомиться с мастерами-игрушечниками, работающими в народных традициях.
Много интересного можно рассказать о каждой игрушке, потому что за каждым образом, за каждым самым, может быть, простым узором, глубокая история, жизнь народа, традиции и обряды наших предков.
Я часто показываю свою коллекцию детям на уроке, рассказываю о Галине Ивановне, замечательном народном мастере, подарившем мне моё увлечение.
Попробуйте взять в руку глиняную игрушку! Она такая тяжёленькая, ладная – по руке, из самой земли. Какое удовольствие держать её в руках, ощущать кожей ладоней её тепло и шероховатость, отмечать следы от рук мастера! Можно почувствовать как он выглаживал её водой, сушил на воздухе, потом обжигал в печи! Получается, что в глиняной игрушке объединены все четыре стихии – земля, вода, огонь и воздух! Может в этом секрет её притягательности?
Когда мне грустно, тяжело на душе я, бывает, пересматриваю, перебираю глиняные фигурки. Глядя на эту добродушную, радостную простоту невозможно не улыбнуться. Я разговариваю с ними, беру в руки, глажу, а то возьму, да и просвищу какую-нибудь мелодию. И с протяжным гудком как будто выходят печаль и уныние. Недаром в старину свистом глиняной игрушки отгоняли злых духов.
Вот так моя коллекция глиняной игрушки помогает мне жить. И я желаю вам найти себе увлечение по душе, которое прогонит скуку и уныние, сделает жизнь интереснее и поможет узнать много нового.


1.Первая встреча. В мастерской. Фото 2004 года.

2.Игрушка готова к росписи.

3.Авторские игрушки Галины Ивановны: бабы и «Вождение козы».
В игрушке «Вождение козы» Галина Ивановна показывает старинный народный обряд, который запомнила ещё в детстве. По праздникам, обычно на Новый Год, Рождество или Масленицу, по улицам водили ряженного козой или носили на шесте подобие козьей головы с туловищем.
4. Игрушки Галины Ивановны и её учеников из моей коллекции:

бабы, индюк, мухоловка, уточка с утятами, жаворонки, всадник. Его Галина Ивановна называет «Судьба». По старинному гаданью, какой всадник проедет мимо окошка гадающей девушки, такая судьба ей и достанется. У меня всадник молодой, красивый, с гармошкой и на фуражке – цветок-ружа.
Посмотрите на форму свистков- жаворонков, она не менялась на протяжении нескольких веков. Похожего жаворонка я увидела во Владимирском краеведческом музее.
А самого первого жаворонка Галина Ивановна слепила по случайно найденному на даче, во время земляных работ, образцу. Как оказалось, вылеплен он был около ста лет назад.
5. Сравните - игрушкам из Владимирского музея 300лет!

6. Конь костромского мастера Михаила Игоревича Шмарова и козлик из Абашево (правда он не закончен- не покрыт глазурью).
7.Моя любимая игрушка из Каргополя.

Любимая, потому что добрая. Образы такие простодушные, смешные. Мужички крепенькие как боровички, основательные.
Самый интересный образ в этой игрушке – Полкан, наше русское подобие древнегреческого Кентавра. Полкан- олицетворение образа мужчины-воина, защитника. Считалось, что он освобождает весну от зимнего плена, недаром у него на груди знак солнца.
8. Игрушки орловского мастера Лузянина Игоря Борисовича очень простые. Орловская глина голубоватая, мягкая, лепится легко. Этого мастера надо обязательно послушать. Про каждую игрушку у него интереснейший рассказ. У меня его игрушки: Щур- птица, символизирующая наших предков, которые в образе птиц прилетают в наш мир и жаворонок – свисток, у которого по спинке идёт узор ёлочка - образ дерева жизни.
К сожалению, неизвестен автор у орловской тройки коней с генералом и у всадника, украшенного красной полоской.

9. Лошадка и олень. Игрушки учеников мастера Лямзина из Рамони. Пожалуй, единственная сохранившаяся традиционная игрушка нашей области.
10. Игрушка, привезённая из Тулы – филимоновская.

Её легко отличить по вытянутой вверх форме и яркой полосатой росписи. Такая вытянутая форма получалась из-за особой мягкости и жирности глины.
11.Балахнинские коровки и лошадка. Это игрушка-свисток с характерными вытянутыми рожками. Балахна - бывшая деревня Нижегородской области.


12. Народный мастер Галина Ивановна Арефьева.

Спасибо за внимание!