Урок по литературе на тему Рассказ Е.И.Носова Кукла(7 класс).
Урок по литературе для 7 класса учителя МБОУ Калиновская СОШ Людмилы Петровны Лазневой.
Тема урока: Е.И. Носов. Слово о писателе. “Кукла.” Нравственные проблемы рассказа.
Цели урока: показать важность и актуальность нравственных проблем, поставленных писателем;
углубить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;
совершенствовать навыки монологической и диалогической речи;
формировать навыки проблемного анализа текста (умение выделить нравственные проблемы и дать обоснование их решения);
развивать навыки анализа литературного текста;
формировать умение самостоятельно делать суждения и выводы по прочитанному литературному тексту;
развитие творческих способностей учеников.
Урок-исследование нравственных проблем, созвучных нашему времени.
Оборудование урока: портрет писателя, выставка книг, интерактивная доска.
Ход урока.
Краткий рассказ учителя о жизни и творчестве Евгения Носова с использованием презентации.
Носов.Е.И. родился в 1925 году в селе Толмачево, недалеко от Курска. Отец – рабочий. Носов окончил восемь классов школы. Участвовал в Великой Отечественной войне, на подступах к Кенисбергу был тяжело ранен, награжден орденами и медалями. После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом. Закончил Высшие литературные курсы при Литературном институте.
Ранние повести и рассказы Н. посвящены труженикам села, русской природе. Первая книга «На рыбачьей тропе» (1958) – сборник рассказов, в которых картины природы соединяются с бытовыми зарисовками и раздумьями героев, живущих часто воспоминаниями о войне.
Почему это важно для писателя? Вспомните автобиографию, прочитанную в учебнике.
Одна из центральных тем творчества писателя - тема детства. Дети в произведениях Н.- продолжение своих родителей, скромные, незаметные маленькие труженики. Аполошка из рассказа «В чистом поле, за проселком» возродил в своем селе кузнечное дело.
Рассказы Носова о природе и животных «Белый гусь», «Слепой карась» демонстрируют особую художественную выразительность стиля.
Подробно останавливаюсь на рассказах «Белый гусь» и «Радуга».
Можно сказать, что в рассказе «Кукла» запечатлены человек и природа? (Учащиеся дают утвердительный ответ).
Действительно, сам автор тоже так думал, поэтому в начале назвал рассказ «Акимыч». Но потом, очевидно, понял, что-то более важное в рассказе, и переименовал его в «Куклу». Может быть, то, что, вы увидите и услышите, поможет вам догадаться, почему так поступил автор.
(Появляется девочка в образе куклы;
Чтение сочинения, написанного ученицей).
Куклаэто мир человека,это часть его жизни.
Вывод: значит в рассказе показан мир, в котором живет человек и отношение его к этому миру. Поэтому автор решает в нем нравственные проблемы.
Прежде, чем начать проблемный анализ рассказа, давайте вспомним,что мы называем проблемой?
Ответ: проблема – вопрос, требующий неоднозначного ответа.
-- Какие проблемы вы увидели в данном рассказе?
--Отношение человека к природе,;
- отношение человека к окружающим людям;
-- как человеку прожить свою жизнь?
Вопросы классу.
--Какое значение имеет начало рассказа?
(Писатель сравнивает прошлое и настоящее, и это сравнение не в пользу настоящего, небрежного к природе, небрежного к истории.)
--С какой целью автор обращается к теме войны?
(Автор и Акимыч – фронтовики. Последствия контузии Акимыча сказываются на его здоровье.)
--В какой момент появляется ощущение тревоги в рассказе?
(Когда автор находит « обгорелый шалаш Акимыча». Этот шалаш кто-то сжег от нечего делать.)
Прочтите описание пейзажа, который наблюдал герой-рассказчик,идя
вслед за Акимычем:
--какие эпитеты подчеркивают праздничность и радостность наблюдаемой героем картины?
-- Что более всего потрясает Акимыча в истории с куклой?
--Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего?
(«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».)
-- Почему Акимыч зарывает куклу в могилу?
-- О кукле ли горюет Акимыч?
-- Как вы понимаете слова Акимыча:”Всего не закопать»?
Делают выводы по проблематике рассказа, связывая их с современностью.
Домашнее задание:
Прочитать рассказ Носова «Живое пламя» и ответить на вопросы (стр. 176-179).
15