Разработка урока по литературе на темуКраткие сведения о жизни и творчестве Г. А. Черкашина. Рассказ «Кукла»

Тема. Краткие сведения о жизни и творчестве Г.А. Черкашина. Рассказ «Кукла»

Цели:
образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества Г.А. Черкашина; показать, как история страны преломляется и отражается в его творчестве.
развивающие: умение читать произведения и эмоционально на них откликаться; совершенствовать навыки анализа прозаического текста, соотносить содержание с фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;
воспитательные:  способствовать воспитанию уважения к чувствам другого человека, формировать понимание поступков людей, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.
Средства обучения – текст рассказа, презентация, иллюстрации
Тип урока – урок- беседа.
Ход урока
Предварительная работа.
Учащимся было дано опережающее задание:
- познакомиться с биографией Г. А. Черкашина, составить хронологическую таблицу его жизни и творчества;
- прочитать рассказ Г.А. Черкашина «Кукла»;
- подготовить иллюстрации понравившихся эпизодов.
I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.
Слово учителя.
Он был предпослан миру мудрою судьбой
Во благо Севастополя для дел не праздных
Он призывал нас не спешить трубить отбой
Священной памяти о предках наших славных
Л. Добровольская
Геннадий Черкашин родился в 1936 году в Севастополе. Детство и юность, проведенные в городе, где воедино сплелись морская романтика. История, ратный героизм, во многом и определили характер творчества известного писателя. Чьи книги «Вкус медной проволоки», «Возвращение», «Бриг»Меркурий», исторический роман «Клянусь Землей и Солнцем» и другие не только не залеживались на прилавках, но и неоднократно переиздавались в России и за ее пределами.
Одаренный физик, успевший до тридцати лет сделать открытия в своей области и защитить диссертацию, автор одного из лучших рассказов о ленинградской блокаде «Кукла», писатель-маринист, совершивший кругосветное плавание, писатель-историк, чей роман «Горькие травы Березани» Был опубликован в 1990 году в престижной серии «История Отечества в романах, повестях, документах» - вот далеко не полный портрет автора, который несомненно взволнует читателя неординарностью и глубиной поставленных проблем.
II. Запись в тетрадях темы урока. Сообщение целей.
III. Проверка домашнего задания
Знакомство с биографией писателя (выступления учащихся. Запись основных дат в тетрадь)
Обзор творчества (выступления учащихся)
Работа с иллюстрациями обучающихся
- Какие эпизоды проиллюстрированы? Найдите их в тексте. Прочитайте выразительно. Перескажите.
Все иллюстрации, сделанные вами яркие. Красочные.
- Что объединяет все эти рисунки? Какой художественный прием?
Теория литературы. (Запись в тетради)
Цветопись - способ передачи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.
IV. Работа над темой урока.
1. Слово учителя. Историческая справка
Окружение Ленинграда.
С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.
9 июля был захвачен Псков;
10 июля немецкие части прорвали фронт и силами 4-ой танковой группы армии «Север» вышли к реке Плюса и далее устремились к Луге;
21 августа немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу;
через 8 дней овладели Тосно;
30 августа был захвачен крупный железнодорожный узел Мга;
С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 871-дневная блокада Ленинграда.

В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. войско, защищавшее город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца).

8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е.Бадаева
В блокадном Ленинграде не было электричества, водопроводы вышли из строя,
поэтому жителям города приходилось брать воду из ближайших водоемов или общих колонок.
В сентябре 1941 г. прекратилось поступление в город продовольствия, горючего и медикаментов.
10 и 11 сентября 1941г. был проведен переучет всех продовольственных запасов: муки и зерна оставалось на 35 дней, крупы и макарон – на 30, мяса – на 33 дня, жиров - на 45, сахара и кондитерских изделий – на 60 дней.
Были введены продовольственные карточки. Закрывались пункты общественного питания. Люди стали испытывать голод.
Все общественные здания и заводы были заминированы. В стенах учебных заведений и гостиниц были устроены госпитали.
В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни"
От голода во время блокады умерли 640 тысяч человек, от боевых действий – 235 тысяч человек.
Основным местом захоронения людей, погибших во время Ленинградской блокады стало Пискаревское кладбище. Более 470 тысяч человек было погребено в братских могилах за 4 года войны.
27 января 1944 года блокада была окончательно прорвана. В городе к этому времени оставалось 500 тысяч жителей – в 5 раз меньше. Чем в начале блокады. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной осадой в истории человечества.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные в борьбе с немецко–фашистскими захватчиками городу Ленинграду присвоено почётное звание «ГОРОД – ГЕРОЙ»!
2. Работа с текстом рассказа «Кукла»
- Перескажите сюжет рассказа. (Главные герои рассказа мама и ее дочка возвращаются в родной Ленинград, после снятия блокады. Пожилые мамины родители не выжили в
блокадном Ленинграде. Квартиру заняла другая семья. Вещи были разграблены. Нужно было начинать жить заново. Однажды девочка, провожая подругу, в окне комиссионного магазина, увидела свою куклу Машеньку, которую ей подарил ее дедушка. Он привез куклу перед самой войной из Швеции. Девочка привела в магазин маму, они обнаружили там еще и голубой сервиз. Вещи сдали новые жильцы их квартиры.
Мама с девочкой поспешили к ним в надежде на то, что они заберут из магазина и отдадут им хотя бы куклу - единственную память о прошлом. Но поспешили напрасно.
Бывают очень жадные и жестокие люди.
Мама пообещала дочке, что они накопят денег и обязательно выкупят куклу.
Не успели совсем чуть-чуть.)
- Беседа по вопросам. Чтение текста
Что больше всего вам запомнилось из рассказа?
Как бы вы охарактеризовали главных героев?
Каково отношение к кукле девочки и мамы? Что для них кукла?
Почему тревожное настроение охватывает нас при чтении?
Что говорит автор о войне, о блокадном Ленинграде?
Как жили дети в осажденном городе?
Расскажите о жизни и настроениях детей в детдоме.
С каким чувством вернулись вгород мама и девочка? (Найдите в тексте ключевые слова)
Прочитайте диалог мамы и женщины с красными губами. Какое чувство превалирует в этом разговоре? (Фальшь со стороны женщины) Найдите детали, с помощью которых автор раскрывает это чувство.
Что в произведении Г.Черкашина показалось вам необычным? Почему рассказ заканчивается печально?
Прочитайте концовку рассказа. Как отразилась потеря куклы на девочке и на маме. (Мама – поседела, девочка – повзрослела)
Что значит «повзрослела»? (Поняла: есть другие ценности в жизни)
- Письменная работа
Чему вас научило произведение Г.Черкашина «Кукла»? О чем заставило задуматься?
V. Подведение итогов урока
- Какие черты людей показал Г.А. Черкашин на примере героев рассказа?
- Чтение написанных работ.
VI. Домашнее задание. Написать отзыв о рассказе Г. Черкашина «Кукла»
15