Урок окружающего мира во 2 классе по теме Жизнь луга
МАОУ Рождественская оошУрок окружающего мира во 2 классе
по теме:
Учитель начальных классов: Матявина Елена Александровна
д.Рождественка2012 г.
Предмет: окружающий мир.Класс: 2.Тема урока: «Жизнь луга».Учебно-методическое обеспечение: Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 2 класс. II часть.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: урок-презентация
Цель: Знакомство с растительным миром луга, с особенностями жизни луга.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с особенностями жизни луга;
-обеспечить осмысление новых слов и понятий «луг», «роща», « опыление», « сенокосы»;
Развивающие:
развивать познавательную активность, интерес к предмету;
учить наблюдать, сравнивать, умение делать выводы, обобщать знания;
развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, уважение к одноклассникам, к себе;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
формировать представление о правилах поведения на лугу.
Ожидаемые результаты: повышение познавательного интереса к предмету, расширение представлений о растительном мире луга, развитие коммуникативных способностей.
Понятия. 1. Лужайка - небольшая территория, поросшая травой.
Луг – большая территория с травянистой растительностью.
Рощи – группы деревьев на небольших местностях.
Опыление – перенос пыльцы с одного места на другой.
Сенокосы – луга, где заготавливают корма для животных.
Вопросы: 1. Луга в природе.
2. Растения лугов и их особенности.
3. Лекарственные растения лугов. Путешествие в прошлое.
4. Ядовитые растения лугов.
5. Охрана лугов и уход за ними.
Оборудование и материалы для урока:
учебник Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 2 класс. II часть.
презентация для сопровождения урока;
энциклопедия «Что такое? Кто такой?», толковые словари;
ТСО: компьютер, мультимедийная установка;
Картины лугов, гербарии луговых трав;
Ход урока
I.Организационный момент.Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок..Любознательные в классе детиОбо всём хотят знать на свете.
- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
II.Повторение пройденного и проверка знаний по предыдущим урокам.
(Учитель раздает карточки для индивидуальной работы.)(Херкун А., Васильев Ю., Кошелев С.)
Карточка №1.
1. Перечисли, какие ярусы есть в лесу.
2.Каких ты знаешь хищных животных наших лесов?
3.Составь 2 цепи питания, сложившиеся в лесу.
Карточка №2.
Перечисли, какие растения наших лесов относятся к верхнему ярусу?
На какие группы делятся животные наших лесов по способу питания?
Какое значение для леса имеет лесная подстилка?
Карточка №3.
Какие леса встречаются на территории Сладковского района?
Какие растения леса относятся к среднему ярусу?
Каких ты знаешь травоядных животных наших лесов?
Тест.
Вода может находиться:
а) в 3-х состояниях;
б) в 4-х состояниях;
в) в 5-и состояниях.
2. Подчеркните водоёмы:
море, луг, озеро, болото, лес, поля.
3. Как называется начало реки:
а) устье;
б) приток;
в) исток.
4. Зачеркни лишнее:
Плавник, глаз, чешуя, жабры, уши, хвост.
5. Разделите этих животных на две группы:
Жаба, лиса, тритон, медведь, лягушка, бурундук.
Подчеркните растения рек и озёр:
Кувшинка, водоросли, подсолнух, жёлтая кубышка, папоротник, тополь.
Оцени свою работу: раскрась цветок.
Быстро, правильно и самостоятельно.
Правильно, но медленно.
Правильно, но с помощью других.
III. Знакомство с новым материалом.
Вводная беседа. Речевая разминка. Слайд 1, 2.
Луг.
Бежит тропинка через луг,Ныряет влево, вправо.Куда ни глянь – цветы вокруг,Да травы по колено.Зелёный луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета.Красивых радужных цветовНа нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением? - Тема урока «Жизнь луга»… - Какие цели поставим перед собой?
- Я приглашаю вас сегодня на прогулку… куда? Слайд 3
- Что изображено на слайде?
- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг? (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников...)
- Значит что такое луг?
- Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? (На доске иллюстрация луга).
Можно сказать, что это лес? Почему? Чем травянистое растение отличается от кустарника и дерева?
- Итак, мы прогуляемся по лугу, познакомимся с жизнью луга и особенностями растительности луга.
- В природе растения растут, не как попало, а в определенном порядке, образуя природные сообщества – леса, поля, луга. В каждом крае есть немало мест, где растут только травянистые растения.
Небольшие участки, поросшие травой, - это лужайки, а большие – это луга. Часто луга расположены по берегам рек и озер. Эти луга одни из самых лучших. Почему?
Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву лугов перегноем. Поэтому травы здесь быстро разрастаются.
- Посмотрите еще раз на картину, в возвышенных местах лугов растут деревья группами – рощами, а далеко на краю луга видна полоска леса.
- Никто не догадался, в чем дело?
Ведь луг и лес живут рядом, тепла здесь хватает и тут, и там, воды тоже, почвы похожи.
-А вот здесь деревья не растут, почему?
Луг этот расположен невысоко от реки, поэтому в земле много влаги, кроме того весной эта местность заливается вешними водами, и деревья здесь не выживут – они вымокнут. Эти луга так и называются – заливные. Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах.
Вывод. Итак, луг – природное сообщество. Луга – обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озер. В половодье луга заливаются вешними водами, в их почве много влаги, поэтому здесь нет деревьев. Луговые рощи растут на возвышенных местах.
2.Растительность луга их особенности.
- Давайте поближе познакомимся с растениями, растущими на лугу.
а) Практическая работа в парах с гербарием луговых растений нашей местности.
- Рассмотрите растения, встречающиеся на наших лугах, и узнайте их название с помощью карточек-определителей. Запишите их названия в тетрадь, разделяя на 2 группы по столбикам: в 1-ый – названия цветковых растений луга, во 2 – ой – названия луговых трав.
Дети проводят практическую работу с карточками-определителями по распознаванию луговых цветов (нивяника, смолевки обыкновенной, тысячелистника, мышиного горошка, герани луговой, клевера) и трав (тимофеевки луговой, мятлика, лисохвоста. Проверка фронтальная.
- Какие названия выписали в первый столбик? во второй?
- Что нового вы о них узнали? (Растение, которое мы зовем ромашкой, оказывается, не ромашка, а нивяник. Он внесен в Красную книгу)- Как вы думаете, почему лисохвост получил такое название?
б) Рассказ учителя об использовании человеком растений луга.
-Ребята, а что мы услышали бы, если бы сейчас оказались на лугу? (Жужжание пчел, пение птиц…)
-А что бы мы увидели? (цветы, бабочек, травы…)
- Какие луговые травы и цветы вы знаете? Что растет на лугу?
Ученица (Херкун Ксения) читает стихотворение: Слайд 4
Что растет?
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ – как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых.
Луг – целый ковер разнообразных цветов. Здесь и желтые лютики, и белые корзинки ромашек, голубые и сиреневые колокольчики, розовые луговые васильки.
( Иллюстрация в учебнике)
- Мне хочется познакомить вас с некоторыми из них, побеседовать.
А) Тысячелистник (картина или гербарий)
- Как вы думаете, почему так назвали это растение?
(Листья этого растения рассечены на множество частей, мелких листочков). Множество его белых маленьких цветочков собрано в соцветие, в корзинки. Это растение лекарственное. Давайте прочитаем об этом в учебнике.
Чтение по учебнику (с.119)
Б) Фиалка трехцветная (картина)
Цветки фиалки имеют неправильную форму и разный цвет: бывают белые, желтые, синие и сиреневые. На какое садовое растение похожа фиалка трехцветная? (Анютины глазки – результат скрещивания луговых, желтых и розовых фиалок)
В) Донник (картина)
-Какие у донника цветы? (Мелкие, желтого или белого цвета).
Обратите внимание на листья. Какие они? Их называют тройчатыми. Почему?
(Они расположены по три)
Чтение по учебнику (с.119-120)
- В народе эту траву называют мольником, потому что ее запах отпугивает моль.
Перед вами луг. Красив ли он? Нет, не раскрашены цветы. Давайте мы раскрасим цветы. Но не спешите, сейчас вы узнаете, какие цветы надо раскрасить.
Заранее подготовленные ученики читают стихи:
Колокольчик! Колокольчик! Васильев Юра Слайд 7
На лугу со всех сторон.
Легкий-легкий, тонкий-тонкий!
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
_ Что вы знаете о колокольчике?
Дополн. Колокольчик называют букашкиной гостиницей. Как вы думаете, почему? Колокольчик служит гостиницей для мошек и букашек. Спрячется солнышко за тучами – наклонит он свою головку, прикроет ее чуточку лепестками, чтоб капли дождя или ночная роса туда не попали, нежную пыльцу не намочили, и становится похожим на крохотный шалашик. Заберутся в шалашик, спасаясь от ненастья, мелкие насекомые – тепло там им, сухо, уютно. Случается, и шмель заночует в цветке. А выглянет на следующее утро солнышко – колокольчик опять головку поднимет, выпустит мошек на волю. Лепестки свои расправит и опять зазвенит… Так живет. Слайд 8
2.Здесь у рощицы березовой, Бейсенбаев БекежанГде к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой не сочтешь!
С колокольчиком, ромашкою
Клевер весело цветет,
И его «пчелиной кашкою»
Называет наш народ.
-Какое второе название клевера? (Кашка) Что еще можете добавить о клевере?
Дополн. Милый добрый клевер! Бывают розовые и белые цветки. У белого клевера стебель ползучий, его называют кашей. Розовый клевер сеют для заготовки корма для КРС. Это очень питательное кормовое растение для домашних животных. И не только. Мало кто знает, что его используют и люди. Обилие витаминов, ценных питательных микроэлементов позволяет использовать его и при приготовлении пищи для человека. Листья и цветки клевера можно накрошить Для салата, можно и мариновать, консервировать, как капусту, сушеные толченые листья клевера добавляют в тесто, это делает хлеб вкуснее. Слайд 9
3.Знакомые с детства родные ромашки Кошелев Сергей
Мы видим на каждом лугу.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки
. Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу…
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
Дополн. Ромашка – цветок- гадалка. (Любит, не любит?). Почему именно ромашка? (Красивый цветок, светлый, похож на солнце, много лепестков)
Лекарственное растение. Настой ромашки оказывает дезинфицирующее действие в желудке и кишечнике, уменьшает боли. Применяется как потогонное средство. Также делают примочки, полоскания – как противовоспалительное, антисептическое средство. Слайд 10
Звать его нам нечего, Бейсенбаев БекежанОн и так придет,
Расцветает доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Лютик золотой.
Много видов лютиков (Едкий, ядовитый, жгучий, дубравный). Ядовитое растение. Используется в народной медицине. Принимают при невралгических и головных болях, ревматизме, для лечения ран, гнойных кожных заболеваний, туберкулеза кожи. Слайд 11
5.Уронило солнце Васильев Юра
Лучик золотой,
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
-Почему его так назвали? (Дуть)
6. Весь в пыли, хоть сил немного, Херкун Александра Слайд 12
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
(Подорожник)
- Почему его так назвали? Что знаете о подорожнике? (Лекарственное растение: при гастрите, бронхите – отвар; при порезах, нарывах, ушибах, зубной боли - листья; при укусах пчел, ос, шмелей - болеутоляющее действие …) Но сельский житель, которому надо кормить домашний скот, на такой луг (кроме клевера) и не взглянет. Травы здесь малопитательные, а порой и ядовитые, и хорошего сена они не дадут. Он будет искать луг в долинах рек с ценными злаковыми кормовыми травами: мятликом луговым и обыкновенным, тимофеевкой, клевером. Также здесь растет мышиный горошек, чина луговая. Ежа сборная. Все эти травы – прекрасный корм для животных и летом и зимой.
Луга стали богатыми пастбищами для домашних животных .Интересно то, что животные различают полезные для них травы по запаху и вкусу. Если понаблюдать за тем, как пасутся на лугу коровы, то можно заметить, что некоторые растения они обходят. Например, лютики. Животные знают, что растение ядовито, и не едят его. Лютиков много бывает на влажных лугах, так что во время их цветения луг кажется желтым.
(Иллюстрация)
ЗАПОМНИ, ОНИ ЯДОВИТЫ! Слайд 13
(Калужница, лютик, семена вики – мышиного горошка)
Вывод.
Что можно сказать о травах лугов? Есть ли у них общие черты?
Луговые травы растут ярусами – этажами: выше всех – светолюбивые; нижние – теневыносливые.
Листья чаще узкие и длинные. (?) Защищает от излишнего испарения
Много цветов – они дают много семян.
Стебли чаще разветвленные. У некоторых есть на стеблях усики – зацепы, они цепляются ими за другие стебли и тянутся вверх.
Семена приспособлены для расселения по лугам: одни легкие, с парашютиками, и их разносит ветер, другие созревают в стручках (горошек) и тогда силой разбрасываются вокруг, третьи семена плохо намокают и легки, их далеко уносит вешней водой (мятлик), четвертые имеют зацепы и ,цепляясь за одежду и шерсть животных, переносятся в другие места. Семенами питаются грызуны и птицы. Они растаскивают их, теряя часть по дороге.
Об одном интересном растении
Зеленый репейник с собою возьму - Херкун Александра Слайд 14
Ему надоело давно одному
Без цели, без дела
Топтаться на месте.
-Репейник, цепляйся
К носку моему,
Мы будем с тобой
Путешествовать вместе.
(Н.Ламм)
Дополн. Плод репейника послужил основой одного из значительных современных изобретений – липучек.
Физкультминутка Слайд 15
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
На цветочек тихо села.
Чтение стихотворений «Сенокос», «Луг».
(с.121)
Луг.
Косят клевер. Пахнет росами
Нежно, сладко, как в саду.
Свежий воздух над покосами
Весь настоян на меду.
Вс. Рождественский.
- О каких особенностях луга говорится в этом стихотворении?
(Нежные, сладкие запахи, свежий воздух, роса по утрам, сенокос)
Сенокос! Сенокос!
Луг остался без волос!
Он пострижен косами,
Он обрызган росами.
Как прическа эта
Хороша для лета!
И. Токмакова- С чем сравнивает автор скошенный луг?
(С прической, постриженными косами)
Подберите свое сравнение скошенного луга.
(Как овец стригут, …) В целях охраны луга косить траву надо после того, как поспеют семена, чтобы при косьбе они упали на землю
V. Картинная галерея.Беседа по картине А.А. Пластова «Сенокос» (с.122)
-Опишите разноцветье летнего луга.
(Желтое, голубое, розовое… Куда ни глянь - разноцветье луга. Сочный и яркий, красивый луг, пока его не коснулась коса косаря. Но не печалится природа о том, что скошена трава, - снова растения пойдут в рост, заживут второй жизнью. Чувствуется сила человека, вера и надежда на будущее. Свежий воздух, запах меда. Здесь пахнет лугом. Пахнет жизнью нежно и сладко.
Охрана лугов.
Инсценирование диалога детей (с.131)
Луг-украшение нашей Земли
Пришли дети на луг. Сколько кругом красивых цветов!
-Нарвем букет большой-большой! – сказала Зоя. (Херкун Ксения)
-Нельзя! – строго сказал Петя. (Васильев Юра)
-Почему? Посмотри, сколько кругом цветущих растений! Разве уменьшится луг от того, что мы нарвем букет? (Херкун Ксения)
- Но если мы их сорвем, то другие не увидят этой красоты! – поддержала Петю Марина. – Да и мы, когда будем приходить на луг, сможем долго любоваться цветами. (Херкун Александра)
-Кто из детей прав?
-Почему луг нужно беречь так же, как и лес, парк, водоем?
-Как нужно себя вести на лугу?
Разговор с пчелой Кошелев Сергей
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
« А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
-Почему еще нельзя рвать цветы?
(Пчелы, бабочки, насекомые питаются нектаром цветов, они опыляют их, без этого у цветов не было бы семян, сорванные цветы – это загубленные семена)
Подведение итогов
- Что такое луг?
Какие растения растут на лугу?
Как человек использует луга?
(Пастбище. Молоко, молочные продукты, мясо, шерсть, кожа. Лекарство, ягоды, щавель, мед, сено для животных, место отдыха)Луга нуждаются в охране.
Рефлексия Слайд 16
-Достигли ли мы поставленных целей?
-Что нового узнали на уроке?
-У вас на партах лежат цветки. Если вы отлично запомнили обитателей луга, возьмите цветок зелёного цвета, если не очень – жёлтого, если вообще не запомнили, то красного. Прикрепите их на доску.
Домашнее задание Слайд 17
Сочинить сказку «Приключения репейника» или составить научный доклад «Растение репейник».