Сборник контрольно-измерительных материалов по истории России 16-18 вв.









Сборник контрольно-измерительных материалов
по истории России 16 18 вв.






Череповец
2014 год






Разработчик: Беляева Ольга Сергеевна , учитель истории, обществознания и права высшей квалификационной категории















2





Аннотация
В учебно-методическом пособии «Сборник контрольно-измерительных материалов по истории России 16 18 вв.» рассмотрены вопросы организации и проведения контрольных работ по темам « Правление Ивана Грозного», " Правление первых Романовых», «Правление Петра 1», « «История России с древнейших времён до 1796 года» . Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для учащихся 10 класса.















Содержание:
1.Титульный лист стр.1
2.Аннотация стр.3
3.Пояснительная записка......................................... стр. 5
4. Методические рекомендации по проведению итогового
повторения по теме « Правление Ивана Грозного»стр.7
5 Методические рекомендации по проведению итогового
повторения по теме « Правление Первых Романовых». .стр. 18
6..Методические рекомендации по проведению итогового
повторения по теме « Правление Петра 1».......... .стр.35
7Методические рекомендации по проведению итогового
повторения по теме « Правление Екатерины 2»........стр.47
8.Методические рекомендации по проведению итогового
повторения по теме
«История России с древнейших времён до 1796 года». .стр. 55
9.Рекомендации по выполнению отдельных
заданий стр.67
10. Список литературы............................................... .стр.70.




Пояснительная записка.
В учебно-методическое пособие «Сборник контрольно-измерительных материалов по истории России 16 18 вв.» вошли методические рекомендации по организации и проведению контрольных работ по истории
по следующим темам:
« Правление Ивана Грозного»
« Правление Первых Романовых»
« Правление Петра 1»
« Правление Екатерины 2»
«История России с древнейших времён до 1796 года»
Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС. Выполнение контрольных работ по истории предусмотрено учебным планом.
Содержание контрольных работ охватывает содержание курса по истории России с начала 16 века до конца 18 века. Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения обучающихся. Задания содержат типологически разные вопросы, каждый из которых
позволяет оценить не только теоретические знания учащихся по истории, но и умение анализировать источники (документы, выдержки из речи, цитаты и т.п.), решать практические задачи, а также выражать своё мнение и иметь свою позицию.
Методические рекомендации по проведению контрольной работы по теме
« Правление Ивана Грозного»
В содержание контрольной работы включен материал по темам:
1. Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики.
2.Реформы Избранной Рады: Становление самодержавной сословно-представительной монархии.
3.Внешняя политика Ивана 4: расширение территории государства, Ливонская война
4. Опричнина: от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
Цель контрольной работы:
1. Проверка знаний, полученных при изучении темы:
А) знание фактического материала по данной теме;
Б) понимание важнейших тенденций в развитии Российской цивилизации в изучаемый период:
-особенности процесса складывания централизованного государства в России;
-формирование новой системы управления страной.
-установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании.
-складывание идеологии самодержавия.
-создание органов сословно-представительной монархии.
-развитие поместной системы.
-становление системы крепостного права.
-учреждение патриаршества
2. Проверка следующих умений и навыков, полученных при изучении темы:
- умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями
-умений и навыков по извлечению и критическому осмыслению информации разных источников о неоднозначно оцениваемых событиях и личностях в истории.
- умений и навыков работы с историческими терминами
-умений и навыков по формированию собственной точки зрения на исторические события и явления и её аргументации.
Задания контрольной работы составлены в форме ЕГЭ.







1. Рекомендации по выполнению работы
Прежде чем приступать к выполнению работы, внимательно прочитайте данные рекомендации.
1.Часть 1 содержит 7 заданий закрытого типа.
2.Часть 2 состоит из 3 заданий на знание хронологической последовательности исторических событий и исторических личностей.
3.Часть 3 представлена заданием 11, где требуется заполнить таблицу, показав знание исторического события и явления, его причин и последствий.
4.В задании 12 требуется проанализировать предложенный отрывок из исторического документа и дать краткие ответы в виде одного-двух предложений. В конце работы дано 13 задание, где надо дать развернутый ответ в виде ЭССЕ.
5.Организуйте работу над заданиями в соответствии с данными рекомендациями.
-Ознакомьтесь с типами заданий, предложенными в тесте.
-. Выполнение работы целесообразно начинать с заданий, в ответах на которые вы уверены.
-Сосредоточте внимание на том задании, которое выполняете в данный момент, т.к. задания в тестах не связаны друг с другом.


-При решении тестовых заданий используйте метод исключения, т.е. последовательно исключайте ответы, которые не подходят.
-Рационально распределяйте время, выделенное для выполнения работы.
-Оставьте время для проверки своей работы.
Критерии оценки:
0 - 50 % - 2 « неудовлетворительно»
50% - 70% - 3 «удовлетворительно»
70% - 90 % - 4 « хорошо»
90% - 100% - 5 «отлично»













Вариант 1.
1. В каком году была присоединена к Руси Астрахань?
А) 1552 г.; Б) 1556 г.; В) 1565 г.; Д) 1582 г.
2.Что из перечисленного не относится к взаимоотношениям крестьян и помещиков:
А) пожилое Б) Юрьев день; В) «заповедные годы»; Г) местничество
3 Какая реформа была проведена в период правления Ивана Грозного?
А) введение серебряной копейки; Б) появление стрелецкого войска; В) появление герба - двуглавого орла; Г) принятие титула «государь всея Руси».
4. Как назывался в России сословно-представительный орган? А) Земский собор; Б) Приказы; В) Боярская дума;
Г) Стоглавый собор.
5.С кем воевало русское войско во времена Ивана Грозного?
А) Польша; Б) Англия; В) Литва; Г) Швеция; Д) Золотая Орда; Е) Норвегия.
Укажите верный вариант ответа:
а) БВД; б) АБЕ; в)АВГ; г) БГЕ.
6. Что из перечисленного входило в обязанности опричника? А) платить исправно налоги; Б) защищать

границы государства; В) бороться с изменами; Г)выдавать изменников.
7. К итогам правления Ивана Грозного относится:
А) выход к Балтийскому морю В) женитьба на византийской принцессе;; Б) разорение Центральной России; Г) освобождение от татарского ига. 8.Расположите в хронологической последовательности:
А) венчание на царство Ивана 4; Б) начало Ливонской войны; В) присоединение Казани; Г) отмена опричнины. 9. Ниже перечислены события, которые произошли в правление Ивана 3 и в правление Ивана 4. Выпишите номера событий, произошедших в правление Ивана 4, и расположите их в порядке возрастания, начиная с наименьшегономера:
-Стояние на реке Угре;
-Присоединение Новгорода Великого;
-Присоединение Западной Сибири;
-Судебник 1550 года;
-Строительство московского кремля;
-Стоглавый собор.
10.Соотнесите имя человека и его характеристику:
ИМЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА:
А) Макарий; 1. Митрополит РПЦ времен

Б) А. Курбский; 2. Один из членов опричнины.
В) Елена Глинская; 3. Жена Ивана Грозного.
Д) М. Скуратов. 4. Мама Ивана Грозного.
5. Один из членов Избранной рады.
11.Заполни таблицу: Реформы избранной Рады
Реформа
содержание
Последствия и значение

12. Научные споры об опричнине. Вырази своё мнение и аргументируй его. Деятельность Грозного, по мысли Соловьёва, сводилась к замене старых «родовых, семейных начал» новыми, «государственными», и Иван IV в этом преуспел. Однако Соловьёв осуждал жестокость Ивана Грозного. «Не произнесёт историк, - писал он, - слово Избранной рады.оправдания такому человеку».
С.М. Соловьёв писал, что деятельность Ивана Грозного была при всех жестокостях шагом вперёд, к победе государственных начал.
13. Эссе: «Никому не подвластен»
Вопрос: Дайте оценку правлению Ивана Грозного, выскажите собственное отношение к этому времени.





Вариант 2.
1.В каком году была присоединена к Руси Казань?
А) 1552 г.; Б) 1556 г.; В) 1565 г.; Д) 1582 г.
2.Что из перечисленного не относится к взаимоотношениям крестьян и помещиков:
А) барщина; Б) Юрьев день; В «заповедные годы»; Г) местничество.
3.Какая реформа была проведена в период правления Ивана Грозного?
А) введение единых мер веса и объема; Б) созыв Земского собора; В) появление герба - двуглавого орла; Г) принятие Судебника 1497 года.
4.Как назывался в России орган исполнительной власти?
А) Земский собор; Б) Приказы; В) Боярская дума; Г) Стоглавый собор.
5.С кем воевало русское войско во времена Ивана Грозного?
А) Польша; Б) Англия; В) Крымское ханство; Г) Швеция; Д) Золотая Орда;. Е) Франция
Укажите верный вариант ответа: а) БВД; б) АБЕ; в) АВГ; г) БГЕ.
6.Что из перечисленного входило в обязанности жителя земщины?

А) платить исправно налоги; В) бороться с изменами;
Б) защищать границы государства; Г) казнить изменников.
7.К итогам правления Ивана Грозного относится:
А) выход к Азовскому морю; Б) династический кризис; В) женитьба на английской королеве; Г) освобождение от татарского ига.
8.Расположите в хронологической последовательности:
А) «Уложение о Службе»; Б) окончание Ливонской войны; В) присоединение Казани; Г) учреждение опричнины
.9.Ниже перечислены события, которые произошли в правление Ивана 3 и в правление Ивана 4. Выпишите номера событий, произошедших в
правление Ивана 4, и расположите их в порядке возрастания, начиная с наименьшего номера:
Освобождение от монголо-татарского ига; Присоединение Астрахани; Присоединение Западной Сибири; Присоединение Твери; Строительство московского кремля;
10.Соотнесите имя человека и его характеристику:
ИМЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА:
А) Макарий; 1. Митрополит РПЦ времен Избранной рады
Б) А. Адашев; 2. Один из членов опричнины.
В) Анастасия Романовна; 3. Жена Ивана Грозного.
Д) Ф. Басманов. 4. Мама Ивана Грозного.
5. Один из членов Избранной рады.
11. Заполни таблицу: Опричнина
Причины введения опричнины
Сущность опричнины
Последствия

12. Научные споры об опричнине. Вырази своё мнение и аргументируй его.
Выдающийся историк С.Ф.Платонов считал, что содержанием царствования Ивана IV являлась борьба царя и дворянства с главным тормозом на пути централизации – боярством. Реформ 50-х годов ХVI века было недостаточно, потребовалось организованное в масштабах страны насилие – опричнина.
13. Эссе: «Никому не подвластен»
Вопрос: Дайте оценку правлению Ивана Грозного, выскажите собственное отношение к этому времени.






Методические рекомендации по проведению контрольной работы по теме
«Правление первых Романовых»
В содержание контрольной работы включен материал по темам:
1. Характеристика государственного строя России в XVII в. Сравнительный анализ изменений в государственном строе России XVII в. с предшествующим периодом истории России.
2.Условия развития страны в первой половине XVII в.: территория, население, характер экономики. Влияние политических процессов в России XVII в. на хозяйство страны.
3.Цели и задачи внутренней и внешней политики, стоявшие перед Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми.
4.Пути и методы решения данных задач.
5.Характеристика роли Русской православной церкви в различных сферах жизни страны в изучаемый период. Характеристика сущности церковной реформы, ее сторонников и противников
6.Внешняя политика: этапы урегулирования отношений с Польшей и Швецией.( Русско-польская (Смоленская)
война. Русско-польская война 1654-1687 гг. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сибири. Нерусские народы России
Цель контрольной работы:
1. Проверка знаний, полученных при изучении темы:
А) знание фактического материала по данной теме;
Б) понимание важнейших тенденций в развитии Российской цивилизации в изучаемый период:
-Восстановление самодержавия в России. Начало складывания абсолютной монархии. Роль Земских соборов и Боярской думы
- реформы центрального и местного управления. Военные реформы.
- Соборное Уложение 1649 г.
- появление новых капиталистических тенденций в экономике.
-развитие поместной системы.
-становление системы крепостного права.
- вопрос о соотношении светской и духовной властей. Церковный раскол.
2. Проверка следующих умений и навыков, полученных
при изучении темы:
- умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями
-умений и навыков по извлечению и критическому осмыслению информации разных источников о неоднозначно оцениваемых событиях и личностях в истории.
- умений и навыков работы с историческими терминами.
-умений и навыков по формированию собственной точки зрения на исторические события и явления и её аргументации.
- умений характеризовать историческую личность;
Задания контрольной работы составлены в форме ЕГЭ.
На проведение контрольной работы выделяется 1 час.
Рекомендации по выполнению работы.
1.Внимательно прочитайте данные рекомендации.
2.Часть А содержит 11 заданий закрытого типа в том числе на знание исторических событий и исторических личностей.
3.Часть Б представлена заданиями, на знание хронологии исторических событий, анализ исторического документа.
4.В задании части С требуется дать развёрнутые ответы на предложенные вопросы (не менее 4-5 предложений) и
анализ исторического документа
Организуйте работу над заданиями в соответствии с данными рекомендациями.
1 Ознакомьтесь с типами заданий, предложенными в тесте.
2. Выполнение работы целесообразно начинать с заданий, в ответах на которые вы уверены.
3. Сосредоточте внимание на том задании, которое выполняете в данный момент, т.к. задания в тестах не связаны друг с другом.
4. При решении тестовых заданий используйте метод исключения, т.е. последовательно исключайте ответы, которые не подходят.
5. Рационально распределяйте время, выделенное для выполнения работы.
6. Оставьте время для проверки своей работы.
Критерии оценки:
0 -50 % - 2 « неудовлетворительно»
50% - 70% - 3 «удовлетворительно»
70% -90 % - 4 « хорошо»
90% - 100% - 5 «отлично»
субъективные (свидетельствуют о мнении автора документа об излагаемом им событии, историческом
деятеле и т.д.) данные.




Содержание контрольной работы.
1 вариант.
1. Лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности, назывались:а) монастырские б) дворцовые в) черносошные г) помещичьи
2.Церковную реформу провел патриарх: а)Филарет б) Иоасаф I в) Иоасаф г) Никон
3 .В течение XVII в. произошло: а) усиление роли Земских соборов в жизни государства б)окончательное оформление крепостничества в) реформирование приказной системы г) расширение полномочий Боярской думы
4.По Соборному уложению 1649 г. сыск беглых крестьян
был уменьшен до 3-х лет; остался прежним; был увеличен до 7-ми лет; стал бессрочным
5.В течение XVII в. значение Боярской думы неуклонно снижалось; оставалось неизменным; постепенно возрастало; резко возросло
6.Чигиринские походы относятся к войне России против: Речи Посполитой ;Турции; Франции; Швеции
7. Какие три из названных положений содержало Соборное уложение 1649 г.? Обведите соответствующие цифры .
1) введение подушной подати
2) окончательное юридическое закрепощение крестьян
3) укрепление авторитета, власти и престижа личности царя 4) создание Земских соборов
5) прикрепление жителей городов к посаду 6) освобождение дворян от обязательной службы
8. Конфликт церкви и светской власти был вызван:
а) несогласием Алексея Михайловича с церковной реформой б) сложными личными отношениями между патриархом и царем в) стремлением церкви занять господствующее положение в стране г) ущемлением имущественных прав церкви 21
9.Соборное уложение 1649 г. нe устанавливало монопольного права
феодалов на владение землей; боярства и дворянства на владение крестьянами; посадских людей на занятие торгово-ремесленной деятельностью; казаков на военную службу
10. Какие три из названных событий произошли в царство6вание Алексея Михайловича?
1) принятие Соборного уложения 2) Северная война 3) разделы Речи Посполитой
4) Медный бунт 5)Семилетняя война 6)крестьянско-казацкое движение под руководством. С. Разина
11. Какие три из названных социальных движений относятся к XVII в.?
восстание И. Болотникова; Медный бунт; восстание под руководством Е. Пугачёва; Соляной бунт;Чумной бунт; восстание военных поселенцев
II. задания части Б.
1. .Расположите царей в последовательности их правления:
1)Василий Шуйский 2) Лжедмитрий I 3) Борис Годунов 4) Лжедмитрий II
2. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
ПОНЯТИЯ A) урочные лета Б) заповедные лета B) вотчина Г) пожилое
ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1) плата за проживание на земле господина 2) сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных 3)крупная земельная собственность, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования 4)сроки, в течение которых временно запрещался крестьянский переход в Юрьев день 5)сбор дани
3.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь.
«Он пришел к власти в очень тяжелое для страны время. Упадок государственности, разруха и острый кризис во всех сферах жизнедеятельности общества, крушение национальных и религиозных идеалов, непрекращающаяся
политическая и гражданская борьба внутри общества, иностранная интервенция, стремящаяся развалить единое государство, – вот, что досталось юному царю. Казалось, непосильная ноша должна была сломить 16-летнего царя, но он выстоял и, объединив и примирив между собой подданных, «начал заново строить Московское царство».
III. Задания части С.
1. Прочтите отрывок из исторического очерка и ответьте на вопросы.
«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с
ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».
С1.0 каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?
С2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.
СЗ. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?
4. Дайте развёрнутый ответ на вопрос
1. Назовите не менее 3 изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее 3 положений, характеризующих значение этого документа в истории России.
2.Какие задачи стояли перед составителями Соборного уложения? Укажите не менее трех задач. Какие законодательные положения соответствовали этим задачам? Укажите не менее трех положений.




2 вариант
Задания части А
1..Вечное право феодала на зависимых крестьян и запрещение перехода от одного
хозяина к другому было установлено в: а) Судебнике Ивана б) указе о «заповедных годах» IV в) указе об «урочных годах» г) Соборном уложении
2..Соборное уложение было принято в правление: а) Федора Ивановича б) Бориса Годунова в)Михаила Романоваи г)Алексея Михайловича
3. Главным направлением внешней политики России до 1689 г.:а) отношения с Османской империей б) обеспечение безопасности от нападения на русские территории Крымского ханства в) отношения с Речью Посполитой г)освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока
4.Самое крупное народное выступление в XVII в.:
а) Соляной бунт б) Медный бунт в) восстание под предводительством С Разина г)Соловецкое восстание
5. В местном управлении с начала XVII в,:
а)вводилось самоуправление б) появились назначенные царем воеводы в)установилась система кормления г) усилилась роль представителей дома Романовых
6.К числу основных причин Смуты не относится:
А)пресечение династии Рюриковичей Б)резкое обострение социально-политических противоречий В)голод 1601-1603 гг. Г)малолетство Фёдора Годунова
7..После свержения Лжедмитрия I царем был избран
А)М. Скопин-Шуйский Б)В. Шуйский В)королевич ВладиславГ)Ф. Мстиславский
8.Временный орган государственной власти, начавший борьбу с интервентами, назывался
А)«Семибоярщиной» Б)«Советом всея земли» В)Казачьим кругомГ)Земским собором
9. Борис Годунов правил в
1584-1589 гг. 1605-1606 гг1 589-1605 гг 1606-1610 гг.
10 Основной целью политики правительства Михаила Романова была: ликвидация Речи Посполитой как постоянного источника опасности; ликвидация экономических и политических последствий Смуты; ликвидация независимости донского казачества; церковная реформа
11. Во время правления Михаила Романова патриарх Филарет не играл особой роли в жизни государства; подвергался преследованиям; правил наравне с царем; был выслан за границу
12. Высший орган государственной власти в России в XVII в., члены которого назначались царем, назывался
Избранной Радой; Советом старейшин; Боярской думой; Земским собором.
II. задания части Б.
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события.
воцарение Романовых; церковный раскол; пугачёвский бунт; Смута
2. Расположите в хронологической последовательности события истории России XIX в.
A)семибоярщина и приглашение на трон королевича Владислава Б) царствование Бориса Годунова
B)царствование Василия Шуйского Г) освобождение Москвы от поляков
3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идёт речь.
«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. 31
В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г.
Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому».
III. Задания части С.
1. Из сочинения историка В.О. Ключевского.
«...Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием... Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские опалы, голод, мор, областная рознь, вмешательство казаков... Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».
С1.
К какому периоду (веку, векам) российской истории относятся события, описываемые в отрывке? Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе? (укажите не менее двух положений).
С2. На основе текста документа и знаний по курсу истории назовите основные причины Смуты (назовите не менее трех причин).
СЗ. Какое событие, по мнению автора, положило конец Смуте? Каким образом были урегулированы внешнеполитические вопросы с Польшей и Швецией? Каковы были последствия Смуты и интервенции для России? Для ответа используйте текст документа и ваше знание истории (назовите не менее трех положений).
2. Дайте развёрнутый ответ на вопрос
1.Почему первым Романовым удалось вывести страну из Смутного времени?
2.Назовите не менее четырех черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трех положений «Соборного уложения» 1649 г.






Методические рекомендации по проведению контрольной работы по теме
«Правление Петра первого»
В содержание контрольной работы включен материал по темам:
1. Характеристика государственного строя России во второй половине XVII в. Сравнительный анализ изменений в государственном строе России XVII в. по сравнению с предшествующим периодом истории России.
2.Условия развития страны во второй половине XVII в.: территория, население, характер экономики. Раскрытие влияния политических процессов в России XVII в. на хозяйство страны.
3. Эпоха Петра I:
- Особенности российской модернизации.
-Предпосылки и складывание российского абсолютизма.
-Экономический "скачок" на феодально-крепостнической основе и его последствия.
-Ускоренная европеизация общественной жизни, перестройка центральных и местных органов управления по принципу коллегиальности, бюрократизация.
3. Пути и методы решения данных задач.
5.Характеристика роли Русской православной церкви в
различных сферах жизни страны в изучаемый период. Завершение борьбы светской и церковной властей.
6.Внешняя политика ( Азовские походы, Северная война, Персидский поход)
Цель контрольной работы:
1. Проверка знаний, полученных при изучении темы:
А) знание фактического материала по данной теме;
Б) понимание важнейших тенденций в развитии Российской цивилизации в изучаемый период:
-реформы центрального и местного управления. Военные реформы.
-развитие новых капиталистических тенденций в экономике (государственные и частные мануфактуры);
-развитие поместной системы.
- система крепостного права.
2. Проверка следующих умений и навыков, полученных при изучении темы:
- умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями
-умений и навыков по извлечению и критическому осмыслению информации разных источников о неоднозначно оцениваемых событиях и личностях в
истории.
-умений и навыков работы с историческими терминами.
-умений и навыков по формированию собственной точки зрения на исторические события и явления и её аргументации.
- умений характеризовать историческую личность;
Задания контрольной работы составлены в форме ЕГЭ.
На выполнение контрольной работы выделяется 1 час.
Рекомендации по выполнению работы.
1.Внимательно прочитайте данные рекомендации.
2.Часть А содержит 11 заданий закрытого типа в том числе на знание исторических событий и исторических личностей.
3.Часть Б представлена заданиями, на знание хронологии исторических событий, анализ исторического документа.
4.В задании части С требуется дать развёрнутые ответы на
предложенные вопросы (не менее 4-5 предложений) и анализ исторического документа
Организуйте работу над заданиями в соответствии с данными рекомендациями.
1 Ознакомьтесь с типами заданий, предложенными в тесте.
2. Выполнение работы целесообразно начинать с заданий, в
ответах на которые вы уверены.
3. Сосредоточте внимание на том задании, которое выполняете в данный момент, т.к. задания в тестах не связаны друг с другом.
4. При решении тестовых заданий используйте метод исключения, т.е. последовательно исключайте ответы, которые не подходят.
5. Рационально распределяйте время, выделенное для выполнения работы.
6. Оставьте время для проверки своей работы.
Критерии оценки:
0 -50 % - 2 « неудовлетворительно»
50% - 70% - 3 «удовлетворительно»
70% -90 % - 4 « хорошо»
90% - 100% - 5 «отлично»













Содержание контрольной работы.
1. Какое из названных событий произошло в XVIII в.?
1) провозглашение России империей 3) Соляной бунт
2) выступление декабристов 4) принятие Соборного уложения
2. Какое из названных событий произошло раньше всех других?
1) подписание Ништадтского мира 2) основание Санкт-Петербурга 3) присоединение к России Крыма 4) Великое посольство Петра I
3. Какие из названных дат относятся к победам российских войск в годы Северной войны? Укажите две верные даты из четырех предложенных.
1) 1700 г. 3) 1714 г.
2) 1709 г. 4) 1722 г.
4. Кто из названных деятелей входил в число сподвижников Петра I?
1) Алексей Адашев 3) Григорий Потемкин
2) Эрнст Иоганн Бирон 4) Александр Меншиков
5. Что из названного относилось к военным реформам Петра I? Укажите два верных ответа из четырех предложенных. 1) создание стрелецкого войска
2) введение рекрутской повинности
3) создание школ для подготовки сухопутных и морских офицеров
4) введение всеобщей воинской повинности
6. Что из перечисленного стало следствием Великого посольства?
1) женитьба Петра I на Марте Скавронской
2) организация Персидского похода.
3) решение о строительстве российского военного флота
4) создание антишведской коалиции и вступление в нее России.
7. Что из названного появилось в России в годы царствования Петра I? Укажите два верных названия из четырех предложенных.
1) ассамблеи 2) первая печатная газета 3) русский профессиональный театр 4)первое учебное заведение для девочек.
8. Какие органы управления появились в годы царствования Петра I? 1) приказы 2) коллегии 3) министерства
4) земства
9. Какой из названных документов предусматривал порядок прохождения государственной и военной службы?
1) Табель о рангах 3) Соборное уложение
2) Жалованная грамота дворянству 4) «Домострой»
10. В каком веке в России появились Сенат, Синод, коллегии?
1)ХVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в
11.Первая печатная газета в России называлась
1) «Куранты» 2)«Отечественные записки»
3) «Ведомости» 4) «Колокол»
12. Создание в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода привело к
1) установлению межцерковных связей с Ватиканом
2) подчинению церковного руководства светской власти
3) церковному расколу
4) усилению власти патриарха
13. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
1) появление светских учебных заведений
2) введение всеобщего начального образования
3) учреждение женских школ и училищ
4) создание сети университетов в крупных городах
14. В результате какой войны Россия получила выход к
Балтийскому морю?
1) Ливонской (1558-1583) 2)Смоленской (1632-1
3) Северной (1700-1721) 4) Семилетней (1756-1763)
15. В XVIII - XIX вв. подушной податью называлась повинность крестьян в пользу 1)помещика 2) государства 3) церкви 4) общины
16. Кто из деятелей XVIII в. прошел путь от денщика Петра I до светлейшего князя, генералиссимуса?
1) А.Г. Орлов 3) А.Д. Меншиков
2) Г.А. Потемкин 4) П.А. Румянцев
17. В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право
1) лично выбирать и назначать наследника
2) выбирать наследника вместе с Сенатом
3) передавать престол строго по наследству
4) передавать престол только по мужской линии
 18. В ходе какой войны произошли сражение у деревни Лесной, морские сражения у мыса Гангут и острова Гренгам?
1)Семилетней 2)Крымской 3) Смоленской 4) Северной
19.Создание в России в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода привело 1) к подчинению церкви государству и церковному расколу
2)усилению позиций патриарха
3)полной секуляризации церковно-монастырских земель.
20. Тип государственной власти, при которой власть монарха приобретает неограниченный характер, сословно-представительные органы перестают действовать
1) бюрократизм 3) авангардизм
2) абсолютизм 4) протекционизм
21. Результат петровских преобразований первой четверти XVIII в.: 1) отмена крепостного права2) Выход к Черному морю 3) создание сословно-представительных органов центрального управления 4)создание регулярной армии, артиллерии и флота.
22. Отметьте сражения Северной войны.
1) под Саратовом и Казанью 2) при Фокшанах и Рымнике
3) под Кунерсдорфом и Цорндорфом 4) под Полтавой и у Лесной
23.Государственная политика покровительства отечественной промышленности и торговле:
1) секуляризация 2) протекционизм 3) опричнина
4) меркантилизм
24. Как назывались в XVIII первой половине XIX в.
представители привилегированного сословия, владевшие крепостными крестьянами?
1) бояре 2) дворяне 3) мещане 4) казаки
25. Преобразовательная деятельность Петра I была направлена на: 1)европеизацию и модернизацию российского общества 2) укрепление традиционных форм государственного устройства 3) усиление самобытных начал в жизни общества 4)отказ от использования исторического опыта развития Европы
26. Реформы Петра I ...
1) способствовали оформлению абсолютной монархии
2)поставили во главе государства боярскую аристократию
3)ограничили права императора дворянскими « кондициями» (условиями) 4) усилили роль Земских соборов.
27. Что из названного было причиной петровских преобразований: 1) необходимость преодоления отставания России от запада 2)стремление получить финансовую помощь от Англии и Голландии 3) необходимость отмены местничества и кормлений 4) стремление к объединению всех русских земель
28. Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I?
А) Судебник Б) коллегии В) Избранная рада Г) Табель о рангах Д) Новоторговый устав Е) Духовный регламент
29. Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I?
А) Судебник Б) коллегии В) Избранная рада Г) Табель о рангах Д) Новоторговый устав Е) Духовный регламент
30. Что из перечисленного относится к реформам Петра I?
А) введение табели о рангах
Б) запрет на продажу крепостных с аукционов
В) издание «Указа о престолонаследии»
Г) создание Вольного экономического общества
Д) указ «о вечном прикреплении работников к своим мануфактурам
Е) учреждение Правительствующего Сената
Укажите правильный ответ:
1) АВЕ 2) АГД 3) БВЕ 4) ВДЕ
31. Прочтите отрывок из указа (1721 г.) и определите, как назывались крестьяне, проживавшие в деревнях, о которых идет речь.
«...Ныне... многие купецкие люди компаниями, и особно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебреные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому ж и шелковые и полотняные и шерстяные фабрики, из
которых многие уже и в действо произошли. Того ради
позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, с позволения Берг- и Мануфактур- коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».
1) посессионными 2) удельными 3) черносошными
4) отходниками
32.Дайте оценку преобразований Петра 1 с точки зрения дальнейшего развития Российской цивилизации.
33.ЭССЕ « Кто он – Пётр 1: тиран или великий реформатор?»






















Методические рекомендации по проведению контрольной работы по теме
«Правление Екатерины Великой»
В содержание контрольной работы включен материал по темам:
1. Характеристика государственного строя России во второй половине XVIII в. Сравнительный анализ изменений в государственном строе России XVIII в. по сравнению с предшествующим периодом истории России.
2.Условия развития страны во второй половине XVIII в.: территория, население, характер экономики. Раскрытие влияния политических процессов в России XVIII в. на хозяйство страны.
3. Эпоха Екатерины 2:
- Задачи правления.
-Усиление российского абсолютизма. Просвещённый абсолютизм.
-Особенности социально-экономическогоразвития. Противоречивость процесса модернизации.
-Расширение привелегий дворянства." Золотой век русского дворянства» ( « Жалованная грамота дворянству»)
-Усиление крепостного права.
-Внешняя политика: цели, направления, результат.
Цель контрольной работы:
1. Проверка знаний, полученных при изучении темы:
А) знание фактического материала по данной теме;
Б) понимание важнейших тенденций в развитии Российской цивилизации в изучаемый период:
-реформы центрального и местного управления.
-развитие новых капиталистических тенденций в экономике; либерализация экономики.
- система крепостного права.
2. Проверка следующих умений и навыков, полученных при изучении темы:
- умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями
-умений и навыков по извлечению и критическому осмыслению информации разных источников о неоднозначно оцениваемых событиях и личностях в истории.
- умений и навыков работы с историческими терминами.
-умений и навыков по формированию собственной точки зрения на исторические события и явления и её аргументации.
- умений характеризовать историческую личность;
Задания контрольной работы составлены в форме ЕГЭ.
На выполнение контрольной работы выделяется 1 час.
Рекомендации по выполнению работы.
1.Внимательно прочитайте данные рекомендации.
2.Первые 11 заданий закрытого типа в том числе: на знание исторических событий; исторических личностей.
3.Задания № 12 - 15 требуют развёрнутого ответа на поставленный вопрос (не менее 4-5 предложений).
4. В заданиях № 16, № 17 требуется анализ исторического документа.
5.Организуйте работу над заданиями в соответствии с данными рекомендациями:
1.Ознакомьтесь с типами заданий, предложенными в тесте.
2.Выполнение работы целесообразно начинать с заданий, в ответах на которые вы уверены.
3.Сосредоточте внимание на том задании, которое выполняете в данный момент, т.к. задания в тестах не связаны друг с другом.
4.При решении тестовых заданий используйте метод исключения, т.е. последовательно исключайте ответы, которые не подходят.
5.Рационально распределяйте время, выделенное для выполнения работы. Оставьте время для проверки своей
работы.


Критерии оценки:
0 -50 % - 2 « неудовлетворительно»
50% - 70% - 3 «удовлетворительно»
70% -90 % - 4 « хорошо»
90% - 100% - 5 «отлично»

Требования к оформлению контрольной работы.
1.Контрольная работа выполняется в тетради для контрольных работ.
2.Обязательно указывается дата выполнения и тема контрольной работы.
3.В контрольной работе необходимо проставлять ту нумерацию заданий , которая указана в тексте контрольной работы.










Содержание контрольной работы
1. Годы правления Екатерины II:
1.1761-1791гг. 2. 1762-1792гг. 3. 1762-1794гг.
4. 1762-1796гг.
2. Вольное экономическое общество» было создано в
1.1762г. 2. 1765г. 3. 1769г.
3. «Наказ» - это:
1.свод законов; 2. рескрипт по управлению государством;
3.Сочинение Екатерины II об управлении страной
4. Крепостное право по мнению Екатерины II:
1.необходимо отменить 2. сохранить в неизменном виде 3. усилить 4. ослабить
5. Уложенная комиссия работала в:
1. 1765-1766гг. 2. 1766-1767гг. 3. 1767-1768гг. 4. 1768- 1769гг.
6. Чесменская битва произошла в: 1. 1770г. 2. 1771г. 3. 1772г. 4. 1773г.
7. В Чесменской битве русским флотом командовал:
1. Нахимов 2. Орлов 3. Ушаков 4. Румянцев
8. Причина русско-турецкой войны 1768-1774гг.:
1.нарушение границы запорожскими казаками
2. усиление России на Кавказе
3.оккупация Россией Крыма
4. оккупация Россией Речи Посполитой
9. Установите соответствие:
1. I раздел Р. Посполитой а) Правобережная Украин
2. II раздел Р. Посполитой б) Восточная Белоруссия
3. III раздел Р. Посполитой в) Западная Белоруссия и Литва
10. Жалованная грамота городам дана в:1. 1775г. 2. 1780г. 3. 1785г. 4. 1790г.
11.Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва 1. 1768-1772гг. 2. 1773-1775гг. 3. 1777-1779гг. 4. 1775-1776гг.
12. Назовите основные черты политики «просвещенного абсолютизма»
13. Проследите,как изменилось положение дворянства в России с 1725 года до1796 гг.
14. Проанализируйте социально-экономическое положение в России во второй половине 18 века: покажите противоречия, возникшие между новым капиталистическим укладом и старым феодальным. Можно ли говорить, что помещечье хозяйство, основанноена крепостном труде переживало кризис? Ответ обоснуйте.
15. Какова была цель создания Уложенной комиссии?
Была ли достигнута? Почему?
16.Прочтите статью из Свода законов Российской империи и напишите название формы государствного правления, соответствующей этому определению:
«Император всероссийский есть монарх... неограничеснный. Повиноваться Верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть...».
17. Вступая на престол Екатерина 2 так характеризовала Россию «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.»
Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским государством :
-Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
-Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы
- Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
-Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным
Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.»
Что ей удалось сделать, а что осталось по прежнему?
.




















Методические рекомендации по проведению итоговой контрольной работы по теме
«История России с древнейших времён до 1796 года»
. Контрольная работа проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение успешно концептуализировать литературно-критический материал, а также применять полученные знания на практике. Поэтому в контрольную работу включаются как вопросы, проверяющие собственно степень знакомства и понимания студентами теоретического и исторического материала, так и более свободные, творческие задания, рассчитанные на проверку способности студентов анализировать произведения. В работе используются три вида заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных вариантов, с кратким ответом, или развёрнутым ответом, а также, задания, требующие анализа исторического документа. Задания строятся на основе системы знаний, представлений и умений, заложенных в содержании предмета и отраженных в планируемых результатах. Для решения заданий нужно использовать умение в малознакомой или незнакомой (новой) ситуации применить знания, полученные при изучении разных разделов курса; давать объяснение истинности некоторого утверждения;
55
использовать и интерпретировать информацию, представленную в разной форме.
Время на проведение контрольной работы 2 академических часа.
В содержание контрольной работы включен материал по темам:
1.Русь в период становления раннефеодального государства (9 – 11 вв.).
2.Русь в период политической раздробленности (11 – 13 вв.)
3.Россия в период образования централизованного государства (14-16 вв.)
4. Россия в период формирования абсолютной монархии (17 – 18 век)
Целью выполнения контрольной работы является проверка со стороны преподавателя навыков практического использования знаний, полученных студентами в ходе изучения дисциплины.
1. Проверка знаний, полученных при изучении тем:
-Знание фактического материала по данной теме;
-Понимание важнейших тенденций в развитии Российской цивилизации в обозначенный период :
-Внутри и внешнеполитические задачи раннефеодального
56
государства, и их решение в годы правления первых русских князей;
-Понятие, причины, содержание и последствия феодальной раздробленности;
-Понятие, причины и последствия образования централизованного государства (формирование новой системы управления страной.
-Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании,
-Складывание идеологии самодержавия, создание органов сословно- представительной монархии, развитие поместной системы, становление системы крепостного права, учреждение патриаршества)
- Смутное время как период социально-экономического и политического кризиса в стране; Россия на грани национальной катастрофы;
- Эпоха Петра I: особенности российской модернизации.
Предпосылки и складывание российского абсолютизма.
-Экономический "скачок" на феодально-крепостнической основе и его последствия.
-Ускоренная европеизация общественной жизни, перестройка центральных и местных органов управления по принципу коллегиальности, бюрократизация).
57
2. Проверка следующих умений и навыков, полученных при изучении тем:
-умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями
-умений и навыков по извлечению и критическому осмыслению информации разных источников о неоднозначно оцениваемых событиях и личностях в истории.
-умений и навыков работы с историческими терминами.
-умений и навыков по формированию собственной точки зрения на исторические события и явления и её аргументации.
-умений характеризовать историческую личность;
Задания контрольной работы составлены в форме ЕГЭ.
Рекомендации по выполнению работы.
Данная работа содержит задания на знание исторической хронологии, исторических личностей, исторических событий: их причин, содержания и последствий, исторических понятий, а также задания (№12 и №13) на анализ исторического документа.
Организуйте работу над заданиями в соответствии с данными рекомендациями.

58
1 Ознакомьтесь с типами заданий, предложенными в тесте.
2. Выполнение работы целесообразно начинать с заданий, в ответах на которые вы уверены.
3. Сосредоточте внимание на том задании, которое выполняете в данный момент, т.к. задания в тестах не связаны друг с другом.
4. При решении тестовых заданий используйте метод исключения, т.е. последовательно исключайте ответы, которые не подходят.
5. Рационально распределяйте время, выделенное для выполнения работы.
6. Оставьте время для проверки своей работы.
Критерии оценки:
0 -50 % - 2 « неудовлетворительно»
50% - 70% - 3 «удовлетворительно»
70% -90 % - 4 « хорошо»
90% - 100% - 5 «отлично»
исторический деятель, и методы их решения.
3.Интересы какого класса (классов)или социальной группы выражает исторический деятель?
4.Значение его личных качеств.

59
5.Дайте оценку результатов деятельности исторической личности
Требования к оформлению контрольной работы.
1. Контрольная работа выполняется в тетради для контрольных работ.
Обязательно указывается дата выполнения и тема контрольной работы.
В контрольной работе необходимо проставлять ту нумерацию заданий , которая указана в тексте контрольной работы.













60
Содержание контрольной работы.
ВАРИАНТ I
1).Расположите в хронологической последовательности правление киевских князей:
а) Святослав. б) Игорь, в) Ольга, г ) Владимир д) Олег, е ) Рюрик.
2). Соотнесите определения и понятия :
а) крестьянская зависимость по договору 1)поместье
б) сборщик ордынской дани 2)ярлык
в) наследственное земельное владение 3)баскак
г) разрешение хана на княжение 4)вотчина
д) условное земельное владение 5)рядович
3). Кто из перечисленных ниже деятелей были современниками?
а) Иван IV ; б) Ярослав Мудрый ; в) Дмитрий Донской ; г) Иван Федоров ; д) Александр Невский е) Пересвет.
4). Сгруппируйте мероприятия Ивана Грозного по времени их проведения:а) реформы Избранной рады; б)опричнина
1) ликвидация последнего удела; 2) новый судебник; 3) террор; 4) массовая конфискация земель бояр; 5) разделение государства на две части; 6) создание особого личного войска царя; 7) увеличение платы за «пожилое»;
61
8) создание приказов; 9) созыв первого Земского собора; 10) отмена кормлений.
5).Смута в России - это: а) гражданская война - война всех против всех б) время неопределенности, нестабильности в обществе в) крестьянская война и интервенция в России.
6) Что такое «военная демократия»?
7).Каковы причины принятия христианства на Руси.
8)Что такое «дань», «полюдье», «организованная система обложения налогами».
9)Назовите предпосылки объединения русских земель.Почему именно Москва стала центром объединения русских земель?
10).Охарактеризуйте государственные реформы Петра I. К чему они привели.
11) О каком периоде истории России эти слова. Свой ответ аргументируйте.
«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» А.С. Пушкин
12) «Эпоха Екатерины 2 - эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого
62
расцвета культурной жизни.» Прокомментируйте это высказывание.
13). «Тогда началося бедствие, и вопль голодных встревожил Царя. Борис велел отворить Царские житницы в Москве и в других городах; убедил Духовенство и Вельмож продавать хлебные свои запасы также низкою ценою; отворил и казну: в четырех оградах, сделанных близ деревянной стены Московской, лежали кучи серебра для бедных, ежедневно, в час утра, каждому давали две морковки, деньгу или копейку - но голод свирепствовал: ибо хитрые корыстолюбцы обманом скупали дешевый хлеб в житницах казенных Казна раздавала в день несколько тысяч рублей, и бесполезно: голод усиливался...... Наконец деятельность верховной власти устранила все препятствия, и в 1603 году, мало-помалу, исчезли все знамения ужаснейшего из зол: снова явилось обилие »(Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Том 11, глава 2, с.371
1. О каких событиях и каком историческом деятеле идёт речь в документе?
2.Каковы были последствия описываемых событий для России?
63

ВАРИАНТ I I
1).Определите последовательность правления московских князей и царей:
1) Иван III; 2) Иван II Красный; 3) Федор Иванович; 4)Дмитрий Донской; 5) Иван Калита; 6) Василий I ; 7) Василий III ; 8)Иван IV Грозный ; 9)Василий II Темный.
2). К принятию христианства Владимира подтолкнуло:
а) желание через единую религию сплотить Русь ; б) он руководствовался лишь своей глубокой верой; в) ему нравилось, что христианство ставило светскую жизнь выше церковной; г) желание жениться на византийской принцессе; д) имевшееся уже широкое распространение христианства среди народа; е) стремление укрепить международный престиж;
3). Боярская Дума - это (выберите правильный ответ):
а) орган городского самоуправления; б) совет крупнейших бояр при князе; в) княжеская дружина.
4). Опричнина - это: а) система мер, направленных на ограничение произвола боярства;
б) война царя со своими подданными во имя полновластия; в)обеспечение личной безопасности царя.
5). Назовите нормы закрепленные Соборным уложением 1649г.:
64
1).Восстановление Юрьева дня. 2).Разрешение иностранцем покупки земли.
3).Конфискация вотчинных земель. 4).Разрешение передавать землю по наследству.
5).Разрешение торговли в городе только посадским людям. 6).Окончательное закрепощение. 7).Особо строгие меры по охране жизни царя. 8). Отмена местничества.
6. Взойдя на престол, первый из Романовых:
а) упразднил власть Земского собора как пережиток «Смуты» ; б) правил вместе с Собором; в) допускал Собор к законодательной деятельности , изредка меняя его состав.
7)Что такое « просвещённый абсолютизм»? Назовите основные направления внутренней и внешней политики Екатерины 2.
8) Почему Русь не смогла отразить монголо-татарское нашествие. Назовите не менее 4-х причин
9). С какими событиями русской истории связаны имена Ивана Болотникова и Степана Разина? Когда они происходили? С какими из приведенных имен связаны следующие названия: Путивль, Кромы, Калуга и Тула?
10).)Перечислите основные события «Смуты», почему они получили такое название?
65

11) Обозначьте основные направления внешней политики Петра Первого. Её итоги и значение.
12).О каком историческом деятеле эти слова. Свой ответ аргументируйте.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник. А. С. Пушкин
Прокомментируйте данное четверостишие.
13) Долг историка поразмыслить, наиболее ли удачный путь к цели был избран, с наименьшими или с наибольшими затратами был пройден путь. Существовала ли в реальной жизни альтернатива пути, по которому пошел царь Иван, вводя опричнину? Да, существовала. Это показала деятельность Избранной рады, при правлении которой были начаты глубокие структурные реформы, направленные на достижение централизации. Этот путь не только был не таким мучительным и кровавым, как опричный, он обещал результаты более прочныеНо этот путь не обещал результатов немедленных» В.Б.Кобрин
О каких событиях и каком историческом деятеле идёт речь в документе?
Каковы были последствия описываемых событий
66
Рекомендации по выполнению отдельных заданий:
1.Как написать ЭССЕ
Внимательно прочтите тему, предлагаемую для написания эссе.
2. Определите главную мысль высказывания (о чём оно?), для этого воспользуйтесь приёмом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
3. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберёте аргументы и «за», и «против» афоризма, ваше эссе может носить полемический характер).
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
Подумайте, какие литературные приёмы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более
интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты).
Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план).
Продумайте вступление к рассуждению (можно обосновать выбор, сразу определить свою позицию,

67
задать свой вопрос автору цитаты).
Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
9. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте её
При написании эссе можно пользоваться «копилкой» клише и формулировок, помещённых в таблице.
вступление
основная часть
заключение

1. Для меня эта фраза является ключом к пониманию

1. Во-первых,
Во-вторых,
В-третьих,
1. Таким образом,



2. Выбор данной темы продиктован следующими соображениями
2. Рассмотрим несколько подходовНапример,

2. Подведём итог рассуждению


3. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание
3. Проиллюстрируем это положение следующим примером
3. Итак,



4. Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что
4. Для полемического эссе:
С одной стороны,
С другой стороны,
4. Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания



68
2. Характеристика исторического деятеля
1.Определите исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
2.Сформулируйте задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
3.Интересы какого класса (классов)или социальной группы выражает исторический деятель?
4.Значение его личных качеств.
5.Дайте оценку результатов деятельности исторической личности
3.Анализ исторического документа.
1.Обрати внимание на название, автора и время создания документа.
2.Прочитай текст несколько раз и ответь на вопросы к нему.
3.Подумай, какую информацию содержит в себе текст об исторических событиях, их участниках, оценках современников и автора (ов) данного документа.
4 Анализируя текст документа, выдели объективные (их можно перепроверить по другим источникам) и субъективные (свидетельствуют о мнении автора документа об излагаемом им событии, историческом деятеле и т.д.) данные.
69

Список используемой литературы
1.Боханов А.Н..СахаровА.Н.Учебник « История России XVII – XIX вв.»
Москва; «Русское слово» 2004.
2.Владимирова О.В.История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Россия в XIX веке. 2008
3 Владимирова О.В.ЕГЭ. История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.2010
4.Гевуркова. Е. А. Единый государственный экзамен и историческое образование Е. А. Гевуркова « Преподавание истории и обществознания в школе». – 2010. - № 2. – С. 35-37.
5 . Королев А.А, Оконова Н. Д., Исупов П. П. и др.; ред колл.: А. А. Королев и др
Сборник тестовых заданий к курсу лекций«Отечественная история с древнейших времен до наших дней»/. М.: МосГУ, 2007.
6. Пазин Р. В. История России. Подготовка к ЕГЭ: анализ исторического источника (задания C1-C3). 10-11 классы 2012
7.А.Н.Сахаров.Учебник « История России с древнейших времён до конца XVI в.» Москва; «Русское слово» 2003.
8.Тимофеева Л.С, Базина М.М..История России. Пособие
70
по подготовке к ЕГЭ /,. -- Казань: КГУ, 2008
9.Фомин, С. А. Схемы и задания по истории России XVII века для подготовки к части С ЕГЭ С. А. Фомин Преподавание истории в школе. – 2010. - № 5. – С. 58-70.
10.Хлыстина, О. М. Задание ЕГЭ по истории России на анализ исторических версий и оценок О. М. Хлыстина Преподавание истории в школе. – 2009. - № 1. – С. 62-67.
11.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]( тесты по истории России)
12. http://www.uchportal.ru/( тесты по истории России)
13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









15