Исследовательская работа Учителями славится Россия


Комитет образования и науки Курской области.
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной центр развития творчества детей и юношества
(ОЦРТ ДиЮ)
Конкурс исследовательских работ
«Моя земля, мои земляки»
Исследовательская работа
в напоминании «Летопись образования»

Выполнили: обучающиеся
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»
Бахеркин Денис Викторович 14 лет,
Гридина Любовь Евгеньевна 14 лет.
Руководитель: учитель истории и краеведения
Аничкина Татьяна Анатольевна
КУРСК - 2015г.
д. Нижнее Гридино
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Актуальность исследования…………………………………………….…3
Цели работы………………………………………………………………..4
Задачи работы………………………………………………………………4
Методы исследования……………………………………………………...4
Гипотеза исследования…………………………………………………….4
Глава I. Наша малая Родина –д. Нижнее Гридино и ее жители…………..5
Глава II. Боевой путь Перькова В.М………………………………………....6
Глава III. Учителями славится Россия………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………...12
Библиография…………………………………………………………………..14
Приложение
Введение
В каждом городе, деревне, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Наша исследовательская работа «Моя земля. Мои земляки» является реализацией этого желания. Мы хотим, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, отдавших жизнь за Родину, о людях, совершивших трудовые подвиги.
Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. А те, кто интересуется историей родного края, ведут кропотливую работу по дальнейшему её изучению. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком». Занимаясь исследовательской работой, мы надеемся, что собранный нами материал будет храниться в школьном музее и станет востребованным после нас.
Актуальность работы. Детство и Школа… Эти понятия неразделимы, так как большую часть детства ребенок проводит в школе. Школа играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь.
Мы должны сохранить память об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы. Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они приходят в ветхость.
Именно сейчас необходимо позаботиться о создании исторического архива школы, где отразится не только прошлая, но и настоящая жизнь школы.
.
Цели работы:
Собрать материал об учителе Нижнегридинской школы Перькове Василии Мамоновиче;
Разработать презентацию об учителе- ветеране Великой Отечественной войны;
Доказать значимость ветеранов в воспитании подрастающего поколения.
Задачи работы:
Связаться с детьми Перькова В.М.
Собрать сведения о жизни, военных годах, послевоенном времени, общественной деятельности.
Провести анализ и синтез собранного материала.
Разработать презентацию.
Сохранить собранную информацию для потомков в школьном музее.
Использовать информацию для ознакомления учащихся школы, родителей.
Методы исследования:
Работа со школьным архивом.
Беседа с родственниками, знакомыми, интервью с учителями школы.
Посещение архива при администрации района.
Работа с интернет с ресурсами.
Гипотеза исследования:
Можем предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование толерантно развитой личности.
Результаты исследования
Глава I. Наша малая родина д. Нижнее Гридино и ее жители.
У каждого человека есть своя малая родина. Самым родным, близким и бесконечно дорогим нашему сердцу местом является деревня Нижнее Гридино. На уроках краеведения, мы узнали, какие замечательные люди жили в деревне, как они своим трудом поднимали сельское хозяйство, образование, медицину после войны, каких успехов добивались в производстве сельскохозяйственной продукции. За какие высокие показатели в труде были награждены орденами и медалями.
Много на земле красивых мест, но историю делают люди. В наше, время мы знаем, как некоторые города, сёла меняли своё название от зарождения и не раз. Но все люди, кто когда-то проживал на данной территории, и проживает сегодня, считаются земляками.
В своей работе мы хотим рассказать о своем земляке, учителе нашей школы Перькове Василии Мамоновиче (Приложение №1).
Василий Мамонович Перьков родился в д. Нижнее Гридино в 1925 году, в большой крестьянской семье. С детских лет его вместе с сестрами и братьями приучали к крестьянскому труду. Умел он и за плугом ходить, и с косой работать. Когда подрос, как и все дети деревни пошел в первый класс. Как рассказывает Непочатых А.Ф, его соседка: «Он очень любил учиться. Как только научился читать, мальчика часто видели в руках с книгой. Старые люди уже тогда говорили, быть ему учителем. Это предсказание сбылось, окончив семь классов Нижнегридинской школы, он продолжил учебу в Большесолдасткой школе, после ее окончания поступил в Рыльское педагогическое училище».
Но война прервала планы Василия Мамоновича. С осени 1941 года Курская область будет оккупирована немцами. В деревне не будет работать школа, колхоз. Жители деревни будут продолжать сеять хлеб, выращивать овощи, ведь этим они кормились, прежде всего, сами, да и новые власти требовали уплаты налогов.
Глава II. Боевой путь Перькова В.М.
Мы помним ад войны с ее начала
И до конца, пока дождали весть,
Когда, как гром, над миром прозвучала
Победы нашей слава, гордость, честь.
Д. Тутов «День Победы»

На фронт Василий Мамонович был призван в марте 1943 года Большесолдатским районным военным комиссариатом, после освобождения нашей деревни и всего района. Хочется отметить, что начинает военную службу Василий Мамонович в знаменитой 240 Стрелковой дивизии, которая освобождала наш район.
Работая с материалами сайта «Подвиг народа», мы выяснили, что Перьков В.М., рядовой, разведчик 221 отдельной разведроты 240 Стрелковой Днепровско-Киевской Ордена Богдана Хмельницкого дивизии был представлен к Ордену Отечественная война I степени 13 марта 1944 года
(Приложение № 2).
Вот что написано в кратком изложении личного боевого подвига: «Участвуя в группе по разведке в районе Яструбинцы первым ворвался с группой в село и захватил документы, 3 автомашины и тягач с пушкой.
18 марта 1944 года участвуя в группе по разведке м. Печера с форсированием реки Буг первым ворвался в местечко и захватил в плен 10 солдат противника и 20 власовцев.
23 марта 1944 года участвуя в группе по разведке в районе села Татариське, зайдя в тыл противника и перерезав пути отхода отходящим частям, гранатами и огнем из автомата рассеял обоз противника, который удирая попал в болото и оставил две пушки и до 10 повозок. Уничтожили до 15 солдат противника и захватили документы» Старший лейтенант Чуприн (Приложение № 3).
В школьном музее мы находим сведения о встрече с ветеранами 240-й дивизии, которая проходила в селе Большое Солдатское. Вот что оставил он в своих воспоминаниях: «Такой трогательной, волнующей встречи большесолдатская земля не знала давно, с тех пор, как на рассвете 26 февраля 1943 года передовые батальоны 240 стрелковой дивизии с боем ворвались на улицы райцентра. Его взятию предшествовали почти пять суток напряженных боев, которые велись за села Любостань, Сторожевое, Скородное. Но особенно жестокая схватка была за поселок Кукуй, где фашисты никак не хотели уступать господствующие над местностью высоты. И измученным жестокими боями ротам приходилось несколько раз подниматься в атаку, буквально, под свинцовым градом. Но опрокинули, обратили в бегство фашистов….
Едва ли сможет стереть из памяти эпизод встречи двух однополчан. В составе одной роты долгое время били они врага, вместе переносили горе по погибшим товарищам, лишения фронтовой жизни. Но потом судьба разбросала их по разным дорогам, 40 лет однополчане не виделись. Трогательные это были встречи…» (Приложение №4, 5, 6, 7).
Боевой путь Василия Мамоновича завершился в Берлине, с победой вернулся солдат домой.
Глава III. Учителями славится Россия.
После войны вернувшись в родную деревню, Василий Мамонович поступил на физкультурное отделение Рыльского педучилища. После завершения учебы, он начинает работать учителем физкультуры в своей родной школе. Школа его встретила хорошо, молодому специалисту были очень рады, ведь в школу направлялись учителя по распределению и редко кто из них задерживался надолго. Изучая по архивным данным трудовую биографию Василия Мамоновича, мы узнали, что в нашей школе работали учителями не только уроженцы Курской области, а из многих городов России: Орла, Белгорода, Донецка.
В школе, которая в то время была восьмилетней, пришлось преподавать не только физкультуру, но и рисование. Много сил приложил молодой учитель, с военной выправкой, к воспитанию молодого поколения. Не один выпускник благодаря его урокам, избрал профессию военного. Так Гридин Александр, закончивший Воронежское военное училище, ставший летчиком, прислал свои слова благодарности Василию Мамоновичу. В письме он написал, что с особой гордостью хранит свою первую грамоту, врученную ему в 1971 году, как лучшему спортсмену 1970-1971 гг. (Приложение № 8).
Согласно книги приказов узнаем, что Василий Мамонович, в 1967 года по 1974 год был председателем. Нижнегридинского сельсовета, но в 1974 году возвращается в родную школу.
В школьном музее мы нашли много фотографий, свидетельствующих о времени работы Василия Мамоновича в школе.
На фотографии 1951 года мы видим весь учительский коллектив школы. Во втором ряду, третий справа стоит Перьков В.М.
(Приложение № 9).
На следующей фотографии, он вместе с выпускниками школы. Школа в 1952 году была семилетней (Приложение №10).
В 1973 году школа переехала в новое здание. Руководителем начальной военной подготовки был назначен Перьков В.М. Его уроки помнят его выпускники. Вот что вспоминает бывшая выпускница школы Турчинова В.И. «Василий Мамонович – человек, который воевал в годы Великой Отечественной войны в 240-й стрелковой дивизии вместе с земляком из Житеня Тутовым Дмитрием Григорьевичем. Они освобождали Большесолдатский район. Работал в школе учителем физкультуры, рисования, позже учителем начальной военной подготовки. Это человек, который был очень дисциплинированный и требовал этого от других. На уроках не любил шума и гама, если кто-то нарушал дисциплину, он сразу выгонял из класса или ставил в угол. Всегда приходил опрятно одетый, одежда выглажена, строго в костюмах с галстуком. Часто с ним ходили на сельхоз работы. Зная его требования, мы иногда позволяли себе подшутить над ним. Когда он злился, то он отправлял домой за родителями, а мы и рады уйти. Конечно родителей никто не приводил. Но нарушитель осознавал свою вину.
На школьные мероприятия приходил с желанием, выступал перед коллективом учителей и учеников. В компаниях и на праздниках мог пошутить, потанцевать (особенно хорошо танцевал быстрый вальс). На уроках начальной военной подготовки строго требовал знаний по устройству оружия (разборки автомата на время)» (Приложение №11).
Во время подготовки школы к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы собирали материал для акции «Бессмертный полк». По просьбе руководителя кружка «Истоки» мы обратились к сыну Василия Мамоновича, Владимиру Васильевичу.
Владимир Васильевич Перьков проживает в с. Золотухино и возглавляет Золотухинскую среднюю школу. Связь он с нами поддерживал по телефону и электронной почте. Он прислал по электронной почте старую фотографию Василия Мамоновича, которая участвовала в акции «Бессмертный полк» ( Приложение №1).
Интервью взятое у бывшей коллеги Василия Мамоновича Щукиной Галины Васильевны.
- Каким был Перьков Василий Мамонович, как учитель и просто человек?
- Василий Мамонович был человеком старой закалки. В школе вёл уроки военной подготовки. Он был требовательный, справедливый учитель. Уделял большое внимание военно-патриотическому воспитанию школьников.
- Какого мнения вы о нём?
- Василий Мамонович был простым в общении человеком. Когда я пришла в школу работать, он был уже учителем со стажем. Я к нему относилась с уважением. Ведь Василий Мамонович был участником Великой Отечественной войны. Он знал хорошо свой предмет и давал хорошие знания ученикам. Василий Мамонович был интересным рассказчиком. Пользовался заслуженным авторитетом среди своих коллег.
- Знаете ли вы, какого мнения ученики были о нём?
- Учащиеся относились с уважением к Василию Мамоновичу. Ежегодно он был руководителем военно-спортивной игры «Зарница». Все школьники к ней готовились: пришивали пагоны, делали оружие, готовили строевые песни. Все командиры классов сдавали рапорт о готовности. Потом проходили строем перед школой и пели строевые песни. Сама игра «Зарница» часто проходила в школьному саду. Там проводились разные спортивные соревнования. Стрельба, перетягивание каната, ребята искали в снегу мины. Было весело и интересно. А какой вкусной была «походная кухня». Василий Мамонович любил детей. Школьники это чувствовали. И он для них значил больше, чем учитель.
- Какие предметы преподавал в школе?
- Василий Мамонович вёл предметы начальной военной подготовки и в одно время уроки физкультуры.
История одной старой фотографии.
В архиве школьного музея, мы нашли фотографию с выпускниками первого выпуска 1976 года, на обратной стороне которой была надпись:
«Для меня Вы останетесь человеком с большой буквы» Гридина Антонина;
«У Вас я научился не только хорошо ходить строем, стрелять их автомата, но прежде всего, быть человеком» Хардиков Владимир;
«Ваши уроки мы запомним навсегда» Щукин Василий;
«На Ваших уроках всегда было интересно и поучительно» Азарова Валентина (Приложение № 13).
В 70-80 годы XX века наша школа по численности была большой и насчитывала до 360 человек. В это можно поверить, если посмотреть на следующую фотографию (Приложение №14).
Школа построена для проведения военно-патриотической игры «Зарница». Каждый ученик делал себе автомат, нашивал пагоны на одежду. Вся школа делилась на две команды: синие и красные. Участники игры штурмовали построенные из снега крепости, учились стрелять, переносить раненых. Всей игрой руководил Василий Мамонович – военрук школы.
В книге приказов по школе, мы находим приказ директора школы о проведении этой военно-спортивной игры (Приложение №12).
Мы понимаем, что это была всего лишь игра, но, наверное, для мальчишек и девчонок тех лет она многое значила. Это понимали учителя школы, к этому готовил их военный руководитель школы Василий Мамонович Перьков.
До конца жизни проработал Василий Мамонович учителем Нижнегридинской средней школы. Умер он 3 февраля 1990 года.
III. Заключение.
«Красивого на земле много, вся земля красивая…
Дело не в красоте, дело, наверное, в том,
Что дает родина каждому из нас в дорогу».
В мире все связано. Изучая историю своей деревни, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам. В жизни так бывает, что человек родился в одном месте, а прожил всю жизнь в другом краю. Для нас это место является малой родиной, дорогим сердцу уголком.
Определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.
Работая над проектом, мы открыли для себя много нового: изучили историю своего края, много интересного узнали о жизни прекрасного учителя, работавшего в нашей школе Перькове В.М., нашем земляке. Этот замечательный человек своим каждодневным трудом приносил пользу другим людям, воспитал и дал путевку в жизнь не одному поколению нижнегридинцев, работал на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.
Завтра мы вступим в большую жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, своей малой родины, своего родного Курского края. Ведь не зная прошлого, невозможно понять, оценить будущее. Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, наши земляки.
В нашем крае много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать. Мы надеемся, что члены нашего школьного музея будут продолжать исследовательскую деятельность по изучению своего края, его замечательных людей, живущих в нашей родной деревне с красивым названием Нижнее Гридино.
Библиография
Материалы школьного музея: «Книга Памяти», «Летопись учительской славы».
Следопыты школы «История деревни Нижнее Гридино».
Архивные данные МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»/ приказы по школе.
Воспоминания жителей деревни и учителей: Непочатых А.Ф., Турчинова В.И.
Интервью учителя Щукиной Г.В.
Сайт Министерства обороны «Подвиг народа» // http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navPeople_search / Люди и награждения/25октября -20 ноября, 10.00.