Интерактивное занятие по профилактике межнациональных конфликтов среди подростков Живут В России разные народы с давних пор
Интерактивное занятие по профилактике межнациональных конфликтов среди обучающихся
по теме: «Живут в России разные народы с давних пор…»
(4-5 класс)
Подготовительная работа:
Подготовить бланк кроссворда на ватмане (приложение 4).
Провести классным руководителям 4-х классов классный час «Россия – многонациональное государство»
Участникам 4-5-х классов:
выучить слова песни «Моя Россия» (приложение 1)
выучить слова песни «Во поле береза стояла»
познакомится с народами, населяющими Россию
Творческая группа 4-5-х класса:
учит слова песни «Во поле береза стояла», придумывает хореографические движения для исполнения во время песни;
Заготовки чашек и блюдец по количеству участников с узором (приложение 2), шаблон самовара (приложение 3) синие карандаши по количеству участников.
Стенд с изображением самовара, кнопки по количеству участников.
Подготовить сушки, баранки по количеству участников.
Ход занятия:
Приветственное слово. Добрый день, наши участники и гости. Мы рады видеть вас. Сегодня 16 ноября отмечается всемирный день толерантности, день, когда задумываешься над тем, кто окружает тебя, какие рядом с тобой интересные, озорные и тихие, весёлые и жизнерадостные, задумчивые и рассудительные, активные, бойкие, заводные, обаятельные, такие разные, не похожие люди. Живя в таком многообразии человеческих особенностей, важно сохранять самообладание, проявлять терпение, понимать чувства и поступки разных нас. Лучше всего это понять, этому научиться, если мы среди людей, увлечённых одним общим делом, как мы сейчас. Наша цель: увидеться сегодня и подружиться.
Психолог: Ребята, скажите, что такое кроссворд? (Ответы детей).
Кроссворд – это игра-задача, где поле с пустыми клетками заполняется словами. Поднимите руки, кто любит разгадывать кроссворды?
(Дети поднимают руки).
На переносной доске ватман с полем кроссворда
2 1 3 4 5 6 7 ( ФОН - ролик «Это всё Россия»)
Психолог: Ребята, перед нами кроссворд. Попробуем его разгадать.
Первая загадка, слово по вертикали.
Это место - уникальная природная кладовая. В этом месте огромные запасы полезных ископаемых: золота, алмазов, газа, нефти, железа, никеля, урана. Можно наслаждаться красотой Кавказских гор, древнейших гор Урала. А как красива бескрайняя тайга, великолепна Камчатка с её вулканами и Долиной гейзеров. Величественно озеро Байкал, шумны и полноводны реки Волга, Иртыш, Ангара, Амур. Прекраснейшие заповедники, степи, леса. Неповторим и разнообразен животный и растительный мир. Что это?
Дети: Это Россия (вписать под цифрой №1).
(доска с листом ватмана, маркер)
1Р о с с и я Психолог: И в нашем кроссворде отгадано первое слово: Россия (участник вписывает слово «Россия»). - Мы живём в России. А что такое Россия? (Ответы детей)
Как назвать одним словом наши родные поля, леса, реки и моря, нашу самую красивую природу?
Дети: Просторы.
2п 1Р о с т о ры
о с с и я Психолог: (подводит итоги сказанного детьми) Верно, Россия – это наши русские просторы, где хочется бегать, дышать, восхищаться русскими зорями, росами, русской неповторимой природой. Да, наша Россия – это огромные просторы.
Отгадка: просторы (ребенок из зала пишет на доске слово «просторы»). Поэтому и песни у нас просторные, широкие, раздольные, протяжные, мелодичные, так и хочется встать в хоровод и запеть «Во поле берёза стояла». Давайте вместе споем.
Общий хоровод с залом «Во поле берёза стояла»
(желающие из участников с сольной группой исполняют песню, 4-е классы).
Психолог: Как здорово отгадывать кроссворд, столько интересного открываешь для себя. Загадка третья.
В России их более 190, имеют разные названия, каждый из них самобытен, имеет свою культуру, обычаи, творчество, язык, сказания, песни. Кто они?
(Ответы детей).
Дети: Народы.
2п 1Р о с т о ры
3н а ро д ы с с и я Психолог: Да, это народы России. Вот и отгадка (вписать в кроссворд под № 3). Какие народы России вы знаете? (Ответы детей)
(Фон ролик «Это всё Россия» без звука)
Психолог: Россия началась с того, что объединились разные территории вокруг Москвы, это помогло сплотиться русским людям, они стали называть себя великороссами. Появился единый русский разговорный язык и москвича, и рязанца, и жителя далекой сибирской окраины. Чувство любви к своей родной земле, ненависти к злейшему врагу, память об общей истории – радость и гордость за победу на Куликовом поле, Ледовом побоище, за сокрушение Ахмата на Угре – всё приводило к единению жителей Руси, независимо от того, где они жили и кем являлись. Россия никогда не будет нападать первой. Но если нагрянет беда, то будет защищаться до последнего. Великий полководец Александр Невский сказал: «Кто к нам с мечом придёт, от него и погибнет».
(Фон ролик «Мой Ташкент» без звука)
Наша школа тоже многонациональна: у нас учатся дети из русских, узбекских, армянских, украинских семей, греки, евреи, татары, буряты. Каждый из нас своеобразен и интересен. Те, кто по разным причинам оказался в России, порой с грустью вспоминают о своей Родине. Только далеко от Родины человек понимает, как ему она дорога. Вспоминает свой родной Узбекистан и Феруза.
Песня о родном крае (Кучкарова Феруза, 5 Б класс),
минусовка «Нола» Юлдуз Усмоновой
(Аплодисменты)
Феруза: Я горжусь своей Родиной и рада, что познакомила Вас с моим родным Ташкентом.
фон «Армения моя» (очень тихо)
Психолог: Я хочу вас познакомить с Арменуи Александровной, она мама троих детей, которые учатся в нашей школе, её родина - Армения. (Рассказ Арменуи Александровны об Армении, 1,5 минуты)
Представим себе один день в армянской школе.
фон « Армения моя» (тихо)
Игра: «День в армянской школе»
урок родного языка: доска, ватман, маркеры, парта на 2 человека, ручки, образцы слов мама, родина, солнце по количеству участниковурок музыки (прослушивание отрывка в исполнении Арменуи Александровны Шагбазян, флейта)
Психолог:
Загадка четвертая.
Это древние произведения искусства народа, которые имеют свои названия: гжель, хохлома, жестовская роспись, палех, кружевоплетение, ковроделие, резьба по дереву и кости, иконопись, златокузнечное дело, плетение из бересты. Как это называется?
Дети: Народные промыслы.
пРо с т о ры
н а ро д ы про м ы с л ы с и я Психолог: Верно, через дошедшие до нас технологии народных промыслов мы узнаем об истории своего народа, его культуре, о характере предков, других народов. Вот и ещё слово отгадано (вписать в кроссворд под № 4).
Упражнение «Роспись чайной пары в стиле «Гжель»»
(работа с залом)
Материалы: заготовки чашек и блюдец по количеству участников с узором, синие карандаши по количеству участников.
Инструкция: Однажды загляделся мастер на покрытое инеем стекло и был очарован, какой восхитительный, прекрасный узор природа создала на стекле, что не каждый умелец (мастер) его повторит, а ведь нашлись такие мастера, да и расписали (т.е. разрисовали), но не стекло, а посуду (показываются рисунки, на которых изображена посуда, расписанная гжелью)! Вот до чего красиво получилось: краски все зимние – белая, голубая, синяя. Эти узоры называются гжель, что в деревне Гжель, на реке Гжелка.
Детям: Вокруг себя обернись и в художника превратись!
Психолог: Ребята, сейчас представим, что мы - народные умельцы, находимся мы в мастерской. Сейчас распишем чашечку с блюдцем морозными узорами - прекрасной гжельской росписью. На чашечке нарисован цветок, на блюдечке – лепесточки. Нанесём узор синей краской.
Дети раскрашивают узоры на чашечках.
(ролик «Искусство росписи «Гжель» без звука)
Психолог: - Как себя чувствовали? Что испытывали во время работы над заданием? Что же получилось? Чашечки сберегите, рядом положите, они нам ещё пригодятся. Пока морозный узор рисовали, сами немного замерзли, давайте погреемся.
Физкультминутка с залом:
Я мороза не боюсь,
(Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь.
(Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз,
(Присели.)
Тронет руку, тронет нос,
(Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
(Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть.
(Прыжки на месте.)
Психолог: И мы продолжаем разгадывать наш кроссворд.
Загадка пятая.
О том, как возникла Россия, Русь помнит она. Она хранит воспоминания в текстах и письменах, в памятниках архитектуры. Она помогает нам помнить кто мы, какие события происходили в прошлом, чтобы улучшить настоящее и задумываться о будущем. Кто она?
(Ответы детей: история)
пРо с т о ры
н а ро д ы про м ы с л ы 5 и с т о ри я и я Психолог: Впишем отгадку под цифрой 5 (история). Нас объединяет общая история, так как мы не живём все отдельно друг от друга. События влияют на всех. История помогает нам гордиться нашими предками. В разное время страна выбирает, как жить дальше. В Украине сейчас такое время. Не унывает и верит в лучшее своей страны наша школьница Руденко Илона.
Песня о Родине на украинском языке в исполнении Руденко И. 5 б класса
и вокальной группы 4-х классов.
Психолог: Следующая загадка.
В каждой стране есть, они свои, особенные. В России их много, и помогают они понимать друг друга, чувствовать себя спокойно, вместе. У нас тоже они есть, школьные: день знаний, день семьи, день здоровья, фестиваль песни, поход в ТЮЗ. О чем же нас спрашивают?
Ответы детей.
Психолог: Верно, это традиции.
пРо с т о ры
н а ро д ы про м ы с л ы и с т о ри я т ра д и ц и и я Психолог: У нас их много. Самая древняя, популярная традиция у русского народа - чаепитие. Вот уже третье столетие на Руси ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество не обходится без чая. Чаепитие в России – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. За чайным столом происходит объединение людей, людей разных: разных поколений, разных интересов, разных характеров, приехавших из разных мест.
Давайте накроем стол для русского чаепития. «Ставим» свою чашечку.
(Дети крепят чашечки на доску).
Песня «Прялица»
русская народная песня в исполнении Смирновой Полины, 6 Б класс,
аккомпанирует учитель музыки.
Психолог: Как душевно мы попили чаю.
Посмотрим на наш кроссворд. Здесь скрыто еще одно слово (открывает слово). Давайте откроем. Что это за слово такое «Принятие»? (варианты ответов детей).
пРо с т о ры
н а ро д ы про м ы с л ы и с т о ри я т ра д и ц и и при н я т и е Упр. «Принятие»: Я такой, какой я есть. Посмотрите на соседа слева: Он такой, какой он есть. Посмотрите на соседа справа: Он такой, какой он есть. Оглянитесь вокруг: Мы такие, какие мы есть. Вот, что значит «Принятие».
Психолог: Вот и заполнились все поля нашего кроссворда. Вот что такое Россия? Это широкие просторы нашей страны, разные народы, промыслы, общая история, вековые традиции, интересные, озорные и тихие, весёлые и жизнерадостные, задумчивые и рассудительные, активные, бойкие, заводные, обаятельные, такие разные, не похожие люди. Каждый из нас сегодня проявлял терпение, радовался вместе с другим, участвовал в чаепитии вместе с другим, отгадывал кроссворд вместе с другим. Был мир и согласие.
Как себя чувствовали? Что испытывали во время занятия? Что понравилось? В какие моменты было трудно? (Ответы участников)
Психолог: Всех приглашаем в наш хоровод.
Песня «Моя Россия» в исполнении 4-х классов (общий хоровод)
Психолог: Спасибо за участие.
Приложение 1.
Текст песни «Моя Россия»
Авторы:
Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)
У моей России длинные косички,У моей России светлые реснички,У моей России голубые очи,На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,Ливни льются над Россией,В небе радуга цветная -Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,Для меня Россия - утренние росы.Для меня, Россия, ты всего дороже,До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,Ливни льются над Россией,В небе радуга цветная -Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,Ты, моя Россия, песни петь умеешь.Ты, моя Россия, неразлучна с нами,Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,Ливни льются над Россией,В небе радуга цветная -Нет земли красивей.
Приложение 2.
Приложение 3
Приложение 4
2 1 3 4 5 6 7