Психотравма как результат психологического насилия в ассоциальных семьях


Психотравма как результат психологического насилия в ассоциальных семьях
Пакина А.А Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).
Какие ещё бывают семьи? Разные авторы предлагают разные варианты: аморальные, конфликтные, криминальные и т.д.
Введение:
В данной работе мы рассмотрим как алкоголизм родителей и пренебрежение нуждами детей, свойственное асоциальным семьям влияет на формирование и развитие детской психотравмы. Также, используя в том числе и конкретные примеры, попытаемся проанализировать какие факторы могут быть приняты в качестве критериев оценки психотравмы. Рассмотрим несколько поведенческих реакций детей.
Основная часть:
Психотравма – вред, нанесённый психологическому здоровью человека, в результате определённого по времени и степени выраженности воздействия факторов окружающей среды, в результате которого развивается неадекватное восприятие окружающей среды и как результат – неадекватное поведение. При этом здоровое развитие личности либо нарушается, либо останавливается совсем. Последствиями психотравмы у детей могут быть депрессии (как ярко выраженные, так и протекающие в латентной форме), отставание в развитие (как физическом, так и умственном), невротическое поведение, возникновение различных фобий (в том числе и социально-значимых). При этом в факторы окружающей среды включаются в том числе и люди. Важно не путать с психической травмой. При психологической травме у индивида остаётся возможность адаптироваться к среде и нет нарушений психики.
При этом важным фактором является: личность агрессора, точнее степень её эмоциональной связи с жертвой психологического насилия, а также длительность воздействия травмирующего фактора или ряда факторов.
Конечно самое большое влияние на ребёнка оказывают непосредственно родители. Причём отсутствие одного из родителей, даже при активном положительном участии в воспитательном процессе другого, также можно считать фактором неблагополучия. Но в принципе и помимо родителей любой значимый человек в жизни ребёнка, точнее, его, даже недолговременные действия, могут стать причиной трамы.
Здесь уместно будет привести пример из практики.
Клиент Сергей.
Возраст: 16
Краткое описание ситуации: мальчик, воспитывающийся в ассоциальной семье. Родители развелись. Когда ребёнку было 5 лет. Мать, злоупотребляющая алкоголем, увезла ребёнка в Украину. Там ребёнок воспитывался до 10 лет, проживая вместе с пьющей матерью в комнате общежития. В 10 лет, после смерти матери, его забрал отец и перевёз в Россию. Воспитывает ребёнка бабушка (мать отца). Сам отец принимает в воспитании очень пассивное участие. Бабушку клиент описывает как ласковую и добрую.
Юноша обратился в связи с проблемой разрыва отношений с любимой девушкой.
В результате диагностической работы различного плана выяснил, что юноша очень эмоциональный и впечатлительный, испытывает трудности в общении со сверстниками. Имеет множественные «зажимы» на телесном уровне.
Всех своих многочисленных недругов называл «собаками». В детстве ребёнок находился в состоянии постоянного психоэмоционального насилия со стороны пьющей матери. В качестве наказания мать однажды бросила его любимую кошку своре бездомных собак, которые разодрали её на глазах у ребёнка. Это событие было единовременным, но нанесло серьёзную травму ребёнку.
Здесь мы видим травмирующее событие произошло 9 лет назад, но так как в тот момент у ребёнка не было ресурсов для преодоления этой ситуации, психоэмоциональные последствия этой ситуации играют огромную роль в жизни уже сформировавшегося юноши. И нынешняя относительно благополучная семейная ситуация является поддерживающей, но не развивающей клиента.
Но решающие значение, пожалуй, имеет поведенческая реакция ребёнка на психотравмирующите факторы. Она зависит от степени когнитивного восприятия ситуации, т.е. от того, что человек думает по поводу случившегося. А также от эмоционально восприятия ситуации – от того, что он по этому поводу чувствует. При этом если первое почти всегда достаточно ясно, то второе, т.е. уровень собственных ощущений и чувств тем меньше чем более длительное воздействие имеет травмирующий фактор. Т.е. происходит своего рода эмоциональное «отупление». Плюс как результат длительного воздействия психологической травмы начинают вырабатываться различного рода психологические защиты. Особенно часто это бывает «уход» или «замещение» (всякого рода зависимости как раз относятся к таким защитам).
Пример: клиент Ирина.
Женщина 30 лет.
В детстве росла с пьющем отчимом и бабушкой и непьющей матерью. Мать дочери внимания не уделяла, была занята общим с отчимом ребёнком. Девочка подвергалась как физическому так и психологическому насилию со стороны и матери и отчима и бабушки. Росла «забитым» ребёнком.
Девочка в пять лет научилась читать. В школе стала сама, без помощи родителей посещать занятия музыкой. В итоге детские травмы, вызванные насилием в семье все переживала в музыке. Смогла полностью реализоваться в жизни, окончив консерваторию и создав здоровую семью.
Если говорит о факторах, приводящих к психотравме , то это преджде всего узкий круг интересов  родителей, очень кратковременное  общение с детьми, невнимание к  ним. Всё это не позволяют ребёнку приобрести первоначальный, наиважнейший жизненный  опыт, элементарные знания, необходимые  для правильного формирования сознания, умственной деятельности.
Недостатки воспитательных воздействий со стороны  родителей-алкоголиков обусловливаются  не столько их непониманием этой проблемы, сколько характерными для алкоголизма  изменениями личности, которые резко ограничивая круг интересов, делают их безразличными к вопросам воспитания и будущего детей.  
Особенности работы с детьми из неблагополучных семей
Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.
Как уж говорилось ранее, эти дети не могут идентифицировать или выразить свои чувства.
Пример: Клиент Александр
27 лет. Воспитывался в типичной асоциальной семье, где оба родителя злоупотребляли алкоголем. Ребёнок не раз уходил из дома, плохо учился в школе. Со слов самого клиента в школе характеризовался как плохообучаемый, агрессивный. Состоял на учёте в милиции. На момент обращения, несмотря на то, что сам Александр не употребляет спиртных напитков, женат, имеет двоих детей и хорошую работу (фрезеровщик) периодически он подвержен вспышкам неконтролируемого гнева. Ведёт он при этом себя агрессивно, даже способен впасть в состояние аффекта. Причём эти вспышки может вызвать даже малозначительное событие.
Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе.
Импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) - качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих чувствах.
Дети из таких семей обычно плохо учатся, хотя часто и не лишены талантов. Современная школа же налагает на ребёнку большую ответственность. И часто оценка умственных способностей ребёнка приравнивается к оценке его как человека в целом. Дети из асоциальных семей обычно не способны отделить «зёрна от плёвел» и их неудачи в обучении, обусловленные отсутствием внимания и поддержки со стороны родителе, а часто и со стороны школьного педагогического коллектива, приводят к проблемам адаптации в школьном коллективе. И как следствие – школобоязни. Дети из семей алкоголиков в большинстве своём не умеют выражать справляться с гневом конструктивно, поэтому используют разрушающие их формы борьбы.
Агрессия. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло.
Уход. Ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения.
Работа с подобными детьми очень индивидуальна и очень сильно зависит от конкретной жизненной ситуации. Это прежде всего работа с созависимостью и с разрушением негативного жизненного сценария. Эффективность работы зависит от того, есть ли у ребёнка хоть какой-либо поддерживающий ресурс и конечно от его личностных особенностей.
Конечно необходимо работать и с родителями. Но в случае с асоциальными семьями эта форма работы либо затруднена, либо вообще недоступна.
Поэтому в работе важно выявления потребностей ребёнка и создания ему ресурса, на который он может опираться в трудных жизненных ситуациях. А также развить у него навыки социализации, исходя именно из его ситуации.
Необходимо вырабатывать у таких детей приёмы. Позволяющие справиться с волнением и тревогой. А также постоянно укреплять их уверенность в себе и повышать самооценку.
Всё это возможно осуществить, создавая психологические группы поддержки для таких детей. При этом здесь важна работа не только психолога, но и специалистов и школьных педагогов.
Очень важна индивидуальная психологическая работа с такими детьми и по возможности с их родителями по вопросу распределения ролей в семье (кто взрослый, а кто ребёнок). Родители должны взять на себя ответственность за своёповедение в первую очередь и попытаться наладить утраченный контакт с ребёнком.
Нужно использовать как групповые, так и индивидуальные методы.
Но! Главным условием при этом является систематичность занятий, так как ребёнок постоянно возвращается в неблагоприятную среду (обычно семью) и при нерегулярных занятиях эффект будет минимальный. А скорее нулевой.