Ознакомительная практика Отчёт о прохождении практики


ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ
Студентки II курса группы БОРМ
факультет истории и социальных наук,
специальность 040104 «Организация работы с молодёжью»,
Сивульской Ирины Александровны,
проходившей практику
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа № 276»
г.Гаджиево ЗАТО Скалистый Мурманской области
с 01 июля по 21 июля 2013 г.
Руководитель практики в МБОУ «СОШ № 276»: Коломийцева Екатерина Леонидовна
Групповой руководитель от МГГУ: Тегалева Татьяна Дмитриевна
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
СИВУЛЬСКОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Дата Краткое описание работы Комментарии Подпись руководителя практики
Описание встреч, контактов, событий дня, выполненных поручений, встретившихся затруднений, открытий, трудностей дня. Размышления, связанные с событиями дня. Оценка дня, его полезности и познавательности. Оценка своего участия в событиях. Послесловие, размышление спустя некоторое время. Текст, который не вошел во второй столбец. 01.07.13, понедельник Знакомство с представителями администрации учреждения. Знакомство с учреждением: выявление общих сведений об учреждении, о его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения. Составление «Визитной карточки учреждения». Начало практики. Было волнительно, но всё волнение прошло, как только мы встретились с администрацией школы, в которой проходим практику. Нас приняли очень доброжелательно, приглашали на работу после окончания университета. Рассказали, что в школе нет молодых специалистов, ибо не хотят они работать в школе, хотя учреждением для молодых специалистов предусмотрена всяческая поддержка – и моральная, и материальная. Не хватает учителей физики и информатики (вернее, они есть, но через несколько месяцев уезжают, а желающих занять эти вакансии нет). Это связано с тем, что городок – военный. Почти у всех учителей мужья – военнослужащие, и если они меняют место службы, то, соответственно, и семья переезжает. Администрация сетовала, что даже в Центре занятости не стоят на учёте педагогические работники. Коллектив школы представляет собой определённое ядро, объединённое общими целями. Со слов представителей администрации я поняла, что цель школы – давать качественное образование, следить за тем, чтобы школьникам было комфортно, способствовать всестороннему гармоничному развитию личности учащихся – вобщем, всячески стоять на страже интересов и прав ребёнка. Много говорилось о ЕГЭ и ГИА, так как результаты ЕГЭ – один из главных показателей эффективности общеобразовательного учреждения.
Данная школа работает в режиме ресурсного центра (с 5-го по 11-й класс).

Структура учреждения такова: административно-управленческий персонал (директор, 3 зам.директора по учебно-воспитательной работе, 1 зам.директора по воспитательной работе, 1 зам.директора по административно-хозяйственной работе, главный бухгалтер); педагогический персонал (все учителя, ведущие предметы); вспомогательный персонал (инженер по ИКТ, заведующая библиотекой, экономист, заведующая канцелярией, специалист по кадрам); технический персонал (сторожа, уборщицы, дворник, гардеробщица). Надо сказать, что социальный педагог, педагог-психолог и педагог-организатор относятся к педагогическому персоналу, но чаще других взаимодействуют с административно-управленческим.
В городе две школы – начальная и ресурсный центр. Не так давно было три, но в результате «оптимизации» одну школу сократили (вернее, «реорганизовали путём слияния»). Из-за этого детей в здании школы стало практически в два раза больше (сейчас – около 650 человек с 5-го по 11-й класс). Но, как я поняла, реорганизации здесь проводятся довольно часто, и в этом учебном году данная школа открывает первые классы. Соответственно, встали проблемы: как разместить первые классы, чтобы им было удобно и комфортно. Причём, надо всё устроить таким образом, чтобы было хорошо детям, нравилось их родителям, было удобно остальным классам и учителям, и чтобы это всё находилось в гармонии с СанПиН.
Вобщем, не всё так просто. Директору, помимо образовательных дел, надо решать множество других вопросов, не менее важных. Конечно, руководитель делегирует какие-то полномочия своим заместителям, но ответственность за все принятые решения лежит на директоре, независимо от того, кто работал на данном «участке». 02.07.13, вторник Изучение нормативно-правовой основы функционирования учреждения и деятельности специалистов. Изучение системы взаимосвязи работников школы. Существует такое понятие – учредительные документы. Они хранятся в кабинете у директора. Это Устав школы, Лицензия на право ведения образовательной деятельности, Свидетельство об аккредитации, Свидетельство о праве оперативного управления на землю и здание, распоряжение Главы ЗАТО Александровск о назначении Лёвкиной Н.Г. руководителем образовательного учреждения, Свидетельство о постановке на учёт в налоговый орган. Нельзя сказать, какой документ главнее, ибо в каких-то серьёзных случаях (например, проверки или изменение лицензии) требуется весь «пакет» документов. Примечательно, что Лицензия на право ведения образовательной деятельности переоформляется даже в том случае, если у школы изменился адрес или индекс, или переименовали улицу, на которой школа находится, или школе присвоили имя какого-то героя.
Взаимосвязь работников школы интегрирована, отлажена. Никто не работает «в одиночку»: классный руководитель часто проводит мероприятия с привлечением педагога-психолога или соцпеда, а также работников других организаций, с которыми сотрудничает школа. Зам.директора по воспитательной работе курирует работу классных руководителей. Завучи разделили «сферы влияния» по внутришкольному контролю. Все завучи с социальным педагогом и психологом взаимодействуют постоянно. Часто практикуются интегрированные уроки, например, музыка+ИЗО, физкультура + ОБЖ, химия + биология, биология + физика. 03.07.13, среда Изучение основных проблем, которые существуют в данном учреждении. Присутствие на рабочем совещании администрации учреждения. Работа на персональном компьютере. Совещание было посвящено рабочим вопросам, а именно ремонту здания школы и некоторых классных кабинетов. Вопросы, которые обсуждаются в школе наиболее часто: ремонт и связанное с ним финансирование (недавно школе делали «обшивку», а сейчас планируют капитально ремонтировать крышу). Я была удивлена, насколько это непросто, сколько задействовано людей и инстанций, сколько нужно подготовить документов и сколько это стоит. Стало понятно, что директор в современной школе должен владеть не только образовательными технологиями, но и быть хорошим хозяйственником, даже предпринимателем, чтобы грамотно спланировать бюджет и учесть разные ситуации. Следующий вопрос, который часто обсуждается – это открытие первых классов в наступающем учебном году. Но администрация успешно решает это: определили кабинеты, заказали новую мебель для младших школьников, учебники, наглядные пособия, стенды. Ещё один вопрос, находящийся в активном обсуждении, - переход на новые образовательные стандарты (ФГОС). Должна признаться, что не всё было понятно в рассказах исполняющего обязанности директора, так как многие вопросы носили специфический характер, но общую суть я, надеюсь, уловила, а также поняла, насколько непросто быть руководителем школы. К должности директора «прикладывается» не только высокий статус, но и огромный круг обязанностей и колоссальная ответственность. 04.07.13, четверг Изучение форм и направлений взаимодействия с другими учреждениями, занимающимися решением проблем молодёжи, организациями, департаментами. Мне всегда было известно, что школы сотрудничают друг с другом, обмениваются опытом, «ходят» друг к другу на открытые мероприятия и конференции. Но сегодня школы имеют социальное партнёрство со многими другими учреждениями, и не только образовательными. Например, эта школа подписала договор социального партнёрства со строительным колледжем им.Момота, с Военмехом (Санкт-Петербург). Преподаватели ВУЗа приезжают в школу и читают лекции по высшей математики и физики в послеурочное время. Такое сотрудничество существует давно, и все старшеклассники, которые дополнительно занимались с преподавателями Военмеха, поступали на этот факультет на бюджетной основе. Но, как говорит завуч, студентам на Военмехе сложнее «удержаться», чем поступить.
Также налажено взаимодействие с учреждениями культуры (библиотеки, Центр творчества и досуга). Все масштабные мероприятия проводятся с привлечением специалистов ЦТиД. Библиотеки зазывают детей к себе на мероприятия, школьники с удовольствием приходят, а библиотека ещё и получает потенциальных читателей. Всем хорошо!
Целая система работы существует у школы с детскими садами, которых в городе четыре. Я так думаю, что немалую роль в этом играет «конкуренция», так как каждая школа хочет «заполучить» себе побольше детей, ибо от этого зависит и финансирование школы и её престиж.
Также школа сотрудничает с городской поликлиникой, работники которой бывают частыми гостями в школе на мероприятиях по здоровому образу жизни; специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних приходят в школу, в основном, для профилактических бесед. Среди социальных партнёров школы – Дом детского творчества, музыкальная и спортивная школы, Музей боевой славы в Доме офицеров, Комитет по делам молодёжи, спорта и социальной политики. 05.07.13, пятница Изучение должностных обязанностей и морально-этических требований к специалистам по работе с молодёжью, выделение специфических функций в сфере работы с детьми, подростками и молодёжью. Работа на персональном компьютере. Изучала функциональные обязанности классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора, заместителя директора по воспитательной работе. На самом деле, очень много у них обязанностей и ответственности. Особенный аспект делается на морально-этические требования к педагогам и другим специалистам школы. На первое место ставятся интересы и права ребёнка, его душевное и моральное благополучие, чтобы никаких «намёков» на психологическое насилие (то есть учитель не имеет право кричать на ученика, выгонять его из класса, ну и, само собой, ставить ребёнка в такую ситуацию, в которой он будет чувствовать себя обиженным, ущемлённым или униженным). Это всё понятно, но, на мой взгляд, нет никаких «законов», защищающих педагога от хамского и провоцирующего поведения подростков. Такое случается крайне редко, но некоторые подростки могут оскорбить учителя своим поведением или репликами, а педагог должен защищать своё достоинство высокоморальными методами, что не всегда понимается невоспитанными детьми. Однако, в этой школе существует негласное правило: если есть конфликт между учеником и учителем, то в любом случае виноват учитель, ибо ученик ещё мал, глуп, не имеет многих знаний и большого опыта общения, а учитель должен быть мудр, великодушен, морально силён. В конце-концов, он учился «на то», чтобы работать с детьми, и должен уметь предупреждать конфликты. Интересная точка зрения. В ней много жизненной мудрости, но бывают частные случаи, когда не всё так просто… 06.07.13, суббота Ознакомление с содержанием работы специалистов учреждения, занимающихся проблемами учащихся. Знакомство с программой по здоровому образу жизни «Здравствуй всегда!» Руководитель практики подробно рассказывала, как осуществляется работа вышеуказанных специалистов, что входит в их рабочий день. Алгоритм работы в случаях, когда у ребёнка (ученика) возникла проблема, последовательность действий; как специалисты действуют сообща, кто какие функции выполняет, кто какие задачи решает. Задумалась о том, какая слаженная работа должна быть у разных специалистов, и как это бывает непросто. Разбирали программу, которая называется «Здравствуй всегда!», является как бы подпрограммой воспитательной работы школы и направлена на культивирование здорового образа жизни. Очень много позиций в этой программе (сюда входят не только классные часы и лекции о ЗОЖ, но и спортивные мероприятия, и совместная работа с медиками школы и поликлиники – вот и тот случай, когда на практике осуществляется социальное партнёрство). А вообще, к специалистам предъявляются довольно обширные требования – они должны знать об учащихся практически всё: какая у него семья, какой у него характер, привычки, склонности, интересы, с кем он дружит, какие кружки посещает и так далее 08.07.13, понедельник Изучение правил внутреннего трудового распорядка. Изучение Устава школы и основных документов. Знакомство с программой «Разговор о правильном питании». Устав школы – один из самых важных документов; там расписана вся деятельность школы – чем занимается образовательное учреждение, какие у него функции, полномочия и обязанности перед школьниками и их родителями. Устав входит в состав учредительных документов школы и в некоторых моментах бывает главнее или «значительнее», чем, например, лицензия. Например, в трудовом договоре прописано соглашение между работником таким-то и директором Лёвкиной Н.Г., «…действующей на основании Устава…». Эта ссылка на Устав, оказывается, очень важна – без неё трудовой договор будет составлен неверно.
Познакомилась с ещё одной программой – частью воспитательного плана – «Разговор о правильном питании». Это программа, в которой принимает участие не только данная школа, но и многие другие школы региона. Немного удивилась (про себя), что в рамках этой программы мероприятия проводят учителя, с которыми тоже было бы неплохо провести разговор о правильном питании… 09.07.13, вторник Работа с документацией классного руководителя (план воспитательной работы, дневник классного руководителя). Помощь в оформлении информационного стенда по психологической безопасности. План классного руководителя – это целое досье на учеников, начиная от даты рождения и места жительства, заканчивая увлечениями и кружками. Классный руководитель ведёт учёт родительских собраний, решений, принятых родителями (прикладываются протоколы), есть список родительского комитета с адресами и телефонами; социальный паспорт класса, в котором подробно анализируется положение семьи (полная – неполная, малообеспеченная, многодетная, благополучная или не очень). Мне кажется, это довольно трудно узнать, но, наверное, есть какие-то критерии, по которым можно определить, благополучная эта семья или нет. Также существует у классного руководителя так называемый дневник, где он записывает результаты анкет, опросников, ведёт наблюдения и т.п. Снова задалась вопросом: как всё успеть, ведь классный руководитель – прежде всего учитель-предметник, ему надо готовиться к урокам, проверять тетради. А работа классных руководителей, судя по планам их воспитательной работы, очень обширна и многообразна.
Готовила материал для стенда по психбезопасности (использовала методическую литературу, предоставленную педагогом-психологом, а также интернет-ресурсы). 10.07.13, среда Работа с документацией социального педагога. Исполнение функций секретаря. Социальный педагог – один из главных специалистов в школе, который призван защитить школьника или помочь ребёнку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Помощь может заключаться, например, в том, что социальный педагог совместно с психологом посещает семью, проводит беседы, заодно выясняет, какая обстановка, микроклимат в данной семье, как обращаются с ребёнком, есть ли у него всё необходимое для учёбы и полноценного отдыха; проводят беседы с родителями, если нужно – приглашают на административный совет (но это в редких случаях). Помощь ещё может заключаться в том, что если, допустим, семья малообеспеченная, то ребёнок обеспечивается бесплатным питанием (завтрак и обед). Проблема только в том, что нужно доказать, что семья малообеспеченная (это значит, что на каждого члена семьи из совокупного дохода получается меньше прожиточного минимума). То есть, если на члена семьи выходит на 100 рублей больше, чем прожиточный минимум, то они уже являются «нормально обеспеченными»… Также социальный педагог ходатайствует о предоставлении бесплатных путёвок в летние выездные оздоровительные лагеря для детей из малообеспеченных и многодетных семей. Руководитель практики рассказала нам, что бывали такие случаи, когда нужно было оказать материальную помощь ребёнку из неполной малообеспеченной семьи, но мать не могла по каким-то причинам собрать необходимые документы, и учителя сами собрали «гуманитарную» помощь – купили школьнику тетради и необходимые канцтовары, кто-то принёс хорошую одежду и обувь, купили портфель и составили какой-то документ, на основании которого предоставили ребёнку бесплатное питание в школьной столовой. Надо отметить, что такие случаи очень редки, потому что Гаджиево – город военнослужащих, то есть у 80% учеников отцы служат, соответственно, семья обеспечена. 11.07.13, четверг Работа с документацией педагога-психолога. Исполнение функций секретаря. Знакомство с программой «Профилактика употребления ПАВ». Работа педагога-психолога ведётся по нескольким направлениям: 1.Диагностика; 2.Коррекция; 3.Профилактика; 4.Консультирование; 5.Просвещение. Документация педагога-психолога представляет собой следующее: журнал учёта консультаций, журнал диагностик, материалы диагностик, результаты, тесты, опросники, отчёты, справки, диаграммы, а также материалы для проведения тренингов, конференций, собраний, классных часов. Все документы систематизированы по направлениям. Также педагог-психолог данной школы принимает участие в региональном эксперименте по разработке индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), поэтому среди её документов также имеются папки с материалами по эксперименту.
Вообще-то, психолог должен занимать отдельный кабинет, причём, не кабинетик, а нормальный кабинет, в котором есть возможность не только проводить консультации и коррекционные занятия, но и тренинги; желательно, чтобы там была зона для психологической разгрузки. Однако недавняя «оптимизация» (слияние двух школ), а также открытие начальной школы привели к тому, что педагогам пришлось «уплотниться» (все уроки ведутся в первую смену), и психолог делит маленький кабинетик с социальным педагогом и завучем по воспитательной работе. Это очень неудобно, поскольку нормально консультацию уже не провести – и не только из-за тесноты, а по морально-этическим нормам: не должно быть посторонних людей во время проведения консультации. Опять-таки, и у социального педагога свои дела, свои беседы и посетители. Специалисты выходят из этого положения таким образом, что назначают беседы и индивидуальные консультации в свободных учебных кабинетах во второй половине дня. Тренинги и тренинговые занятия психолог проводит или в классном кабинете, или в конференц-зале – в зависимости от цели.
Здесь же я ознакомилась с программой «Профилактика употребления психоактивных веществ», в которой психолог принимает активное участие. Эта программа представляет собой перечень мероприятий, которые призваны не допустить употребление школьниками психоактивных веществ.
Выполняла функции секретаря: проверяла электронную почту, распечатывала письма, с разрешения администрации знакомилась с содержанием. Помогала архивировать приказы прошлых лет. 12.07.13, пятница Помощь педагогу-психологу в подготовке мероприятия по профориентации «Я бы в лётчики пошёл – пусть меня научат!» Помощь в оформлении школьного стенда «Не проходите мимо!» Подбирали материал к мероприятию, целью которого было помочь детям определиться в своих профессиональных предпочтениях (правда, им ещё рано, но некоторые уже задумываются о будущей профессии). Мероприятие готовилось в игровой форме.
Работала с интернет-ресурсами, искала материал для информационного стенда, на котором обычно вывешивается интересная и познавательная информация. 13.07.13, суббота Помощь в проведении профориентационного мероприятия. Анализ проведённого мероприятия. Проведение анкетирования «Нравится ли тебе в летнем лагере». Анализ результатов анкетирования. Мне кажется, что все мероприятия, которые проводятся в интерактивной форме, проходят более эффективно, чем когда преподаватель читает лекции. Тем более, что не у всех детей среднего школьного возраста сформирована привычка целенаправленно удерживать внимание (произвольное внимание) Мероприятие, которые мы готовили вчера, прошло весело и интересно. Потому что лекций было минимум, зато были игры, что детям очень нравится. Некоторые игры не имели отношения к теме, но это не помешало, и общая цель мероприятия была достигнута. Интересно наблюдать за детьми. Многие из них совсем не умеют скрывать свои чувства и эмоции. 15.07.13, понедельник Помощь педагогу-психологу в работе по систематизации документов (материалы для диагностик, результаты диагностик, материалы для проведения коррекционных занятий, классных часов, родительских собраний, тренинговых занятий и др.). Помощь педагогу-психологу в подготовке тренингового занятия «Общение + позитив». Изучала более подробно документацию педагога-психолога, систематизировала по папкам. В основном, это касалось материалов к классным часам, родительским собраниям и тренинговым занятиям.
Готовили тренинговое занятие, очень интересно. Оно практически полностью состоит из игр. Все игры весёлые и интересные. И если сначала непонятно, что к чему, то потом начинаешь понимать весь смысл. А у детей немного другое восприятие, и они эти игры воспринимают именно так, как надо.
Я предполагаю, что психологический тренинг — это такая штука, в которой «личностное вложение» играет первостепенную роль. А значит, сделать точную копию, повторить «тютелька в тютельку» придуманный кем-то сценарий всего тренинга или даже одного занятия практически никогда не удается. Как говорит наш психолог, психологический инструмент оказывается «заточен» под другую личность и порой ведет себя непредсказуемо в неумелых руках, плохо слушается. 
Так что же делать? Ведь при отсутствии опыта ведения тренинговой группы психолог-практик не может придумать собственный сценарий и собственные упражнения, а чтобы провести тренинг, он должен иметь этот сценарий и эти упражнения, причем свои собственные!
Мы получили такие рекомендации: исходить надо не только из собственных интересов (впрочем, их надо тоже обязательно соблюсти, иначе тренинг получится скучным), но и из реальных запросов и трудностей реальных людей. Ответьте себе на простые вопросы: Что хотят получить будущие участники группы? Чего группа и каждый ее участник реально смогут и должны достичь? Что я смогу и должен для этого сделать? Каков будет конечный результат нашей работы? Далее - определение состава тренинговой группы. Кто будет в группе? Сколько человек? Каково будет соотношение мальчиков и девочек? В чем заключаются психологические особенности участников? Желательно, чтобы число участников не превышало 18 человек. Но и слишком малое число — 3—4 человека — потребует коренного пересмотра содержания тренинговой программы: многие упражнения будет невозможно провести. Кроме того, психологическая атмосфера группы из трех или, скажем, пятнадцати человек сильно отличается, что вынуждает ведущего использовать разную стилистику ведения. Для эффективной работы оптимальным, по мнению многих специалистов, является 12 участников (без ведущего). Необходимо четко и ясно сформулировать проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга. Что такое проблема? Это вопрос, на который в данный момент не существует однозначного света. Если проблема — это не решенный пока вопрос, то задача — это цель деятельности, данная в определенных условиях. Задачу надо формулировать не вопросительно, а утвердительно. В ней должны содержаться требования к осуществляемой деятельности по определению искомого. Если очень сильно углубляться, то можно сделать вывод, что тренер – ведущий психологических тренингов – это как бы отдельная профессия. (Ну конечно, это не так) 16.07.13, вторник Помощь при проведении тренингового занятия «Общение + позитив». Анализ проведённого занятия. Проведение анкетирования для учащихся среднего звена (посещающих летний лагерь) «Твои интересы». Анализ результатов анкетирования. Очень интересно прошло занятие. Жаль, что у нас в школах такого не проводили. Получается, что дети почти час играли и веселились, а в результате выводы сделали такие, как будто им целый урок лекцию о дружбе читали. Дети просили ещё. Я сделала вывод: чтобы всё прошло так замечательно и легко, как по маслу, нужно хорошо подготовиться, подобрать игры, продумать всё. Всё-таки, нужно заниматься чем-то одним. Мне трудно представить, как всё можно успеть. 17.07.13, среда Присутствие на групповой консультации для подростков. Анализ проведённой консультации. Помощь педагогу-психологу при подготовке викторины о ЗОЖ «Три-четыре». Наблюдала за тем, как педагог-психолог проводит консультацию. Было пятеро ребят 5-6 класса, они пришли с просьбой разобраться в отношениях друг с другом. На мой взгляд, проводить консультацию довольно трудно. Нужно иметь какой-то свой личный опыт для того, чтобы грамотно всё рассудить. И терпение, терпение. Нужно уметь подобрать слова, чтобы было всё понятно детям.
В этическом кодексе психолога насчет проведения консультаций сказано буквально следующее:
1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.6. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.7. В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.8. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.9. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.10. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.11. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.12. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.
Вот как всё это уместить в одну голову?? Все знания, профессиональные умения, опыт? Как всё вовремя и к мессу применить? Наверное, это и есть профессионализм… 18.07.13, четверг Помощь при проведении викторины о ЗОЖ «Три-четыре» анализ проведённого мероприятия. Помощь в оформлении информационного стенда «Слагаемые здоровья». Всё прошло замечательно. Опять подумала о том, что если всё продумать и подготовить заранее, то мероприятие проходит очень хорошо, и остаётся чувство гордости и удовлетворённости, что сработали так «по-взрослому». Приятно осознавать, что дети считают тебя «авторитетом».Оформлять стенды мне нравится. Особенно нравится то, что дети их рассматривают и читают то, что я приготовила. Пока готовила информацию, и сама кое-что нового узнала. 19.07.13, пятница Проведение диагностической работы (рисуночный тест «Дом, дерево, человек») с учащимися 5-х классов (посещающих летний лагерь). Интерпретация полученных данных, составление рекомендаций для ребёнка. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.
Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности. Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т.е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.
Рисуночные тесты – это интересно, но и сложновато. Особенно если без опыта. Профессионал может по рисунку ребёнка составить его приблизительный психологический портрет. Нам же пришлось всё время сравнивать детали рисунка с ключом к тесту, затем сопоставлять все полученные факты в единую картину. Руководитель нам рассказала и о других рисуночных тестах, было очень интересно и познавательно, но я думаю, чтобы добиться успехов в правильной интерпретации, нужен большой опыт. Занималась составлением рекомендаций для родителей. То есть если в рисунке обнаруживалась агрессия, то нужно было обратить внимание родителей на это. Для составления рекомендаций пришлось посидеть с книгами по возрастной психологии, почитать об особенностях младшего подросткового возраста.
Думаю, что одного психолога для школы – мало. 20.07.13, суббота Проведение диагностической работы по выявлению уровня тревожности (опросник Филлипса) у учащихся 5-х классов (посещающих летний лагерь). Анализ полученных данных, составление рекомендаций для детей и их родителей. Проводить диагностику, которая потом обрабатывается математически – довольно просто. Даны вопросы, варианты ответов, ключи к ответам. Но это кропотливая работа, особенно если диагностику проходит много школьников. При составлении рекомендаций прислушивались к советам руководителя и обращались за помощью к возрастной и педагогической психологии. 21.07.13, воскресенье Воскресенье. Практика прошла быстро. Я только начала входить в работу, только начала детально прорисовываться схема работы школы. Поняла, как много нужно знать, чтобы работать хорошо и быть классным специалистом. Как много нужно сделать, чтобы получить опыт и какие-то действия делать «на автомате» или с наименьшими временными затратами. Но всё-таки как это всё интересно. И самое главное – работа с детьми, с молодёжью никогда не станет «старой», ненужной, никогда не перестанет. Потому что молодёжь растёт, развивается, меняется, а значит, и меняются формы работы, и содержание. Нет предела совершенству.
План-график самостоятельной работы
№ дата Содержание работы Подпись руководителя
01.07.13 Знакомство с представителями администрации учреждения. Знакомство с учреждением: выявление общих сведений об учреждении, о его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения. Составление «Визитной карточки учреждения». 02.07.13 Изучение нормативно-правовой основы функционирования учреждения и деятельности специалистов. Изучение системы взаимосвязи работников школы. 03.07.13 Изучение основных проблем, которые существуют в данном учреждении. Присутствие на рабочем совещании администрации учреждения. Работа на персональном компьютере. 04.07.13 Изучение форм и направлений взаимодействия с другими учреждениями, занимающимися решением проблем молодёжи (МВД, здравоохранения, образования), организациями, департаментами. 05.07.13 Изучение должностных обязанностей и морально-этических требований к специалистам по работе с молодёжью, выделение специфических функций в сфере работы с детьми, подростками и молодёжью. Работа на персональном компьютере. 06.07.13 Ознакомление с содержанием работы специалистов учреждения, занимающихся проблемами учащихся. Изучение их места и роли в решении проблем молодёжи. Знакомство с программой по здоровому образу жизни «Здравствуй всегда!» 07.07.13 Подведение итогов первой недели практики. 08.07.13 Изучение правил внутреннего трудового распорядка. Изучение Устава школы и основных документов. Знакомство с программой «Беседа о правильном питании». 09.07.13 Работа с документацией классного руководителя (план воспитательной работы, дневник классного руководителя). Помощь в оформлении информационного стенда по психологической безопасности. 10.07.13 Работа с документацией социального педагога. Исполнение функций секретаря. 11.07.13 Работа с документацией педагога-психолога. Исполнение функций секретаря. Знакомство с программой «Профилактика употребления ПАВ». 12.07.13 Помощь педагогу-психологу в подготовке мероприятия по профориентации «Я бы в лётчики пошёл – пусть меня научат!» Помощь в оформлении школьного стенда «Не проходите мимо!» 13.07.13 Помощь в проведении профориентационного мероприятия. Анализ проведённого мероприятия. Проведение анкетирования «Нравится ли тебе в летнем лагере». Анализ результатов анкетирования. 14.07.13 Подведение итогов второй недели практики. 15.07.13 Помощь педагогу-психологу в работе по систематизации документов (материалы для диагностик, результаты диагностик, материалы для проведения коррекционных занятий, классных часов, родительских собраний, тренинговых занятий и др.). Помощь педагогу-психологу в подготовке тренингового занятия «Общение + позитив». 16.07.13 Помощь при проведении тренингового занятия «Общение + позитив». Анализ проведённого занятия. Проведение анкетирования для учащихся среднего звена (посещающих летний лагерь) «Твои интересы». Анализ результатов анкетирования. 17.07.13 Присутствие на групповой консультации для подростков. Анализ проведённой консультации. Помощь педагогу-психологу при подготовке викторины о ЗОЖ «Три-четыре». 18.07.13 Помощь при проведении викторины о ЗОЖ «Три-четыре» анализ проведённого мероприятия. Помощь в оформлении информационного стенда «Слагаемые здоровья». 19.07.13 Проведение диагностической работы (рисуночный тест «Дом, дерево, человек») с учащимися 5-х классов (посещающих летний лагерь). Интерпретация полученных данных, составление рекомендаций для ребёнка. 20.07.13 Проведение диагностической работы по выявлению уровня тревожности (опросник Филлипса) у учащихся 5-х классов (посещающих летний лагерь). Анализ полученных данных, составление рекомендаций для детей и их родителей. 21.07.13 Подведение итогов практики. Обобщение полученных на практике результатов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
ОТЧЕТ
О прохождении учебной (ознакомительной) практики
Студентки II курса дневной формы обучения
Факультета истории и социальных наук, БОРМ,
Специальность «Организация работы с молодёжью»
Учебная группа № _______ зачётная книжка № _________________________
Ф.И.О. студента: Сивульская Ирина Александровна
Место прохождения практики, наименование учреждения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 276» г.Гаджиево ЗАТО Александровск Мурманской области.
Срок прохождения практики с «01» июля 2013 г. по «21» июля 2013 г.
Целью моей практики было ознакомиться со спецификой деятельности общеобразовательной школы, с особенностью работы учителей, социальных педагогов, психологов, классных руководителей, а также с тем, как школа способствует развитию молодёжи и становлению личности каждого ребёнка.
Благодаря прохождению практики в МБОУ «СОШ № 276» г.Гаджиево я ознакомилась с особенностями работы школы, у меня сформировалось представление о системе работы общеобразовательной школы, о взаимосвязи деятельности учителей-предметников, классных руководителей и других специалистов школы; о месте школы в общей системе образования. Узнала, с какими организациями и учреждениями сотрудничает школа для более эффективного достижения целей воспитания и образования (это Комитет по культуре и спорту ЗАТО Александровск, и Центр творчества и досуга, и Дом детского творчества, музыкальная и спортивная школы, библиотеки, а также учреждения начального профессионального образования и некоторые ВУЗы).
Во время прохождения практики я познакомилась с представителями администрации ОШ, старалась изучить контингент учащихся данной школы, какие образовательные услуги оказываются этим образовательным учреждением. Провела работу по изучению структуры школы и основных направлениях её работы; изучила функциональные обязанности специалистов, работающих с детьми.
Познакомилась с опытом работы социального педагога, классных руководителей, педагога-психолога, секретаря. Провела анализ основных нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность школы в части, касающейся воспитания и образования школьников. Работала в библиотеке с информационно-справочными материалами и методической литературой, осуществляла систематизацию документов, дел, диагностического материала и прочей информации. Помогала специалистам в оформлении школьных информационных стендов. Осуществляла наблюдение за работой психолога при проведении групповых консультаций с учащимися. Оказывала помощь в подготовке и проведении мероприятий и тренинговых занятий для детей, пребывающих в летнем лагере на территории города. Участвовала в анализах проведённых мероприятий, что дало мне более полное понимание работы педагога-психолога, а также углубило мои знания детской и поведенческой психологии.
Также у меня была возможность ознакомиться с программами внеклассной деятельности по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни. Под наблюдением педагога-психолога я провела тестирование учащихся 5х классов, проанализировала полученные данные и составила рекомендации для родителей.
Могу сказать, что в результате прохождения практики я повысила уровень своих знаний о работе специалистов в школе, а также свой информационно-коммуникативный уровень. Практика в школе мне понравилась; я поняла, что направление моей будущей профессии мною выбрано верно. Считаю, что задачи практики мною были выполнены, первичная адаптация в сфере моей будущей профессиональной деятельности обеспечена; практика прошла успешно.
Подпись студента
____________________
Сивульская И.А.
«___» _________ 20___ г. Подпись
руководителя практики МБОУ «СОШ № 276»
Педагог-психолог
________________________
Коломийцева Е.Л.
«____» ________ 20 ___ г.
Подпись руководителя практики от МГГУ в г. Мурманск
М.П. ______________________ «___» _____________ 20__ г.