Программа внеурочной деятельности УМЕЛЫЕ РУКИ
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. В третьем и четвертом классах на изучение курса «Технология» отводится 2 часа в неделю. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 2 часа в неделю.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели кружковой работы:
Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи:
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Содержание программы
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения:
34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.
Структурирование содержания
1 год обучения.
№
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
Примечания
1
Вводная беседа
1
1
-
2
Работа с бумагой и картоном
21
3
18
3
Работа с тканью
5
1
4
4
Работа с пластилином
5
1
4
5
Подведение итогов
1
1
-
выставка
Итого
33
7
26
2 год обучения
№
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
Примечания
1
Вводная беседа
1
1
-
2
Работа с бумагой и картоном.
11
1
10
3
Работа с тканью, мехом
11
1
10
4
Работа с природным материалом
5
1
4
6
Художественное творчество
5
1
4
7
Подведение итогов
1
1
-
выставка
Итого
34
6
28
3 год обучения
№
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
Примечания
1
Вводная беседа
1
1
-
2
Работа с бумагой и картоном
7
1
6
3
Работа с тканью, мехом
11
1
10
4
Художественное творчество
8
1
7
5
Бисер для детей
6
1
5
6
Подведение итогов
1
1
-
Итого
34
6
28
4 год обучения
№
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
Примечания
1
Вводная беседа
1
1
2
Работа с бисером.
6
1
5
3
Работа с тканью, мехом
6
1
5
4
Работа с бумагой
и бросовым материалом
10
1
9
5
Роспись по дереву
3
1
2
6
Художественное творчество
7
1
6
7
Подведение итогов
1
1
Итого
34
1 год (33часа)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час).
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с бумагой и картоном (21 час).
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Работа с тканью (5 часов).
Знакомство с наперстком.
Знакомство (практическое) с видами швов «через край», «петельный шов».
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
Работа с пластилином (5 часов).
Рассказ о глине и пластилине.
Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
Лепка по замыслу детей.
Подведение итогов (1 час).
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками «через край», «петельный шов».
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Наименование темы, раздела
Кол-во часов
Теор.
Практ.
Вводный урок
1
1
1
Знакомство с особенностями занятий. ТБ на занятиях.
1
Работа с бумагой и картоном
21
3
18
2
История происхождения бумаги. ТБ с ножницами.
1
3
Чашечка в технике папье-маше. Изготовление основы
1
4
Чашечка в технике папье-маше.
1
5
Заключительный этап изготовления основы
1
6
Чашечка в технике папье-маше. Декоративная отделка
1
7
История оригами. Знакомство с разметкой
1
8
Изготовление основы открытки «С праздником, мама!»
1
9
Декоративная отделка открытки «С праздником, мама!»
1
10
Изготовление основы шляпы для маскарада
1
11
Изготовление полей для шляпы. Соединение основы с полями
12
Декоративная отделка шляпы
1
13
Подготовка к новому году. Маска из обоев
1
14
Декоративная отделка маски
15
Знакомство с аппликация. Натюрморт с фруктами.
1
16
Изготовление деталей для натюрморта
1
17
Изготовление деталей для натюрморта
1
18
Склеивание основы с деталями натюрморта
1
19
Склеивание основы с деталями натюрморта
1
20
Заключительный этап работы над натюрмортом
1
21
Изготовление рамки для натюрморта
1
22
Выставка работ
1
Работа с тканью
5
1
4
23
Знакомство с тканью, происхождение. Знакомство с инструментами для шитья. ТБ с иголкой
1
24
Знакомство со швами «вперёд иголку», «петельный шов»
1
25
Изготовление салфетки с бахромой
1
26
Из истории лоскутной техники. Сшивание лоскутков
1
27
Шитьё коврика из лоскутков. Коллективная работа
1
Работа с пластилином
5
1
4
28
Глина и пластилин. Что это такое?
1
29
Лепка простых по форме овощей по образцу
1
30
Лепка простых по форме фруктов
1
31
Лепка животных домашних животных (кошка, собака)
1
32
Лепка домашних животных (куры, гуси, поросята)
1
Подведение итогов
1
1
34
Чему мы научились? Итоги
1
2 год (34 часа)
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими
изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края – сувениры из меха.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
Вводная беседа (1час).
Саами. Мех. Использование меха в быту у саамов.
Работа с тканью, мехом (4 часа).
Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья.
Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
Шитье мягкой игрушки.
Изготовление сувениров из меха.
Лоскутная аппликация (коллективная)
Работа с бумагой и картоном (4 часа).
Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика».
Мозаика «Воспоминание о лете»
Изготовление аппликации “Осенний лес”.
Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.
Вырезание снежинок.
Работа с природным материалом (3 часа).
Рассказ о флористике. Природа Кольского края.
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Изготовление животных из шишек.
Составление композиции (коллективная работа).
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
Работа с пластилином (2 часа).
Знакомство с профессией скульптора.
Лепка людей, животных по образцу.
Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).
Художественное творчество (3 часа).
Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши.
Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся. Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.
Подведение итогов (1 час).
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов;
применение акварели, цветных карандашей, гуаши.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
3 год (34 часа)
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.
Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда. Знакомятся с пастелью.
Вводная беседа (1 час).
Работа с бумагой и картоном (3 часа).
Знакомство с профессией дизайнера.
Изготовление игрушек-сувениров.
Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями)
Аппликация по желанию детей
Работа с тканью, мехом (4 часа).
Из истории мягкой игрушки.
Знакомство с профессией портной.
Знакомство со швами «козлик», «узелок».
Шитье мягкой игрушки.
Изготовление настенного кармашка для мелочей.
Изготовление сувениров из меха.
Художественное творчество (3 часа).
Беседа об изобразительном материале – пастели.
Рисование пастелью.
Работа с бисером (6 часов).
Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения. Головные уборы саамов и поморов, украшенные бисером.
Плетение колец и браслетов – «фенечек» из бисера.
Подведение итогов (1 час).
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
применение пастели и бисера в окружающем мире.
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
изготовлять изделия из бисера.
4 год (34 часа)
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.
Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.
Вводная беседа (1 час).
Работа с бисером (4 часа).
Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений).
Плетение брошек (работа по схемам).
Плетение кулонов.
Ажурные браслеты.
Работа с тканью, мехом (3 часа).
Знакомство с соединительными швами «простой соединительный шов», «соединительный шов на основе петельного шва», «соединительный шов на основе шва «козлик»»
Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала).
Работа с бумагой и бросовым материалом (3 часа).
Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)
Знакомство (беседа, показ образцов, иллюстраций) с одним из видов декоративно-прикладного искусства – чеканкой.
Изготовление чеканки по замыслу детей.
Роспись по дереву (4 часа).
Знакомство, беседа, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробное рисование набросков росписи на листе.
Роспись по дереву (на разделочных досках) северной природы, достопримечательностей родного края.
Художественное творчество (2 часа)
Беседа о туши, линогравюре, монотипии.
Выполнение работ в технике монотипии.
Подведение итогов (1 час).
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила планирования и организации труда;
применение линогравюры, монотипии, туши;
применение чеканки в жизни;
способы и приемы обработки различных материалов.
К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в любой изученной технике рисования;
самостоятельно выполнять чеканку;
контролировать правильность выполнения работы.
Список литературы
А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки”
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”, “Копилка игр сибирячка”
С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
Мишурина Лилия Степановна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №49
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
ґђЗаголовок 1ґђЗаголовок 2ґђЗаголовок 3ґђЗаголовок 415