Программа внеурочной деятельности «Умелые руки: рукоделие» (1-4 классы)


Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Умелые руки: рукоделие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011). Основанием для разработки программы являются следующие нормативно-правовые документы: закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2013; конвенция о правах ребенка; устав школы; СанПиН 2.4.2.2821-10.
Данная программа реализует художественно-эстетическое направление. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир.
Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия
Программа рассчитана для учащихся начальной школы объемом 34 часа в год.
Цель: формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
совершенствовать эстетический вкус детей;
развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программного материала обучающиеся учатся:
соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
закреплять ткань в пяльцах;
вдевать нитку в иголку;
завязывать узелок;
принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;
эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.);
использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
Основная форма организации учебного процесса
Программа состоит из четырех разделов: изонить, вышивка, гобелен, плетение фенечек. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. На протяжении всего обучения, занятия не сводятся только к изготовлению поделок, а направлены на расширение общего духовного богатства и духовных запросов человека.
Условия реализации.
Для успешного освоения программы необходимы следующие и условия, материалы и инструменты:
помещение – мастерская;
ткань белая «канва»;
иглы;
ножницы;
карандаши цветные и простые;
нитки;
пяльца;
копировальная бумага;
образцы рисунков для вышивания крестиком, гладью и изонити;
рамки для натяжения ниток и оформления работ;
картон цветной или бархатный.
Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться.
Формы подведения итогов:
подготовка и проведение выставок детских работ;
отбор лучших работ для портфолио;
творческий отчет руководителя кружка на педсовете;
Примечание:
Инструктаж по технике безопасности проводится:
текущий – на каждом занятии
общий – перед работой с новым техническим средством обучения или инструментами, перед совершением экскурсии.

Календарно-тематический план
2-4 классы
№ п.пТема занятий Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Изонить.
1. Вводное занятие. Правила безопасности труда и личной гигиены. Техника изонити, вышивки. Знакомство с изонитью как видом графики, также знакомство с вышивкой. Показ и анализ готовых изделий. Технология работы.
2-3. Заполнение угла. Основные приёмы изонити. Правила заполнения угла. Основные приемы работы. Практическая часть по заполнению нитью основных частей рисунка. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити.
4-5. Заполнение круга. Правила заполнения окружности. Основные приемы работы. Практическая часть по заполнению нитью основных частей рисунка. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити.
6. Заполнение овала. Основные приемы работы. Практическая часть по заполнению нитью основных частей рисунка. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити.
7-8. Заполнение спирали. Основные приемы работы. Практическая часть по заполнению нитью основных частей рисунка. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити.
9. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити. Понятие «рисунок - сколок». Основные приемы работы. Практическая часть по заполнению нитью основных частей рисунка. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити.
10-12. Проектирование собственных изделий. Изготовление проекта: Выбор рисунка. Деление рисунка на круги, овалы, углы, спирали. Прокалывание основы. Вышивка каждой части.
13. Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления. Перевод эскизов на основу. Изготовление сколка. Изготовление картинки в технике изонити. Завершение работы по изготовлению картинки.
14. Подведение итогов Подведение итогов. Оформление работы в рамку. Анализ работы. Контроль знаний учащихся.
Раздел 2. Вышивка.
15. Знакомство с вышивкой. Правила обращения с иголкой. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
16. Вышивание гладью «Листочек» Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью”. Демонстрация действия учителем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.
17-20. Вышивание цветка контурной гладью Вышивание цветка контурной гладью. Демонстрация действия учителем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.
21-22. Освоение приемов выполнения простого креста. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка). Практическая работа. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.
23-25. Проектирование собственных изделий. Изготовление проекта: Выбор рисунка. Выбор техники вышивания. Перевод рисунка на ткань.
26. Подведение итогов. Выставка готовых изделий. Подведение итогов. Оформление работы в рамку. Анализ работы. Контроль знаний учащихся.
Раздел 3. Гобелен.
27. Знакомство с гобеленом. Организация рабочего места. Вводное. Организация рабочего места. Правила безопасности труда.
28. Создание эскиза. Подготовка к ткачеству. Создание эскиза. Натягивание основы, подбор ниток и закрепление эскиза на раме.
29-30. Освоение приемов переплетение нитей «Солнце». Прокладывание нитей и ее переплетение. Освоение приемов переплетения нитей. Заполнение «Солнце».

Раздел 4. Плетение фенечек.
31. Плетение фенечек. Способы закрепления узелков. Вводное. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины. Плетение фенечек. Способы закрепления узелков.
32. Завязывание двойного и тройного узла. Прямое плетение фенечек. Простые приемы плетения фенечек. Завязывание двойного и тройного узла. Завершение изделия. Последние штрихи.
33. Схемы плетения из мулине ниток. Схемы плетения из мулине ниток. Демонстрация схем по плетению фенечек и ее последовательность.
34. Подведение итогов. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. Презентация детских работ родителям.
Итого часов: 34
Календарно-тематический план
1 класс
№ п.пТема занятий Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Плетение фенечек.
1. Вводное занятие. Правила безопасности труда и личной гигиены. Вводное. Организация рабочего места. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом.
2-4. Плетение фенечек. Способы закрепления узелков. Прямое плетение фенечек. Простые приемы плетения фенечек.
5-7. Прямое плетение фенечек. Прямое плетение фенечек. Простые приемы плетения фенечек.
8-11. Завязывание двойного и тройного узла. Завязывание двойного и тройного узла. Завершение изделия. Последние штрихи.
12. Схемы плетения из мулине ниток. Схемы плетения из мулине ниток. Демонстрация схем по плетению фенечек и ее последовательность.
13-14. Закрепление на застежке. Практическое занятие. Закрепление на застежке. Практическое занятие. Закрепление ниток определенным образом. Прямое или косое плетение по предложенным схемам.
15-16 Проектирование собственных изделий. Изготовление проекта: выбор цвета ниток, схему плетения.
17 Подведение итогов. Подведение итогов. Анализ работы. Контроль знаний учащихся.
Раздел 2. Гобелен.
18. Знакомство с гобеленом. Организация рабочего места. Вводное. Организация рабочего места. Правила безопасности труда.
19-20. Создание эскиза. Подготовка к ткачеству. Создание эскиза. Натягивание основы, подбор ниток и закрепление эскиза на раме.
21-23. Освоение приемов переплетение нитей «Солнце». Прокладывание нитей и ее переплетение. Освоение приемов переплетения нитей. Заполнение «Солнце».
24-26. «Снеговик» Выполнение работы по схеме предыдущего урока.
27. Подведение итогов Подведение итогов. Анализ работы. Контроль знаний учащихся.
Раздел 4. Вышивка
28. Знакомство с вышивкой. Правила обращения с иголкой. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
29-30. Вышивание гладью «Листочек» Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью”. Демонстрация действия учителем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.
31. Освоение приемов выполнения простого креста. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка). Практическая работа. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.
32. Проектирование собственных изделий. Изготовление проекта: Выбор рисунка. Выбор техники вышивания. Перевод рисунка на ткань.
33. Подведение итогов. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. Презентация детских работ родителям.
Итого часов: 33
Список литературы
Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. / Л.И. Бурундукова — Москва, 2008
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
Ереминко Т. Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск, 1993.
Ивахнова М. Энциклопедия рукоделия. / М. Ивахнова — Смоленск, 2000
Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.
Малышева Н.А. Модные фенечки./ Н.А. Малышева. — Москва, 2007.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) /Горский В.А.,Тимофеев В.А., Смирнов Д.В.и др. /Под ред. Горского В.А. - М.:Просвещение, 2011г.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, (Методика).
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1987.