Конспект урока по литературе на тему Пожалейте человека! (Н.В. Гоголь «Шинель»)


Тема: Пожалейте человека! (Н.В. Гоголь «Шинель»)
Цель: Познакомить учащихся с произведением Н.В. Гоголя «Шинель»,
исследовать образ Акакия Акакиевича БашмачкинаЗадачи:
Раскрыть проблемы, поднятые писателем в повести;
Продолжить работу по формированию навыков устной и письменной
речи, развитию ассоциативно-образного мышления, творческих
способностей детей;
Воспитание ответственного отношения к своей жизни,
доброжелательность, уважение к людям, ответственность;
Показать учащимся на основе изучения произведения, что самое
большое богатство человека – доброта, совестливость, умение
сострадать.
Тип урока: нетрадиционный, изучение нового материала
Методы: Проектно-исследовательский
Форма работы: Творческие группы
Оборудование: Презентация, фотовыставка, портрет Н.В. Гоголя, учебник
литературы, кадры для фильма, эпиграф
Словарная работа:
Анекдот – случай, приключение, смешной эпизод.
Лепажевское ружьё –Лепаж – знаменитый французский мастер – оружейник
Шинель -
Акакий (с греч.) - незлобный
Ход урока
I. Организ. момент
II. Слово учителя:
-Ребята, сегодня мы с вами обращаемся к произведению Н.В. Гоголя
«Шинель». Мы проанализируем ключевые моменты повести, обратимся к
образу Акакия Акакиевича Башмачкина. Прочитаем эпиграф нашего
урока:
Весь мир против
меня:
Как я велик!..
-Как вы думаете, почему именно эти слова выбраны для эпиграфа
урока?
(ответы учеников)
Выходит ученик и читает ПРИТЧУ О ЧЕЛОВЕКЕ (Ученик):
Ученик: В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади
Демосфена с горящим фонарём в руках.
- Ты что ищешь? – спросили они.
- Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через
некоторое время афиняне опять обратились к Демосфену:
- Так что же ты ищешь, Демосфен?
- Я ищу человека…
-Кого: его, меня..?- Я ищу ЧЕ-ЛО-ВЕ-КА
Так что же значит – быть Человеком?
Учитель: На этот вопрос нам поможет ответить Н.В. Гоголь и его
повесть «Шинель». И почему мы должны проявлять жалость к людям,
сострадать им?
Учитель: Работаем сегодня в творческих группах. Группы набирают
материал для создания фильма о главном герое повести, его жизни,
взаимоотношениях с людьми. На столах у вас лежат рабочие материалы:
картинки и кадры для фильма, которые вы будете заполнять.
(учитель показывает кадры на доске)
III. Материал для фильма
-Итак, кадр № 1. Творческая история повести
Работаем со статьёй учебника с.186-187, выбираем материал для
первого кадра, а также картинку из рабочего материала.
Кадр может выглядеть так:
Группы выступили с первым кадром.
Канцелярский анекдот
+Иллюстрации Бедный
чиновник
Накопил
сумму для
ружья
На лодке!!!
Учитель: Приступаем ко второму кадру. Понятие «маленький человек».
Какой он? Выскажите ваше мнение. Мы уже встречались с вами с этим
понятием в произведениях А.С. Пушкина «Станционный смотритель», Ф.М.
Достоевский «Бедные люди»…Вам предлагается ряд картинок, вы вибираете из них те, которые вам
необходимы для кадра. А также даёте определение понятию «маленький
человек».
(группы совещаются)
Кадр может получиться таким:
Иллюстрации на выбор:
- человечек
-гномик
-жёлтый цветок среди красных
-букашка
-одинокий
- один плод на дереве
Выступление групп, выводы.
Учитель: «Маленький человек»….
Учитель: Мы обращаемся к главному герою нашей повести – Акакию
Акакиевичу Башмачкину.
Сейчас, опираясь на текст, выберите цитаты, дайте хар-ку герою. Кадр № 3
Цитаты, которые могут выбрать ребята:
«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК»
Одинокий унижен
оскорблён
«В одном департаменте… не помню какого-то города… служил один
чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького
роста, несколько рябоват, несколько рыжеват…» с.188
«Фамилия чиновника была Башмачкин»
Об имени – с. 189
Одежда – с.191
Комната – с.192
+ словарная работа (Акакий (от греч.) – «кроткий», «невинный»).
После того, как учащиеся выступили. Из готового материала они
составляют синквейн.
Например,
Чиновник, Акакий,
Безобидный, одинокий, Незлобивый, обыкновенный…
Пишет, существует, терпит, Переписывает, обижается,
откладывает,
Зачем вы меня обижаете? Что-то такое преклоняющее на
жалость,
Личность, Че-ло-век. Жертва
Выступления групп. Учитель обращает внимание на фотографии.
Учитель: Итак, кадр № 4. Мир чиновников
+Иллюстрации
См. стр. 190, 202, 203, 205,
208 уч.
МИР ЧИНОВНИКОВ
А.А.
ЧИНОВНИКИ
Цитаты:
«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения»
«Начальники поступали с ним как-то холодно - деспотически»
«Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос
бумаги, не сказав даже «перепишите»
«…сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом…»
«…видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой
грубости…»
«…шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек
чиновникам; от неё отнимали даже благородное имя шинели и называли
её капотом»
«Знаете ли вы, кому это говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед
вами? Понимаете ли вы это? Я вас спрашиваю».
Выступление групп.
Учитель: Кадр № 5. Случай с шинелью. Зачитаем эпизод. Как ведёт себя
Башмачкин после того как у него украли новую шинель? Опишите его
внутреннее состояние.
«точное море вокруг него»
«какие-то люди с усами»
«У него затуманило в глазах и забилось в груди»
«Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет»
«Прибежал домой в совершенном беспорядке»
Выступление групп.
Учитель: А теперь, обратимся с вами к финалу повести. Финал этот
необычный, мистический.
Что же мистического в нём?
Учитель: А сейчас посмотрите на доску и на слайд. Вы видите существительные, выберете те,
которые покажут ваше отношение к герою. Работают сразу две группы. Затем прикрепить к
кадрам.
Случай с шинелью
«Точное море вокруг него»
Мистический финал
Никто в реальной жизни не защитит
«маленького человека», но человека с
большой буквы.
тоска
грусть
насмешка
жалость
скорбь
отвращение
сострадание
радость
IV. Итоги урока. Все кадры на доске.
Ребятам предлагается несколько выводов. Из которых они выбирают тот,
который им кажется правильным (карточки).
№ 1.
Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю
ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели
со знатных и богатых. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную
ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт
"маленького человека" становится главной темой повести. История бедного
чиновника написана так подробно и достоверно, что читатель невольно
входит в мир интересов героя, начинает сочувствовать ему.
№ 2.
В основе замысла Н. В. Гоголя лежит конфликт между "маленьким
человеком" и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию
смиренного. Повесть "Шинель" описывает не только случай из жизни героя.
Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его
рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему
необходима была шинель и, наконец, как он умер.
№ 3.
Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит
трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится
своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется
мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы
приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким
символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий
Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда
описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель
сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли маленькому
человеку суждено быть счастливым в этом несправедливом мире? И лишь
после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой,
когда возвращает себе потерянную вещь.
№ 4.
Гоголь показал не только жизнь маленького человека, но и его протест
против несправедливости жизни. Пусть этот бунт робкий, почти
фантастический, но герой выступает за свои права, против основ
существующего порядка
№ 5.
Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым
детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук.
Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу
осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив.
Но надолго ли
Маленькому человеку не суждено быть счастливым в этом несправедливом
мире. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкинаобретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.
Учитель: Кто перед нами? Человек с большой буквы. Мистический финал
повести говорит нам о том, что в реальной жизни нет такой силы, которая
хотела бы помочь Акакию Акакиевичу.
А что происходит в реальной жизни? Несправедливость, притеснение,
бедность… Но, мы должны сохранить человеческие качества, быть
настоящим человеком, личностью (фотки).
V. Д/З с.220, вопрос 5; тест (приложение)
Приложение 1.
Тест по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
1. В какой сборник была включена «Шинель»:
А) «Арабески»
Б) «Миргород»
В) «Петербургские повести»
2. Жанр Произведения:
А) Повесть
Б) Рассказ
В) Мемуары
3. Главная тема произведения:
А) тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни
Б) жизнь мелкого чиновника в Петербурге
В) отношения между бедными и богатыми
4. Чьи это слова: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?"
А) Портного Петровича
Б) Значительного лица
В) Башмачкина Акакия Акакиевича
5. В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?
А) Персонажу больше не скопить денег на новую вещь
Б) Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест
против несправедливости.
В) Персонаж замерзнет зимой и заболеет
6. Верно ли, что Петербург не только место действия, но одно из
действующих лиц?
А) Да
Б) Нет
7. Узнайте персонаж по портрету:
…нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста,
несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид
подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим
сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…
А) Значительное лицо
Б) Башмачкин Акакий Акакиевич
В) Портной Петрович
8. Повесть «Шинель» и это произведение находятся в разных сборниках:
А) «Старосветские помещики»
Б) «Нос»
В) «Портрет»
9. Что является экспозицией в произведении «Шинель»?
А) Жизнеописание БашмачкинаБ) Визит Башмачкина к портному
В) Визит Башмачкина к значительному лицу
10. Какой из вариантов происхождения сюжета верный:
А) Придуман Н.В.ГоголемБ) Подарен автору А.С.ПушкинымВ) Взят из рассказанного Гоголю анекдота о лепажевском ружье__