Конспект урока по музыке на тему: «Венгерская народная музыка»
Департамент образования г. Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж Конспект урока по музыке
проведенного в 4 классе
на тему: «Венгерская народная музыка»
Черкашиной Анастасии Владимировны
Дата: _______
Оценка: ______
Подпись методиста: ______
Подпись учителя: _______
Тема урока :
«Венгерская народная музыка»
Цель: Познакомить учащихся с Венгерской народной музыкой
Задачи:
Сформировать знания учащихся о венгерской музыке;
Познакомить учащихся с творчеством И. Брамса;
Воспитывать интерес венгерской музыке;
Средства обучения:
музыкальный центр;
телевизор;
DVD;
Презентация
Этапы Ход урока Примечание
Организационный момент
Актуализация знаний
Введение в тему
Основная часть
Физминутка
Опрос по пройденному материалу
(подведение итогов)
Рефлексия
Итог
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.
Для начала с вами вспомним правила приличия на уроке. Отвечаем только по поднятой руке, не выкрикиваем с места, слушаем учителя и следим за осанкой. Если мы будем соблюдать все эти правила, то у нас с вами получится узнать много нового и интересного.
Ребята, а кто-нибудь из вас знает что-нибудь о венгерской народной музыке?
Ученик: Венгрия имеет богатую музыкально-танцевальную традицию. Она крайне разнообразна и включает в себя черты музыкальной культуры соседних стран и регионов — Румынии, Словакии, северной Польши, Моравии…
Учитель: Совершенно верно. И тема нашего сегодняшнего урока «Венгерская народная музыка» Венгерская музыка — неотъемлемая часть культуры этой страны. На протяжении всего года в Венгрии проходят всевозможные концерты и фестивали. Конечно же, главой музыкальных событий является Будапешт. Здесь можно найти музыкальные мероприятия на любой вкус. Так, например, каждое лето на Обудайском острове проводится известный фестиваль «Сигет». Ежегодно на него приезжает более 400 тысяч человек из разных уголков мира. Живут они здесь же, на острове: разбивают палатки и веселятся от души, дожидаясь вечера, когда на сцену выходят знаменитые группы и исполнители. Любители классической музыки могут насладиться великолепной игрой музыкантов в Будапештской консерватории, одном из старейших концертных залов страны. Поклонников оперы ждет роскошное здание Венгреского государственного оперного театра. Тем же, кто предпочитает более легкий жанр оперетты, рекомендуем посетить Будапештский театр оперетты, в богатый репертуар которого входят такие всемирно известные мюзиклы, как «Ромео и Джульетта», «Моцарт», «Красавица и чудовище» и другие. Венгрия является одной из самых музыкальных стран Европы, где современные направления мирно уживаются с классикой и народным творчеством.
Вплоть до XIX века венгерскую народную музыку сравнивали с музыкой, которую исполняли цыганские оркестры. Она возникла в конце XVIII века и называлась вербункош. Под вербункошом подразумевают не только музыкальный стиль, но и одноименный танец, для которого характерен постепенный переход от медленных темпов к быстрым. Подобный переход имел особое смысловое значение — он символизировал национальный венгерский характер (стоит заметить, что появился он как раз в эпоху пробуждения национального самосознания). Первоначально вербункош исполняли во время набора рекрутов, чтобы вдохновить юношей на вступление в ряды армии. Известная мелодия в стиле вербункоша — так называемый марш Ракоши — вошел в произведения композиторов Ференца Листа и Гектора Берлиоза. Происхождение вербункоша точно не известно, однако установлено, что он включает в себя черты старинных венгерских танцев, равно как элементы балканской, славянской, левантинской, итальянской и венецианской музыки. С течением времени вербункош приобрел популярность не только в крестьянской среде, но и у представителей дворянства. К концу XVIII века народный музыкальный стиль часто встречался в оперных постановках, произведениях камерной и фортепьянной музыки. В XIX веке вербункош начали воспринимать как неотъемлемую часть музыкального романтизма Венгрии.
В 1970–е годы в Венгрии появилось движение «танцхаз», участники которого выступают против усредненной фольклорной музыки и стараются сохранить странные песенные традиции. Название движения, в переводе на русский означающее «танцевальный дом», связано со странным трансильванским обычаем: молодежь села снимала за плату дом, чтобы проводить там вечеринки с танцами. В 70-е годы этот обычай переняли молодые венгры, посещавшие Трансильванию. Среди них были музыканты и этнографы, которых привлекала сохранившаяся почти что в первозданном виде народная культура.
. В 80-е годы обычай проводить конец недели в домах танца стал одним из популярнейших альтернативных способов коллективного общения. Здесь оркестры на аутентичных инструментах (скрипке, трехструнной виоле-браче, венгерских цимбалах) исполняли старинную крестьянскую музыку, аккомпанируя певцам и певицам, перенявшим от крестьян традиционную манеру пения. И конечно же, ни один из таких вечеров не обходился без танцев, причем не только венгерских, но и соседних народов — славян, греков, румын.
А сейчас мы с вами посмотрим и послушаем венгерский танец № 5, а вы скажите, какое настроение она у вас вызывает и какие чувства.
(слушанье)
Так какое же настроение у вас вызвала эта композиция? И какие чувства и почему?
Ответы учеников
Учитель: Хорошо, ребята. А кто-нибудь из вас знает как зовут композитора этого произведения?
Ученик: Иоганнес Брамс
Учитель: Правильно! Иоганнес Брамс родился на севере Германии, в Гамбурге, 7 мая 1833 года. Его отец, родом из крестьянской семьи, был городским музыкантом (валторнистом, позже контрабасистом). Детство композитора прошло в нужде. Первым учителем музыки был его отец. В дальнейшем учителями Брамса были Ф. В. Коссель (фортепьяно) и Э. Марксен (композиция). Одаренный пианист, Брамс начал публично выступать уже в детские годы. Но необеспеченное материальное положение семьи вынудило его браться за любую работу - он переписывал ноты, аранжировал, играл в садах и ресторанах. Однако, это принесло определенную пользу юному Брамсу: будущий композитор вошел в непосредственное соприкосновение с музыкой немецкого демократического быта, которую широко использовал в своем последующем творчестве. Существенную роль в творческом развитии Брамса сыграла его встреча в 1853 году с Э. Ременьи (эмигрировавшим из Венгрии после разгрома революции 1848-1849 годов, в которой он принял участие). Выступая с Ременьи в качестве его аккомпаниатора, Брамс проникся красотой и увлекательностью венгерских национальных мелодий, входивших в репертуар скрипача. Впоследствии это нашло отражение в творчестве Брамса - в его знаменитых "Венгерских танцах" и в ряде других сочинений, где использованы характерные мелодические обороты и ритмы венгерской народной музыки.
Брамс - выдающийся национальный художник немецкого народа. Его музыка насыщена глубоким жизненным содержанием и утверждает реалистические принципы народности искусства. Расходясь во взглядах на искусство со своими современниками Вагнером и Листом, Брамс не испытывал тяготения к программной музыке. В связи с этими расхождениями в свое время возникла острая полемика между так называемыми "брамсианцами" и "вагнерианцами"; первые резко противопоставляли творчество Брамса творчеству Листа и Вагнера. В действительности же для такого противопоставления не было оснований, так как Брамс, Лист и Вагнер - каждый по своему - внесли ценнейший вклад в музыкальную культуру второй половины 19 века.
«Венгерские танцы» Брамса – одно из самых популярных и эффектных сочинений композитора. Их появление связано с творческим союзом Брамса и венгерского скрипача Э.Ременьи. Выступая с Ременьи в качестве его аккомпаниатора, Брамс проникся красотой венгерских национальных мелодий, входивших в репертуар скрипача. Впоследствии это нашло отражение в творчестве Брамса – в его знаменитых «Венгерских танцах» , где использованы характерные мелодические обороты и ритмы венгерской народной музыки.
"Венгерские танцы" написаны Брамсом первоначально для фортепиано в четыре руки. В 1869 году вышли из печати две тетради танцев - № 1 - 10; в 1872 году - их авторское переложение в две руки; в 1880/81 годах - третья и четвертая тетради для фортепиано в четыре и две руки - № 11 - 21.Позднее Йозеф Иоахим совместно с Брамсом подготовил виртуозные обработки всех Венгерских танцев для скрипки и фортепиано.Танцы 11, 14 и 16 являются оригинальными мелодиями Брамса, остальные построены на венгерско-цыганских мотивах из репертуара скрипача Эде Ременьи, с которым 20-летний Иоганнес в качестве аккомпаниатора совершил поездку по городам Германии. Самый знаменитый танец № 5 основан на чардаше Белы Келера, который Брамс ошибочно полагал народным.
Давайте же послушаем с вами несколько этих композиций.
(слушанье)
В основе Венгерских танцев лежит направление венгерской музыки – Вербункош, что в переводе означает вербовочный. Возникнув в XVIII веке, это направление инструментальной музыки сочетает в себе венгерские черты с влияниями цыганской, славянской, итальянской и венской традиций.Эта музыка сопровождала в XVIII веке вербовку солдат. Вербункош лежит в основе венгерских национальных танцев палоташа и чардаша, разработанных в инструментальной музыке Брамса.
(слушанье)
В Венгерских танцах Брамса звучат характерные мелодические обороты, острые ритмические фигуры. Они сразу узнаются на слух. Это – интонации венгерского танца чардаша. Название его происходит от слова csarda – трактир, корчма. Венгерские корчмы издавна служили своеобразными клубами, где собирались окрестные жители. В них или на площадке перед ними и танцевали. Чардаш возник не в крестьянской или придворной среде, а в городе, в начале XIX века. Танец этот состоит из двух частей – довольно медленного патетического лашшана и стремительной, огневой фришки.
(Слушанье)
Учитель: Какой характер у этих произведений?
(ответы учеников)
Учитель: Чем отличается один венгерский танец от другого?
(ответы учеников)
Учитель: Верно. Ребята, мы с вами отлично поработали, теперь можно и немножко отдохнуть.
(физминутка, видеофрагмент.)
: Отдохнули – и снова за работу. Давайте же с вами посмотрим, как хорошо вы меня слушали на уроке. Отвечаем на мои вопросы:
Какой город является главным, при каких либо музыкальных событиях, фестивалях и т.д.? (Будапешт)
Кто такой И. Брамс? (композитор)
Сколько Венгерских танцев написал И. Брамс? (21)
Изначально, как воспроизводились Венгерские танцы? (игра в 4 руки )Молодцы ребята, хорошо справились с этим задание.
На столе у вас лежат смайлики, поднимите их, в зависимости от вашего настроения
Прием «Два смайлика» Дети поднимают смайлик с грустным или весёлым выражением
Мы сегодня с вами хорошо поработали.
Спасибо за урок! До свидания! (слова под видео №1)