План-конспект урока Декоративная композиция

План-конспект открытого урока по композиции

Преподаватель: Гайша Валиулловна Ульбаева
Тема урока: «Декоративная композиция».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: рисование по воображению.
Цель урока:
Изучить индивидуальный почерк и манеру письма художника и постараться интерпретировать это в своей манере.
Задачи урока:
научить учащихся проводить композиционный графический анализ методом последовательного исключения из произведения цвета, тона, второстепенных деталей т.п;
развивать образное мышление учащихся, умение самостоятельно проводить анализ манеры и стиля работ художников;
выполнять композицию, используя стиль и манеру художника, цветовой строй произведения.
воспитывать любовь к изобразительному искусству, к выполняемой работе, к наследию известных художников: Матисса, Пикассо, Лентулова и др.

Задание на урок:
Выполнить на формате А 4 с поисковыми эскизами (в карандаше) работу художника (по выбору автора) в цвете.
Оборудование:
для Учителя:
план-конспект урока;
термины урока: стиль, манера, стилизация,
высказывания мастеров:
«Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться» (Б.Винер);
«Стиль – это постепенный переход от человека к действительности и обратно» (А. Дерен);

репродукции художников: Матисса, Пикассо, Модильяни, Лентулова и др;
живописные материалы: гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши и др.
технологическая карточка «Декоративная композиция».

для Учащихся:
формат А 4, живописные и графические материалы;
репродукция художника;
технологическая карточка;

План урока.
Организационная часть урока
Закрепление пройденного материала и сообщение нового.
Практическая часть урока.
Подведение итога урока
Домашнее задание.


Ход урока:

№ п\п
Действие учителя и учащихся
Примечание

1.


2.


































































3.













4.







5.

Здравствуйте, ребята и преподаватели школы.
Сегодня, на заключительном открытом уроке по предмету композиция, мы с вами вспомним пройденное, закрепим новое, и выполним интересное, на мой взгляд, творческое задание по декоративное композиции.
Тема нашего урока – «Декоративная композиция».
В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в не свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.
Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
В декоративном искусстве стилизация – метод ритмичной организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности.
Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к терминам: «Стиль».
В каждом происходящем историческом процессе присутствуют определенные черты, свойственные только этой эпохе, тому поколению людей, живущим в нем. Таким образом, за многие тысячелетия жизни на земле возникло множество исторических стилей.
Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и выражения, личности и эпохи. Художник А. Дерен считал, что
«Стиль – это постепенный переход от человека к действительности и обратно» (А. Дерен).
Чаще всего стиль определяют как систему внутренних связей между компонентами
Творческого процесса:
Содержание-Форма-Колорит-Техника выполнения - Пространственное построение.
Если сравнить стиль и манеру, то Манера – это особенные черты творческого процесса, а стиль – его конечный результат, обязательный синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.
Такие изобразительные средства композиции, как пространственный объем, цвет, линия, фактура, благодаря определенной организации художником, приобретают индивидуальный характер и следовательно, стилевую окраску.
Искусствовед Б. Винер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться» .
Стиль произведения несет в себе стиль эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека.
Порой произведения великих творцов выходят за рамки конкретного стиля, и тогда можно вспомнить о стиле Пикассо, Матисса, Модильяни и т.д.
Декоративная композиция отличается от стилизации своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности.
Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения. Которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой.
Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная композиция – художественное переживание пространства.

В практической части урока мы выполним декоративную композицию в стиле известного художника, стараясь передать творческую индивидуальность и манеру письма, внося и свои творческие разработки. Для стилистической переработки можно использовать конкретную работу автора, ориентируясь на собирательный образ. Цветовое решение может быть частично в стиле мастера, частично авторское.
Следует избегать простого копирования, надо выполнить свою композицию, лишь вводя какие-то детали из произведения художников.
Желаю успехов в работе.

Итог урока. Перед тем, как просмотреть ваши работы, давайте, вспомним и закрепим следующие понятия: Принципы организации декоративной композиции, Стилизация, Составляющие творческого процесса.
Анализ полученных работ, выставление оценок.

Д\Задание: Выполнить аналогичную работу в графической технике художника-графика.












? для учащихся












? для учащихся
Из курса предмета «История искусства» какие вы знаете стили вИЗО?

Показ термина на доске.





Показ на доске.












Показ на доске.







Показ и анализ репродукций художников.

















Раздать учащимся репродукции художников.





Показ примерных работ.


Список литературы:

П. Чернышов. Формальная композиция. Минск.1999.
Л. Буткевич. История орнамента. Москва. 2004.





























Манера
Стиль
Стилизация
Декоративная
композиция



«Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться»
(Б.Винер)



«Стиль – это постепенный переход от человека к действительности и обратно»

(А. Дерен)

Этапы Творческого процесса:
-Содержание-
-Форма-
-Колорит-
-Техника выполнения - -Пространственное построение-
композиции