Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: Орнамент из геометрических фигур. Декоративная работа «Весёлые узоры» 2 класс
Урок ИЗО по теме " Орнамент из геометрических фигур Декоративная работа «Весёлые узоры»
Цель урока: Ознакомить учащихся с техникой печатания.
воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа,
способствовать формированию художественного вкуса
Конспект урока
I. Сообщение темы урока и его задач. Постановка цели урока.
Учитель: Добрый день! Вы, конечно, сразу обратили внимание, что сегодня у нас в классе не совсем обычно: что-то вы видели, а что-то видите в первый раз. Оглянитесь еще раз.
Действительно, тема нашего урока – “Декоративное рисование. Создаем красивые орнаменты”.
II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
Цель: актуализация знаний и практических умений и навыков, являющихся опорой.
1. Учитель: Где в окружающем мире встречается орнамент?
Учащиеся:
а) Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым, например, из треугольников.
Учитель: Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент?
б) Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь.
Учитель: С чем можно сравнить орнамент?
в) Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы. Что такое интервал? Вот например, салют… Салют, потом маленький перерыв. А мы ждем. Когда появятся новые огоньки в небе. Потом снова салют, потом ждем, и так повторяется много раз. Вот также интервал есть и в орнаменте.
Учитель: Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.
Учитель: Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы.
Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было “прочитать”, что хотел выразить автор орнамента. (Показать на таблице.)
Позже орнамент превратился просто в элементы украшения дома.
Сегодня мы будем выполнять геометрический орнамент. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. А вспоминать мы будем, отгадывая загадки.
2. Геометрические фигуры.
Загадки:
Узнает очень простоМеня любой дошкольник:Три стороны и три угла – Зовусь я – треугольник!
Он давно знакомый мой.Каждый угол в нем прямой.Все четыре стороныОдинаковой длины.Вам его представить рад,А зовут его? Квадрат!
Я – известный всем овал.У меня есть верный друг.Без него я никуда.А зовут его все – круг!
Это всем известно в миреЧто у нас всего четыре.Четыре стороныИ столько же вершин.Четырежды важные делаМы четырежды совершим!Прямоугольник.
III. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
Итак, мы вспомнили все необходимое.
Ну что ж, начинаем упражняться в составлении сложного орнамента из геометрических фигур. Давайте поиграем в “Веселую мозаику” и составим сначала узоры из картонных фигур, чередуя их в полосе по форме и цвету. На каждой парте в коробочках есть фигуры, прошу составить из них узор. Работаем в парах. Кто быстрее и интереснее составит.
А один ученик теперь попробует составить орнамент на компьютере.
Задание: составить орнамент из геометрических фигур, но орнамент должен быть сложным. Используйте наложение одной фигуры на другую или фигуры расположить в 2–3 ряда.
Работа по группам. Проверьте себя – повторяются ли элементы орнамента, нет ли путаницы?
IV. Тренировочные упражнения на освоение новых умений по образцу, алгоритму, инструкции.
Цель: Знакомство с техникой печатания.
Итак, орнамент составлять из геометрических фигур мы попытались, вспомнили, что такое теплая и холодная цветовая гамма, и попробовали составить орнамент, используя возможности компьютера.
А сейчас мы попробуем выполнить орнамент сами, и сделаем это немного необычным способом. Прошу подойти к моему столу.
Мы сегодня воспользуемся печатью, с помощью которой можно сделать орнамент. Но сначала научимся приемам работы.
Перед вами уже готовые печати, изготовленные из обычного ластика и представляющие из себя различные геометрические фигуры.
Нанеси на палитру гуашь.
Возьми печать.
Приложи нижнюю часть ластика к палитре с краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью.
Попробуй сделать то же самое другим цветом.
Дети выполняют эскиз геометрического орнамента на своих местах.
После выполнения работы вопросы к учащимся:
Довольны ли вы своей работой?
Получилось ли то, что ты хотел?
Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
На что обратить внимание?
Работы вывесить на доске.
V. Творческое применение знаний и умений.
А сейчас вам предстоит творческая работа.
Задание: выполни геометрический орнамент в полосе в теплой или холодной цветовой гамме (по желанию). Работаем по инструкционным картам.
На экране – образцы орнаментов, выполненных в технике печати.
Нанеси на палитру гуашь (используй теплые или холодные цвета – по выбору).
Возьми по выбору одну печать.
Приложи нижнюю часть ластика к палитре с краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью. Сделай ряд таких отпечатков до конца полосы.
Возьми по выбору другую печать. Под каждым отпечатком первого ряда сделай ряд других отпечатков. Нужно, чтобы у тебя получилось несколько таких рядов.
Можно использовать одну печать, но отпечатки делать разным цветом.
Можно на отпечатки сверху накладывать отпечатки другого цвета.
После выполнения работы вопросы к учащимся:
Получилось ли то, что ты хотел?
Что получилось особенно удачно?
Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?
Почему ты их совершил?
На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было?
Оцените свою работу:
Работа выполнена аккуратно.
Проявил творчество (использовал наложение или более 2 рядов фигур).
Использовал более трех печатей.
Работа выполнена в цветовой гамме – холодной или теплой.
Орнамент выполнен правильно – есть повторение элементов.
4 или 5 плюсов – Все отлично! Ты почти что мастер орнаментов!
3 плюса – Молодец! Ты зачислен в подмастерья!
2 плюса – Еще не все потеряно! Потренируйся дома!
Подпишите фамилию и имя вверху, а внизу творческое название получившегося орнамента.
VI. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Вопросы к детям:
Чему вы сегодня научились?
Что вы узнали для себя нового?
Довольны ли вы своей работой?
VII. Домашнее задание (или если останется время):
Дай творческое название своей работе, свяжи название с каким-нибудь временем года.
Подумать и ответить на вопрос: Из чего можно в домашних условиях изготовить печати?
VIII. Уборка рабочих мест.