Урок информатики в 3 классе. Тема: Схема (дерево) состава

Урок информатики в 3 классе. 1 год обучения.
Тема: Схема (дерево) состава.
Задачи:
Познакомить детей с понятием схемы (дерева) состава объектов;
Научить обобщать и классифицировать объекты по их составным частям и действиям;
Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственные представления, речь, интерес к предмету;
Воспитывать чувство взаимопомощи;
Формировать навыки самооценки и самоконтроля.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, подготовленная в MS Power Point, картинки с изображением зданий различного предназначения, карточки для индивидуальной и групповой работы, таблицы «Состав и действия».

План урока.
Оргмомент. Мобилизующий этап.
Разминка.
Актуализация знаний.
Объяснение нового материала.
Закрепление изученного.
Домашнее задание.
Итог урока.

ХОД УРОКА.
Оргмомент. Мобилизующий этап.
Пользуясь данными координатами, прочтите запись:

( 1; 5) (2; 3) (2; 4) (3; 5) (3; 3) – («Терпение и труд всё перетрут»)
- Объясните, как вы понимаете эту пословицу.
- Я предлагаю взять эти слова девизом нашего урока и помнить о них, когда будут возникать трудности.

2. Разминка.
Логические задачи.
Имеются два сосуда вместимостью 3л и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из водопроводного крана 4 л воды?
На одной чашке весов лежат 6 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чашке – 3 таких же яблока и 5 таких же груш. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша? (Сначала представить, что сняли с каждой чаши весов поровну: по три яблока и три груши. Затем сделать вывод.)
По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов. Насчитать я также смог, что шагало 30 ног. Это вместе шли куда-то индюки и жеребята. А теперь вопрос таков: сколько было индюков? Спросим также у ребят: сколько было жеребят?
Задачи – шутки.
Бюро прогнозов сообщило в 12 часов дня, что в Москве в ближайшую неделю сохраниться безоблачная погода. Можно ли утверждать, что через 36 часов в Москве будет светить солнце?
По дереву ползет гусеница. За день она поднимается на 6 м, а ночью опускается на 4 м. За сколько дней она доползет до вершины, если высота дерева 14 м?
Сколько в комнате кошек, если в каждом из четырех углов комнаты сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по 3 кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке?

3. Актуализация знаний.
а) Проверка домашнего задания.
- Дома вам нужно было составить группу (класс) объектов, обладающих общими признаками. Придумать задание для учащихся класса, связанное с выделением конкретного объекта этого класса и подобрать или нарисовать иллюстрации, изображающие подобранные вами объекты.
- Посмотрим, какие группы у вас получились. (Дети по одному (или группой, в зависимости от того, как готовились к уроку) выходят к доске, представляют свои варианты заданий. Иллюстрации до урока вывешиваются на доску)

б) Работа с карточкой № 1. (Иллюстрация и таблицы могут быть представлены на доске)
- Опишите состав, действия и отличительные признаки рубашек трех зайчат: Бегуна, Прыгуна, Грызуна.



СОСТАВ
Что у любой есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что с любой можно делать?












ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЗНАКИ
Рубашка Бегуна
Рубашка Прыгуна
Рубашка Грызуна

















- Какие общие признаки имеют все три рубашки?
- Чем они отличаются? Какие отличительные признаки рубашек мы запишем в таблицу? (Длина рукава, количество пуговиц, количество карманов)
- Посмотрите на таблицы, которые у нас получились. Мы не только нашли отличительные признаки каждой рубашки, а указали свойства всех и каждой из них.
- Сегодня на уроке мы с вами подробнее поговорим о составе различных объектов. (Тема на доске « Схема (дерево) состава»).

4. Объяснение нового материала.
а) - Как вы думаете, почему такое странное название? Почему «дерево»? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как выглядит дерево и чем отличается от других растений. Схема состава объектов, которую мы будем составлять, тоже похожа по строению на дерево, от «ствола» (общего состава) идут «ветви» - отличительные признаки конкретного объекта.
- Давайте рассмотрим рисунок и заполним таблицу. Используются иллюстрации или слайд с изображением зданий различного предназначения.


СОСТАВ
Из чего любой
состоит?
ДЕЙСТВИЯ
Что с любым можно делать?










13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMB
·ED PowerPoint.Slide.8 1415
ШКОЛА

СОСТАВ
Что еще есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что еще можно делать?










МАГАЗИН

СОСТАВ
Что еще есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что еще можно делать?










ТЕАТР

СОСТАВ
Что еще есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что еще можно делать?











МАГАЗИН «ОДЕЖДА»

СОСТАВ
Что еще есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что еще можно делать?










МАГАЗИН «ПРОДУКТЫ»

СОСТАВ
Что еще есть?
ДЕЙСТВИЯ
Что еще можно делать?

















- Какие свойства объектов мы сейчас описали? (Общие и отличительные)
- Проследите, как мы описывали свойства объекта магазин «Продукты». (Составили схему: от общего - к частному)
- Попробуем таким же образом описать объекты Кукольный театр, Музыкальная школа.

б) Работа с карточкой № 2. (Работа в парах)
Рассмотрите рисунок и заполните таблицы.
МАШИНА

СОСТАВ
ДЕЙСТВИЯ













СОСТАВ
ДЕЙСТВИЯ












СОСТАВ
ДЕЙСТВИЯ












СОСТАВ
ДЕЙСТВИЯ











- Какими общими свойствами обладают машины?
- Какие дополнительные свойства есть у каждой из машин?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель. Я показываю вам картинку. Если этот предмет обладает названным мною свойством, то вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши над головой. Если не обладает – приседаете.
Корова – мычит, дает молоко, ест орехи, бодается, ест сено, кукарекает.
Кошка – ловит мышей, стережет дом, мяукает, есть рога, есть усы, любит молоко
Собака – стережет дом, хрюкает, ловит мышей, грызет косточки, есть хвост, есть иголки и т. д.
- К какому классу можно отнести все эти объекты?
- Какими общими свойствами они обладают?

5. Закрепление изученного.
Игра «Волшебная шкатулка»
- Можно ли отнести к этому классу следующий объект? ( изображение на доске или слайд)
Учитель. В моей волшебной шкатулке есть таблички с правильными и неправильными ответами для заполнения таблицы свойств данного объекта. Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, доставать из шкатулки карточки и, если они подходят для характеристики объекта, определять их место и добавлять в таблицу.
(В шкатулке карточки: Белка, состав (Что у нее есть?), действия (Что она может делать?), шерсть, хвост, уши, лапы, усы, глаза, прыгать по веткам, грызть орехи, делать запасы, собирать грибы; состав (Из чего состоит?), действия (Что с ней можно делать?), чешуя, плавники, рога, мычать, давать молоко, ловить мышей и т. д.)























Игра «Угадайка»
- Угадайте, о чем идет речь, и дополните описание. (Слайды)
это дерево, у которого еще есть , и которое еще может быть украшено игрушками. (Елка)
- это животное, у которого еще есть , и которое еще может громко топать. (Еж)

Самостоятельная работа (По вариантам – на карточках)
- Перед вами таблица описания объекта.
- Что пишется в первый столбик? Во второй (название класса), в третий (отличительные признаки по составу), в четвертый (отличительные признаки по действиям).
- Вспомните свойства объектов и заполните таблицу.

1 ВАРИАНТ

- это
у которого ещё есть
и который ещё может

Писатель




Букварь




Пылесос




Будильник





2 ВАРИАНТ

- это
у которого ещё есть
и который ещё может

Бабочка




Настольная лампа




Холодильник




Фигурист





Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение работы вашим соседом по парте. Если все сделано правильно – поставьте рядом с таблицей знак «+».

6. Домашнее задание.
- Дома попробуйте составить похожую таблицу состава объектов для заполнения ее учащимися класса.

7. Итог урока.
- Сегодня мы повторили с вами общие и отличительные признаки объектов, учились составлять схему (дерево) состава.
- Какие задания вам показались наиболее сложными на уроке?
- Какие задания вам хотелось бы выполнить еще?
- Помогла ли вам в работе пословица, прочитанная нами в начале урока?
- Расшифруйте ещё одну запись:

(1; 2) (2; 5) (1; 4) (3; 1) («Сделал дело – гуляй смело»).



Root Entry