Формирование понятия российский народ на уроках русского языка и литературы


МБОУ «Нижнеошминская СОШ»
Мамадышского муниципального района РТ
Формирование понятия российский народ на уроках русского языка и литературы
Работу выполнила учитель
русского языка и литературы
Садриева Н.Р.
2015г.
Российский народ – это народ многонациональной России. Это единый народ, который имеет свою историю, свои традиции. Это народ-труженик, который служит во имя процветания России. Он работает на поле, на шахте, на заводе, служит науке, создаёт великие произведения искусства. Российский народ любит свою родную землю, гордится её богатствами, бережёт родную природу. Это целеустремлённый народ, который создал правовое государство и соблюдает закон и порядок, осознаёт свой долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, заботится о продолжении рода. Российский народ имеет свои традиции, соблюдает их. В России разные нации живут дружно, уважая традиции друг друга. Жители страны вместе работают, вместе празднуют Масленицу, Каравон, Петров день, Науруз, Сабантуй . Разные нации, разные религии живут в мире и согласии единым народом. Рядом с православными храмами возвышаются мусульманские мечети, что показывает толерантность российского народа. Этот народ говорит на государственном языке страны – русском языке. Именно русский язык всех объединяет, дает возможность для широкого общения. Каждый человек испытывает чувство гордости за русский язык. Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что "каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа". И поэтому формирование понятия российский народ является первостепенной задачей уроков русского языка и литературы.
Введение понятия можно начинать уже в первых ступенях обучения русскому языку и литературе. Например, можно предложить найти и выучить пословицы о Родине. Потом дети знакомятся с фольклорными произведениями народов России: сопоставляют и анализируют их (например, при изучении сказок и исторических песен). Работу можно продолжить при изучении летописных литературных произведений разных жанров о героических подвигах и выдающихся личностях в истории нашей страны (учащимся предлагается подготовить сообщения об исторических личностях). Задача формирования понятия российский народ решается в ходе изучения произведений о Родине и родной природе (литературная гостиная: конкурс чтецов), о защитниках Отечества (учащиеся составляют характеристику героя произведения). Изучая произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, А.И.Бунина И.А.Куприна, А.Т.Твардовского, школьники познают нравственно-эстетические нормы общения между людьми, уважительного отношения к мнению другого, впитывают культурную ценность своего народа. На уроках русского языка ученики пишут изложения, выполняют лингвистический анализ текста о народе великой России, составляют предложения или тексты сочинений по картинам известных художников. Таким образом, учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания страны.