Выступление Коррекция гиперактивности методами арттерапии

ФИО : Кушакова Евгения Олеговна
Должность: учитель начальных классов, магистр 2 курс
Место работы (обучения): школа № 1561, МПГУ Контактная информация : kushakova_zhenka@mail.ru, 89175044186 ФИО научного руководителя, ученая степень, должность: Ситниченко Марина Ярополковна, к.п.н. профессор кафедры теории и практики начального образования

Коррекция гиперактивного поведения школьников
методами артерапии
Учительнице надоело делать выговоры ученику за плохое поведение. Однажды она ему сказала: - Я хотела бы хоть три дня побыть твоей матерью. Я бы тебя быстро перевоспитала. - Хорошо, - согласился мальчик, -я поговорю с папой, может, он согласится. 

Проблема плохого поведения всегда будет главным камнем преткновения в школе. Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми.
. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.
Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.
Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Система предъявления учебного материала в школе представляет собой прежде всего педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны прежде всего визуальные и тактильные опоры в получении информации. Таким образом, можно говорить и о несоответствии способов предъявления учебного материала (его недостаточного разнообразия) многоканальному восприятию гиперактивного ребенка.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними. Художественная деятельность или Арт-терапия - один из эффективных подходов к осуществлению психологической помощи гиперактивным детям, поскольку она повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе, снижает утомление, ликвидирует негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением. Применение арттерапии даёт положительные результаты в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Так как здесь важен не столько результат, сколько сама деятельность – творческий процесс, который раскрывает внутренний мир ребёнка. При этом качество или завершённость результатов художественной деятельности особой роли не играет. Использование арттерапии в работе с детьми с отклонениями в поведении открывает широкие возможности для выражения эмоций, общения, рефлексии, творчества, игры и оказывает благотворное влияние на развитие личности ребёнка.
Исходя из сказанного, нам представилось актуальным провести исследование в рамках педагогического эксперимента, целью которого явилось проверить эффективность экспериментальной программы по коррекции гиперактивности младших школьников на основе методов арттерапии .
Где объектом исследования был младший школьный возраст.
Предмет: коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование методов артерапии будет способствовать уравновешенности гиперактивного ребёнка, повышению успеваемости, нормализации поведения, актуализации и дальнейшему развитию изучаемого направления.
Исследование проходит в 1 классе, где большая часть детей являются гиперактивными, о чем мы узнали из личных дел учеников, а также наблюдая за ними. Кроме того, с родителями детей мы провели методику "Анкета «Критерии выявления гиперактивности у детей» (Алворд и Бейкер)":  основными признаками гиперактивности являются импульсивность, повышенная двигательная активность и дефицит внимания. Анкета позволяет оценить данные критерии. В каждом блоке содержится по несколько утверждений. Анкета предназначена для родителей. Если в каждом блоке отмечено более 70% утверждений, то можно говорить о проявлениях гиперактивности. Однако не стоит забывать, что диагноз гиперактивность медицинский и ставить его должен только специалист.

В исследовании принимал участие 24 родителя учеников из 1 класса ГБОУ лицей № 1561 в возрасте 6,5-7 лет. Исходя из диагностических данных, были получены следующие результаты.
Анкета была направлена на выявление критериев гиперактивности среди детей младшего школьного возраста. Были получены результаты по анкете на выявление признаков гиперактивности.


Диаграмма 1. Количество учеников, которым характерны и нехарактерны признаки гиперактивности (в %).
Из данной диаграммы видно, что для 42% детей младшего школьного возраста не характерны признаки гиперактивности, поэтому можно сказать об их эмоциональной устойчивости и отсутствии импульсивности в поведении. Для других же детей (58%) характерны высокая двигательная активность, дефицит активного внимания и импульсивность, которые являются признаками гиперактивности.

Поэтому мы составили комплекс занятий по коррекции гиперактивного поведения и проводили эти занятия как на уроках,так и на переменах и во внеучебное время.
Цель комплекса занятий: Коррекция гиперактивного поведения посредством комплекса психогимнастических упражнений, творческих занятий, релакс-упражнений.
Задачи комплекса занятий:
Развитие у детей старшего дошкольного возраста волевого поведения, чувства ответственности за собственные действия и поступки
Формировать у детей старшего дошкольного возраста послушание и навыки саморегуляции
Способствовать развитию у детей контроля собственных эмоций
И мы представляем некоторые занятия из него.
"Рубка дров"
Цели: помочь детям почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" её во время игры.
Скажите следующее: "Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть "Ха!".
"Глаза в глаза"
Цели: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
"Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг на друга только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен" и т.д."
После игры следует обсудить с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадать, а какие трудно.
Наша гипотеза подтвердилась, действительно,использование методов артерапии будет способствовать уравновешенности гиперактивного ребёнка, повышению успеваемости, нормализации поведения, актуализации и дальнейшему развитию изучаемого направления. Дети стали более спокойными, более внимательными, но пока о результатах рано говорить, т.к. предполагается еще дальше продолжать исследование, результаты которого будут вынесены на защиту магистерской диссертации.
Коррекционные возможности арттерапии обусловлены предоставлением ребёнку с проблемами возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.
Важнейшим фактором успешного применения арттерапии в специальном образовании является правильность выбора вида художественной деятельности. При определении темы, техник, материалов и средств необходимо учитывать тип и степень ограничения здоровья.
Арттерапевтические методики способствуют гармонизации личности детей с проблемами. Игротерапия, Арттерапия, музыкотерапия,групповая форма психологической коррекции-всё это поможет ребенку подкорректировать своё поведение, выплеснуть лишнее, а учителю обеспечит спокойствие в классе. Созданные ребёнком в процессе арттерапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку, степень его самопризнания.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415