Мастер-класс Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
Городской семинар
«Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки»
Слайд 1. Вступительное слово
Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.
В задачи уроков музыки входят продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.
Искусство – одно из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности. И главная задача учителя музыки состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.
Программа «Музыка» Критской, Сергеевой, по которой я работаю с 2005 года, направлена на развитие духовно-нравственных основ учащихся.
Основная цель программы «Музыка» Сергеевой-Критской заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Приоритетным направлением содержания этой программы является русская музыкальная культура. В ней есть целый раздел, посвященный русской духовной музыке.
Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции (в том числе и Русской Православный церкви), современные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Работая с УМК "Музыка” Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой для 1 – 7 классов в обращении к учащимся затрагиваются важные проблемы, связанные с постижением разных видов искусства как способа общения, способа познания, единение прошлого, настоящего, будущего.
Духовно – нравственное развитие в начальных классах включает четыре раздел: "Россия – Родина моя”, "День, полный событий”, "О России петь, что стремиться в храм”, "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” Раздел «Россия – Родина моя» помогает вернуться к родным истокам, "погружает” детей в мир родных интонаций, тем, образов, создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства.
Задача раздела «День, полный событий”– раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно–образную речь, обращенную к сердцу, уму и душе человека.
"О России петь – что стремиться в храм” - этот раздел назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения "Запевка”. Раздел посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся в художественные образы духовной музыки.
"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - раздел, в котором русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. Эти разделы получают дальнейшее развитие в 5-7 классах.
Слайд 2. Раздел: «Образы русской народной и духовной музыки»
Я хочу представить вашему вниманию работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках музыки на примере одного раздела «Образы русской народной и духовной музыки» в 5-6 классах. Этот раздел состоит из нескольких, тем и я покажу вам фрагменты нескольких уроков, чтобы вы проследили, как развивается эта тема, и получили более полное представление о работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках музыки.
Слайд 3. Тема 1. «Народное искусство Древней Руси»
Слайд 4. Древняя Русь
Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: народное музыкальное творчество (фольклор) и церковная музыка.
Слайд 5. Язычество
Древние славяне, наши предки, были язычниками и поклонялись многим богам. В их честь они совершали обряды, которые сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах.
Слайд 6. Русские народные песни
Многие песни и наигрыши сохранились до наших дней. Песня является самым распространённым вокальным жанром.
Вопрос: Давайте вспомним названия русских народных песен и споем их по 1 куплету по очереди (исполнение песен группами).
Слайд 7. Жанры
Жизнь русского человека немыслима без песни. Русский человек рождался и умирал с песней, песня помогала трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми радость и горе. Существует множество жанров русских народных песен.
Вопрос: Назовите жанры русских народных песен? (ответы по группам).
Исполнение песен: У зари-то, у зореньки, Колыбельная, Солдатушки, Ты река ль моя реченька, Я на камушке сижу, Во поле берёза стояла, Калинка…
Жанры: колыбельные, хороводные, обрядовые, песни-плачи, трудовые, солдатские, лирические, протяжные, плясовые, игровые, частушки, былины, исторические, Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску – по которым мы отличаем колыбельную песню от трудовой, игровую от лирической. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов.
Слайд 8. «Во кузнице»
Детям очень нравится шуточная народная песня «Во кузнице». Мы ее исполняем хором, при этом класс делится на 2 группы. Первая группа исполняет первую строчку широко, песенно, а вторая группа – вторую – весело, игриво, танцевально. Во время исполнения песни дети отбивают ритм, используя ударные музыкальные инструменты. Предлагаю и вам ее исполнить.
Исполнение шуточной русской народной песни «Во кузнице». Деление на 2 группы (запевалы, хор, фортепиано).
Слайд 9. Скоморохи
Яркими представителями народного творчества были скоморохи – странствующие актеры, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах.
Через всю средневековую историю проходит идея противостояния церковного искусства и скоморошеских традиций, сохранявших элементы язычества. Скоморохов высылали из больших городов в Сибирь и на Север, музыкальные инструменты уничтожали. Не смотря на это, до сих сохранились языческие традиции, языческие праздники (Масленица, Ивана Купала, колядки).
Слайд 10. Русские композиторы-классики
Вопрос: Какую роль играет народная песня в творчестве русских композиторов?
Ответ: Многие русские композиторы классики черпали вдохновение в русских народных песнях, использовали русские народные мелодии в своих произведениях. Чайковский, Мусоргский, Бородин, Глинка, Рахманинов, Римский-Корсаков – давали вторую жизнь русским народным песням в своих операх, симфонической и инструментальной музыке. Известны слова Михаила Глинки: «Музыку создает народ, а мы же композиторы только аранжируем ее».
Слайд 11. Русская духовная музыка.
В следующей теме раздела, мы с детьми говорим о том, что после крещения Руси в 988 г. появляется церковная музыка: народные песнопения, посвященные русским святым, праздникам.
Слайд 12. Жанры церковного пения
Появляются и новые жанры – жанры церковного пения: тропарь (краткое песнопение, посвященное празднику), стихира (торжественная песнь-гимн в честь всех русских святых), величание, молитва.
Слайд 13. Знаменный распев
Отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – а капелла. Сплав народной русской культуры с византийской выразился в таком явлении, как знаменный распев. В XV – XVI вв. знаменный распев становится все более протяжным, сближается с лирической народной песней. Давайте послушаем его и постараемся словами охарактеризовать образный строй музыки.
Слушание: Знаменный распев.
Ответ: (размеренное движение, поступенное развитие, сдержанно-суровое, сосредоточенное пение, неспешный, несуетный, спокойный темп).Слайд 14. Партесное пение
XVII век был веком перемен в русской духовной музыке: появляется многоголосное партесное (партес – голоса) пение, отличающееся энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного пространства. Слушая партесное пение, дети всматриваются во фреску Ф. Грека и икону А. Рублева «Троица». Они сравнивают партесное пение с изображением Троицы, находя общее: три голоса церковного песнопения плавно текут, как три ленты, переплетаются и снова звучат параллельно, как три образа, которые изображены в Троице.
Слайд 15. Богородице Дево Радуйся
Традиции древнерусского пения были продолжены композиторами XIX – XX вв.: П. Чайковским, С. Рахманиновым, П. Чесноковым. Слушая духовную музыку П.И. Чайковского, дети рассматривают иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской. Я обращаю их внимание на то, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство, и в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение. Их взгляды обращены к нам. И мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдателем. Я предлагаю и вам послушать музыку Чайковского, всмотреться в эти иконы и ответить на вопрос: «Что объединяет иконопись и духовную музыку?»
Слушание: «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского.
Вопрос: Что объединяет иконопись и духовную музыку?
Ответ: (благородство, красота, сдержанность чувств, глубина переживаний, возвышенность.)
Слайд 16. Симфония В. Кикты «Фрески Софии Киевской»
Задача следующей темы – углубить представление детей о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.
Слайд 17. Собор Святой Софии
Валерий Кикта – современный композитор - сочинил свое произведение под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве – главного православного храма Древней Руси, возведенного по велению русского князя Ярослава Мудрого в начале XI в. Композитор, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, создавая свой неповторимый музыкальный язык.
В этом сочинении композитор перевоплощается в историка, живописца, архитектора и под углом зрения этих новых «ролей» исследует отношение современников к древним памятникам Киевской Руси – собору Святой Софии, украшенному мозаикой, фресками, орнаментом. «Фрески Софии Киевской» - необычная симфония. Это своего рода большая инструментальная былина, в которой повествуется об одной из самых значительных страниц истории русского государства, о духовном богатстве русского народа. В симфонии ярко ощущается влияние жанра инструментального концерта, а солирующий инструмент – арфа приближает слушателей к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучание гуслей.
Слайд 18. Фрески
Слушая различные части «Фресок» - «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Борьба ряженых», «Скоморохи» - дети сравнивают их, определяя контрастность образов, музыкальную форму, средства музыкальной выразительности. Отвечая на вопрос «В чем современность музыкальных образов, созданных В. Киктой в этом сочинении?», дети записывают свои размышления в творческую тетрадь.
Пеструю вереницу музыкальных картин и образов скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз.
Задание: Давайте послушаем и подберем эпитеты к музыкальной теме «Орнамент», какие изменения вносит композитор в музыку? (интонационные, ритмические, тембровые).
Ответ: «Орнамент» - звучание флейты словно рисует новый узор, нисходящие интонации придают напеву флейты печальный характер.
Слайд 19. Колокольность в музыке
В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону.
Слайд 20. Вечерний звон
Исполняя песню "Вечерний звон”, дети всматриваются в картину И. Левитана "Вечерний звон” и сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.
Слайд 21. Колокола
Звучание колокола – это прежде всего сигнал. В колокола звонили для оповещения людей о тех или иных событиях, о необходимости собраться. В православной церкви колокольная мелодия называется благовестом, а звон во все колокола одновременно, аккордом, - трезвоном.
Слайд 22. С. Рахманинов «Светлый праздник»
Колокольность нашла свое воплощение и в композиторской музыке. Это и опера «Борис Годунов» М. Мусоргского. И конечно же это музыка С. Рахманинова, его Третий фортепианный концерт, который дети слушают в 4 классе, и «Светлый праздник» - 4-я часть Сюиты для двух фортепиано (5 класс).
Послушайте «Светлый праздник» С. Рахманинова, подберите к ней эпитеты и ответьте на вопрос «Какому празднику посвятил свое произведение композитор?».
Слушание. «Светлый праздник».
Слайд 23. В. Гаврилин «Перезвоны»
Слайд 24. В. Гаврилин и В. Шукшин
Продолжая тему колокольности в музыке, мы обращаемся к музыке современного композитора Валерия Гаврилина «Перезвоны», которая была написана по впечатлениям композитора от рассказов В.М. Шукшина.
Задача этого урока: выявить глубокие связи с русским народным музыкальным творчеством, осмыслить интонационно-жанровое богатство народной музыки, молитвы в музыке современного отечественного композитора.
Симфония-действо «Перезвоны» заставляет слушателей размышлять о любви к человеку, к родной земле. Это сочинение отличает песенная природа русской музыки, естественность мелодий, близких разговорной речи.
Слайд 25. Колокола
В. Гаврилин обращается к древней традиции колокольности в русской музыке. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни. Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых и самых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.
Основным принципом раскрытия образов симфонии-действа «Перезвоны» является принцип контрастного сопоставления.
Слушая фрагменты из «Перезвонов» дети рассказывают о тех образах, которые возникают в их воображении, а также определяют средства музыкальной выразительности, которые позволяют композитору выявить контрастность музыкальных образов.
Задание: Послушайте два фрагмента из этой симфонии – «Вечернюю музыку» и «Молитву», в которой умирающий человек, в прошлом разбойник, завершая свой жизненный путь, смиренно обращается к Богу и с раскаянием, и с благодарностью. Звучание мужского хора и колокольный звон, сопровождающий речитатив-монолог солиста, создают ощущение присутствия в храме.
Слайд 26. Сравнительный анализ
Сделайте сравнительный анализ по определенному плану, вычленяя интонации, характерные для данной музыки. (Раздаются карточки для двух групп. Первая группа зачитывает свой анализ, вторая – дополняет. Затем наоборот.)Слайд 27. Молитва
Молитва – это жанр духовной музыки. В молитве человек обращается к Богу со своими самыми сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение сложных жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.
Задача этого урока – почувствовать состояние души молящегося человека: сосредоточенность мыслей, эмоциональную уравновешенность, искренность высказывания.
В жанре молитвы сочиняют свои произведения поэты и композиторы. В «Детском альбоме» П. Чайковского есть две пьесы-молитвы: «Утренняя молитва» и «В церкви».
Ария Ивана Сусанина М. Глинки также написана в духе молитвы. Принимая решение завести врагов Руси в непроходимые лесные чащи, Сусанин молит Бога: «Господь, в душе моей ты не оставь меня!» В хоровой симфонии-действе «Перезвоны» В. Гаврилина также звучит «Молитва».
К жанру молитвы в своем творчестве обращается и знаменитый поэт и композитор, известный бард Булат Окуджава. Его песню «Молитва» мы разучиваем на уроке в 6 классе.
Предлагаю вам её спеть, подпевая известному музыканту А. Макаревичу.
Исполнение песни «Молитва».
Слайд 28. Пейзаж с храмом
В наше время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии…
Слайд 29. СинквейнВ конце раздела «Образы русской народной и духовной музыки» детям предлагается составить синквейн к словам «народная музыка» и «духовная музыка». Это может быть домашним заданием или работой на уроке. Сегодня это задание я предлагаю и вам.
Синквейн: Каждая группа составляет синквейн по следующему плану: к данным словам нужно подобрать 2 прилагательных, 3 глагола, 4 связных слова (предложение) и 1 обобщающее слово или словосочетание, при этом слова не должны повторяться.
Пока вы будете выполнять это задание, будет звучать «Вокализ» С. Рахманинова, в котором композитор использовал традиции народной песни и духовной музыки.
Слушание: «Вокализ» С. Рахманинова. Зачитывание синквейна.
Слайд 30. Итог
Слушая духовную музыку, у детей не появляется желание кривляться, гримасничать, т.к. музыка проникает им в душу, настраивает на добрые чувства и мысли.
Таким образом, уроки музыки открывают широкие возможности в изучении русской народной и духовной культуры как основы нравственной культуры человека. Музыка помогает заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она наполнена?
От того, как ребенок понимает, чувствует, переживает прекрасное, возвышенное, во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. Через красоту действительности и искусства ребенок познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми. Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии, а значит и воспитывает духовно-нравственные ценности в детях.