Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКСЭ


МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
____________________«МИРНОВСКАЯ ШКОЛА № 1»_______________________
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОРКСЭ
Бова Елена Васильевна,
учитель начальных классов
Мирное, 2015 г.
Духовно-нравственное воспитание
младших школьников на уроках ОРКСЭ
Сегодня в школу должно прийти такое
понятие, как человеколюбие…
Погорелов С.Т.

 «Воспитание из всех святых дел – самое святое»Святитель Феофан затворник
Современное образование сегодня находится в процессе модернизации.
Один из этапов модернизации современного образования – это внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты, котoрые в российском сознании всегда почитались как главные.
Но развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность. 
Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения.  Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире  ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания.
С 1 сентября 2014 года в учебном плане 4-го класса появился новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из шести модулей. По выбору родителей наши ученики приступили к изучению модуля «Основы православной культуры». Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Уроки по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек.
Применяя диалоговые технологии, я использовала тексты российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Савина) «Маленькие притчи для детей и взрослых». По объему они очень короткие и на уроке удавалось обсудить, сравнить 2-3 притчи. Такие уроки способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности ребёнка. Дети учатся уважать не только своё, но и чужое мнение.
Культурологический подход на уроках был использован при изучении православных храмов, их устройства и убранства. Во время виртуальных экскурсий внимание учеников обращалось не только на то, из чего состоит православный храм, но и как надо вести себя в нём, чтобы не обидеть верующих, пришедших туда для своих целей. Ребятам было очень интересно, почему в православных храмах женщины должны быть в платках, а мужчины, наоборот, без головного убора. Для сравнения ребятам был приведён пример посещения мусульманского храма: вход без обуви, обязательное у мужчин наличие головного убора.
Безоценочная система курса ОРКСЭ не сковывает детей. Это даёт возможность открыто и безбоязненно рассуждать, доказывать, не бояться ошибиться. На проблемных уроках часто приходилось направлять беседу. Дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы. Я всегда радовалась, когда на уроках возникала дискуссия. Это значит, что тема урока интересна учащимся, заставляет их неравнодушно относиться к обсуждаемой проблеме.
В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, ребятам предлагались для решения ребусы, кроссворды, анаграммы. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. 
 Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться, разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание, продумать презентацию. 
 Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герoи России», «Мой друг» и т.д. Но многие ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», « Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др.
 И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:  укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;  формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;  развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;  наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.
Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.