Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

  Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта реализации школьной программы «Духовно-нравственное воспитание учащихся школы»
Исходя из Концепции программы «Духовно-нравственное воспитание школьников», общей целью воспитания в ОУ становится образованный и воспитанный Человек, с индивидуальной траекторией развития и с определенным комплексом ценностных ориентаций. Результатом воспитания становится комплекс приоритетных ценностей школьника.
Таким образом, приоритетным направлением воспитательной работы в ОУ является гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи гражданско-патриотического воспитания в рамках реализуемой в ОУ  Программой «Патриоты России»:
Воспитание уважения к ценностям демократического общества.
Формирование активной гражданско-патриотической  нравственной позиции.
Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и преумножению культурных, духовных, нравственных ценностей, накопленных поколениями.
Формирование устойчивой потребности к освоению культурного наследия прошлого, общечеловеческих норм морали, традиций и обычаев своего народа, к непрерывному самосовершенствованию и самоутверждению.
Воспитание уважения к личности независимо от национальной принадлежности, умения признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрение и религиозные традиции.
Формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Развитие творческой активности, воспитание эстетической культуры личности.
Формирование здорового образа жизни, привлечение к занятиям спортом.
Воспитание культуры общения  и  поведения в быту.
Воспитание уважения к родной школе и её традициям.
 
Основные принципы системы воспитания в ОУ:
1.      Принцип демократичности (актуализация содержания правового и гражданского образования; поддержка ученического самоуправления и введение общественного соуправления в школе).
2.      Принцип гражданственности и патриотизма (создание условий, благоприятствующих пробуждению чувства долга у детей, формированию патриотического сознания, желанию изучать историю родного края).
3.      Принцип социального взаимодействия (создание условий для адекватной коммуникации; формирование навыков социальной адаптации; разработка и внедрение социальных проектов, воспитание потребности в здоровом образе жизни).
4.       Принцип творческого саморазвития личности (включение в воспитательный процесс программ по самопознанию, творческой самореализации и самосовершенствованию личности, развитию творческих способностей).
5.      Принцип компетентностного подхода (проявление и развитие обучающихся в различных видах деятельности).
 
      Определены  направления и формируемые ценности гражданско-патриотического воспитания школьников всех ступеней в ОУ:
      Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, а именно:

·        ценностное отношение к России, своему народу, родному краю, государственной символике, законам Российской Федерации;

·        ценностное отношение к отечественному культурно-историческому наследию;

·        элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии  нашего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·        ценностное отношение к русскому языку, народным традициям, старшему поколению;

·        опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·        опыт социальной и межкультурной коммуникации;

·        начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·        начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

·        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·        уважительное отношение к традиционным религиям;

·        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·        способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·        уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

·        знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·        ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·        ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·        элементарные представления о различных профессиях;

·        первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·        осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·        первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·        потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности;

·        мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·        ценностное отношение к природе;

·        первоначальный опыт эстетического, эмоционально нравственного отношения к природе;

·        элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

·        первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

·        личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·        первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·        первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

·        элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·        первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·        первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·        первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·        мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
 
      Ценностно -  смысловым ядром воспитательной системы ОУ является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Воспитание любви к Родине, гордости за свою страну имеет огромное значение для развития ребёнка и является источником формирования лучших человеческих и гражданских качеств, важнейшим инструментом духовно- нравственного становления личности.
      Целью воспитательной системы ОУ  является  формирование гражданской компетентности как залога становления личности, способной к самореализации.
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, способствовать раскрытию способностей и талантов обучающихся, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. 


 
Задачи программы:

·        формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

·        воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

·        воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

·        способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

·        приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
   
    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальных классах ОУ содержит разделы:
1.      Актуальность программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Современные особенности развития и воспитания учащихся начальной школы.
2.   Портрет учащегося начальных классов ОУ.
3.      Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ОУ на ступени начального общего образования.
4.      Ценности содержания образования и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формируемые на ступени начального общего образования.
5.      Реализация целевых установок программы духовно-нравственного развития обучающихся средствами УМК «Школа России».
6.      Основные  направления  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в ОУ.
7.      Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
8.      Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
9.      Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования в ОУ.
10.  Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в ОУ.
11.  Совместная деятельность ОУ, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
12.  Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
 
Актуальность программы духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся.  Современные особенности развития и воспитания  учащихся начальной школы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу осуществляется переход от игровой деятельности к учебной, происходит освоение новой социальной позиции - роли ученика - расширяется сфера взаимодействия ребенка с окружающим миром, начинается формирование отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы социального, гражданского поведения. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
На современного ребенка  воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего, необходим переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению в основном в рамках дополнительного образования отдельных мероприятий, не связанных с содержанием деятельности ребенка в школе, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся начальной школы, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.
В  реализации данной задачи необходимо интегрирование основных видов и форм деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций. Оно должно в полной мере учитывать разноуровневый, полисубъектный  характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, базовые национальные ценности и духовные традиции.
Школе как социальному субъекту, носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком базовой национальной ценности - культурной нормы, как  своей собственной цели и желаемого будущего.
Воспитание – составная часть образовательного процесса. Цель образовательного процесса – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Соответственно воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися.
Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
 
    Портрет  учащегося  начальных  классов  МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы фиксируется в портрете ее  выпускника.
Это обучающийся:

·        умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

·        владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разного уровня:  класс, параллель, школа, муниципалитет, регион, страна, международный уровень;

·        обладающий основами коммуникативной культуры (умеющий слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

·        любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

·        любящий свой край и свою Родину;

·        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

·        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

·        выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
 
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа» на ступени начального общего образования.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия  обучающимся  базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4) Формирование ценностного отношения к семье,  здоровью и здоровому образу жизни;
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
 
    Ценности содержания образования и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формируемые на ступени начального общего образования.
Основные ценности  содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования – это:
Ценность мира
1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели.
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающейся в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова – как возможность получать знания, общаться.
Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии.
Ценность семьи -  как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.    
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты -  как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему.
Ценность труда и творчества как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

·        патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·        социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·        гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·        семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·        труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·        наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·        традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

·        искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

·        природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·        человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 
 
  Реализация целевых установок программы духовно-нравственного развития обучающихся средствами УМК «Школа России».
ОУ реализует на ступени начального общего образования программу «Школа России», что обусловлено особенностями контингента учащихся, традициями ОУ и социальным запросом родителей обучающихся.
Авторы УМК «Школа России» определяют свою образовательную систему как

·        мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

·        реальную возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;

·        эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций;

·        постоянно обновляющуюся, наиболее востребованную и понятную учителю образовательную систему для начальной школы.
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития образовательной системы определяет  задачи учебной деятельности (средствами отдельных учебных предметов) младшего школьника по следующим направлениям:
                     Воспитание нравственного чувства, этического сознания и  готовности совершать добрые поступки.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах:

·      Литературное чтение - анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.

·      Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

·      Окружающий мир - «связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии:

·      Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать.

·      Продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями.

·      Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.
Гражданско-патриотическое воспитание.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах:

·      Окружающий мир – современная Россия – люди и государство, наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого, права и обязанности граждан, демократия, общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка.

·      Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

·      Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях: 

·      Посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.

·      Групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях.

·      Специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни.
Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей:

·      Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

·      Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

·      Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы:

·      Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

·      Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

·      Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

·      Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Воспитание здорового образа жизни.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей:

·      Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения  для укрепления здоровья.

·      Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья  в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы  сбережения здоровья.

·      Технология – правила техники безопасности.
Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы: 

·      Осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы.

·      Регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.

·      Образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.
Экологическое воспитание.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил:

·      Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

·      Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы: 

·      Сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п.
Эстетическое воспитание.
Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира:

·      Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

·      Литературное чтение – приобщение к литературе как к  искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

·      Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

·      Исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса.

·      Оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания.
  Основные  направления  духовно-нравственного  развития  и воспитания  обучающихся  в ОУ.
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, которые тесно связаны друг с другом. Каждое основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется в ОУ по следующим направлениям:

Направления
Формируемые ценности

1.
Гражданско-патриотическое.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

4.
Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.
уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

 
 
  Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
            Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

·        в содержании и построении уроков;

·        в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной  деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

·        в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

·        в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;

·        в личном  примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

·        нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

·        социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

·        индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

·        интегративности  программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

·        социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
 
    Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·        элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

·        представления о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Курской области;

·        элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

·        элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

·        интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

·        уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

·        ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

·        начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·        элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России  и  истории  народов России;

·        интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Курской области, Поныровского района и родного села, в котором находится школа;

·        стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, района;

·        любовь к образовательному учреждению, своему краю, народу, России;

·        уважение к защитникам Родины;

·        умение отвечать за свои поступки;

·        негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·        первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

·        различение хороших и плохих поступков;

·        представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

·        элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

·        уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

·        установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

·        бережное, гуманное отношение ко всему живому;

·        знание правил этики, культуры речи;

·        стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

·        представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

·        отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·        первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

·        уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·        элементарные представления об основных профессиях;

·        ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

·        элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

·        первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

·        умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

·        умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·        бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·        отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни:

·        формирование отношения к семье как к основе российского общества;

·        формирование у младшего школьника уважительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

·        знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи знания о семейных ролях;

·        ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью близких;

·        стремление к здоровому образу жизни, занятиям спортом.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·        развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·        ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·        элементарный опыт природоохранительной деятельности;

·        бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·        представления о душевной и физической красоте человека;

·        формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·        интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·        интерес к занятиям художественным творчеством;

·        стремление к опрятному внешнему виду;

·        отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
      
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования в ОУ
Виды деятельности:
1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Проявление ценностей на практике обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия (технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, технология работы в группе, парах сменного состава и др.).
2) Внеурочная деятельность  – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных внеурочных мероприятиях: беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, кружках и т.д.
Таблица №2.
Направление
Виды деятельности
Формы занятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
1.Получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с государственной символикой РФ.
2. Ознакомление с героическими страницами истории России, родного края, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.
3.Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.
4. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.

Изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом.
Беседы, чтение книг, просмотр кинофильмов; экскурсии, путешествия   по памятным местам; проведение классных часов, творческих конкурсов, мероприятий, посвященных государственным праздникам;  участие           в социальных проектах; организация встреч              с ветеранами и военнослужащими.


Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
 
1. Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.
2. Получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий.
3. Ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций.
4. Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
5. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.
6. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым.
7. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.
8. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
Изучение учебных инвариантных и вариативных предметов,     а также дисциплин, изучаемых по выбору. Беседы, классные часы; просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения                          в педагогически организованной ситуации поступков,  поведения разных людей; экскурсии, заочные путешествия; участие в творческой деятельности;                       в коллективных играх.


Воспитание трудолюбия, творческого отношения
к учению, труду, жизни.
 
1. Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.
2.  Получение представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
3. Знание о профессиях своих родителей.
4. Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду.
5. Умение творчески применять знания, полученных при изучении учебных предметов на практике.
6. Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы
7. Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома
Изучение учебных дисциплин.
Встречи        с представителями различных профессий; организация и проведение презентаций учебных и творческих достижений; участие в разработке и реализации различных проектов; трудовые акции, других трудовых и творческих общественных объединений;


Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
1.Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья.
2. Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки.
3. Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов, экологически грамотного питания.
4. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, нравственного и социально-психологического здоровья.
5. Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Уроки физической культуры, беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; просмотр учебных фильмов; здоровьесберегающие формы досуговой деятельности; проекты; семейные праздники.
 

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
1.Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой.
2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного  непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.
3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности.
Изучение учебных дисциплин.
Беседы, просмотр учебных фильмов; экскурсии, прогулки, туристические походы; экологические акции, десанты, высадка растений; экологическая деятельность по месту жительства.


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
 
1.Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России.
2.  Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.
3. Обучение видению прекрасного           в окружающем мире, природе родного края. 4. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
5. Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин.
экскурсии                             к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры

 
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:
1.            УМК «Школа России».
2.      Программа внеурочной деятельности ОУ.

  Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, в этом пространстве декларируются, осмысливаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В ОУ организованы подпространства, позволяющие учащимся:

·        изучать символы российской государственности и символы Курского края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы;

·        осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами, эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни;

·        демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности.

·        стать субъектом реализации целевых воспитательных программ и проектов.
 
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
Используются различные формы взаимодействия:
1. Участие представителей общественных организаций и объединений, а также религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
2. Проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
Одной из педагогических задач реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

·        Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

·        Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (Праздник «Первое сентября», День Матери, фольклорные праздники, спортивные праздники и т.д.).

·        Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительского комитета классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций и т.п.
      Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:

·      совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

·      сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

·      поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

·      содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
 
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Примерные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

·        имеют рекомендательный характер и могут уточняться ОУ и родителями (законными представителями) обучающихся;

·        являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания.
      Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

·        воспитательных результатов тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

·        эффекта последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·        на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·        на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·        на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Это позволит:

·        разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результатах;

·        подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

·        выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

·        диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности;

·        оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам.
 
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в ОУ планируется достижение следующих результатов:
Направления программы
Ожидаемые результаты

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

·        ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

·        элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·        первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

·        опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·        опыт социальной и межкультурной коммуникации;

·        начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

·        начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

·        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·        уважительное отношение к традиционным религиям;

·        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·        способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·        уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

·        знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

·        ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·        ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·        элементарные представления о различных профессиях;

·        первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·        осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·        первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·        потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

·        мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
 

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

·        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

·        формирование ценностного отношения к семье как к основе российского общества

·        формирование у младшего школьника уважительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

·        представления обучающегося о культурно-исторических традициях российской семьи, знания о семейных ролях;

·        элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

·        первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

·        первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

·        знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
 

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

·        ценностное отношение к природе;

·        первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·        элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

·        первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

·        личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

·        первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·        первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

·        элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·        первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·        первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·        первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·        мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
 


Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут следующие:

·            анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; 

·         различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;

·         самооценочные  суждения  детей. 
Мониторинги помогают отследить полученные результаты:
1.      Уровень воспитанности;
2.      Уровень социализированности;
3.      Уровень учебной мотивации;
4.      Уровень удовлетворённости учебным процессом (дети, родители);
5.      «Оценка здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения».
6.      Занятость учащихся во внеурочной деятельности и ее эффективность.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

·        ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

·        характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

·        индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
 Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
В соответствии с поставленными целями и задачами программы духовно-нравственного развития обучающихся на начальной ступени общего образования выбраны следующие  критерии и показатели эффективности:
Критерии
Показатели

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.
1. Освоение образовательной программы.
2. Уровень развития  мышления.
3. Уровень познавательной  активности.
4. Уровень сформированности универсальных учебных действий.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося.
1. Нравственная направленность личности.
2. Сформированность отношений ребенка  к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося.
1. Коммуникабельность, стремление к ее проявлению.
2. Уровень сформированности коммуникативной культуры учащихся.
3. Знание этикета и поведение, демонстрирующее это знание.

Сформированность физического потенциала личности.
1. Состояние здоровья учащихся.
2. Развитость физических качеств личности.

Сформированность общешкольного коллектива.
1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
2. Развитость самоуправления.
3. Уровень сформированности способности к  совместной деятельности.

Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе.
1. Комфортность ребенка в школе.
2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе).

 
Таким образом, достижение планируемых результатов воспитания и развития обучающегося на первой ступени школы может быть отслежено педагогами, родителями, наблюдающими за следующими изменениями:
1.      Изменения в модели поведения школьника:

·        проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (умение добавить, привести пример, аргумент, высказать свое суждение, анализировать высказывания собеседников и т.п.) и в монологе (создание собственного риторического текста, творческая работа и т.д.);

·        соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, сочувствия, сопереживания, стремление к взаимопомощи;

·        активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы и лидерских качеств;

·        создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2.      Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

·        использование информации, полученной в урочной деятельности в деятельности внеурочной и внешкольной;

·        осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим идеалам и ценностям, понимание их сущности;

·        способность к оценке поведения героев художественных произведений, реальных лиц с точки зрения соответствия нравственным ценностям, принятым ребенком.
3.      Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

·        способность оценивать собственное поведение с точки зрения понятых и принятых нравственных ценностей;

·        сформированность самоконтроля и самооценки;

·        мотивация к рефлексии поведения и поступков 

Дђ Заголовок 215