ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
…из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно - полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.
Спросите у любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет?» Наверное, каждый взрослый хочет, чтобы его дети выросли здоровыми, жизнерадостными, аккуратными, честными, справедливыми, настойчивыми, трудолюбивыми, заботливыми по отношению к своим близким. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно - нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. И вряд ли кто скажет, что хочет, чтобы ребенок хорошо знал биологию, физику, географию, без запинки цитировал классиков русской литературы, в уме решал сложные задачи или ориентировался в глобальной сети Интернет. Как бы это ни было обидно для учителей - предметников, но содержание предмета «отходит» всегда на второй план. Родитель скорее предъявит требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов и степени обученности. Его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие. Поэтому для учителей - практиков сразу же возникает вопрос о том, как осуществлять шаги в сторону повышения духовности образования? Как наполнить фактический материал значимыми для нравственного становления знаниями. Перед каждым педагогом на сегодняшний день стоит задача – воспитать такого гражданина, который знает и ценит его культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нём жить, работать, быть достойным членом этого общества, патриотом своей родины. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Я считаю, что наряду с другими предметами, информатика обладает большим воспитательным потенциалом. Нынешнее время разительно отличается от предыдущего: здесь правит техника и товаром выступает информация. Недаром же говорят, что «21 век – век информационных технологий». То, что еще совсем недавно казалось новым и неизведанным, сегодня уже неактуально. Сегодня информационные технологии задействованы везде: в промышленности, в авиа и железнодорожном транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономике и культуре. Безусловно, свое отражение они находят и в современной школе.
Задачи духовно-нравственного воспитания стоят перед учителем на каждом уроке вне зависимости от предмета или направления обучения. Но именно учитель информатики способствует формированию нового типа мышления, характерного для члена информационного общества, ориентации ученика на саморазвитие и самообучение, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей. Именно он препятствует превращению ученика в потребителя информационно-телекоммуникационных услуг, а также воспитывает у него новую коммуникативную культуру.
Учебный процесс в школе все больше дополняется использованием на уроках информационных технологий и сети Интернет. Современный человек практически не может уже обойтись без персонального компьютера и «глобальной паутины».
Задача учителя информатики не только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к духовным ценностям, создать условия приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии. Приобщать личность к духовным ценностям позволяет использование на уроке информатики задач с краеведческим содержанием. Например, при изучении программы Excel предлагаю учащимся, найти в Интернет данные о численности и составе населения по Липецкой области, и с их использованием выполнить практическую работу, включающую в себя исследование соотношения численности рождаемости и смертности, браков и разводов.
При изучении баз данных, предлагаю учащимся создать справочники по темам «Достопримечательности нашего города», «Путеводитель по городу». При изучении программы PowerPoint учащиеся создают презентации «Мой город», «История города Липецк», «Наши фонтаны» и другие. Использование краеведческого материала имеет большой мотивационный потенциал и позволяет повышать интерес не только к изучению информатики, но и к изучению истории родного края, традиций, обычаев, более эффективно осуществлять взаимосвязь коммуникативного и социально-культурного развития учащихся.
Огромное значение в формировании нравственных идеалов и убеждений учащихся играет проектная деятельность. Каждый проект это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. Технологию проектного обучения применяю при изучении следующих разделов программы: «Компьютерные презентации», «Создание и редактирование документов», «Компьютерная графика» и др. Как правило, я предлагаю учащимся межпредметные проекты с целью интеграции знаний по истории, литературе, искусствознанию, основам православной культуры. Результат такой деятельности - создание мультимедийных продуктов. Моими учащимися созданы мультимедийные фильмы по темам: «Мы за здоровый образ жизни», «Русские православные праздники», «Русские православные обычаи», «Социальная реклама против табакокурения» и др., которые становились победителями и призерами творческих конкурсов. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. Знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.
В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками:
самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);
устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если обучающийся приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Информационная культура становится важной составляющей общей культуры личности.
В заключении хочется сказать, что в решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит семье и школе.
Привлечь внимание родителей к этой теме помогают беседы, консультации, совместное создание стенгазет, проведение праздников. Достаточно эффективным может стать метод «Мирового кафе», неформальная и дружественная атмосфера которого поможет пообщаться и высказать свою точку зрения на волнующие вопросы.
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д. Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.